Куда приводят технологии: гаджеты заменили детям друзей

Наши дети не только перестали играть в обычные игры, но уже и компьютерные им неинтересны. Что же им нужно, разбиралась «Вечерка». Сначала об исследовании. Его провела Лаборатория Касперского, опросившая в этом году российских родителей и их детей 4–18 лет. Большинство цифр не удивило: 54 процента малышей 4–6 лет являются владельцами смартфона или планшета, а к 11–14 годам их становится уже 94 процента. Более 70 процентов детей не могут жить без своего мобильника, а к 16 годам таких уже 85 процентов (в прошлом году — 80 процентов). Почти треть детей проводит в интернете все свое свободное время... Ну и так далее. Поднимите мне веки То, что подавляющее большинство современных детей жизни не представляют без гаджетов, стало уже общим местом. Ведь мы тоже ее такой не представляем. — Все это объяснимо. Во-первых, у многих из нас есть страх, что если мы не вручим ребенку гаджет как можно раньше, он в среде сверстников будет выглядеть белой непродвинутой вороной, — говорит автор исследования, эксперт Лаборатории Касперского по детской безопасности в сети Мария Наместникова. — Во-вторых, многие родители считают, что общение с гаджетами развивает мелкую моторику. Ну, и в-третьих, почти половина из них дает ребенку такой девайс в поездках, очередях и тому подобных ситуациях, когда мы не можем (или не хотим) тратить на общение с ним свое время. Многие ведь видели в отпуске типичную для нынешних отелей картину: приходишь на обед или ужин, окидываешь взглядом зал и понимаешь, что перед каждым из сидящих за столами детей стоит гаджет. Ребенок играет или смотрит мультики, пока родители спокойно общаются за едой. То есть сначала мы сами, своими руками приучаем малышей (у которых в принципе нормально с игрушками, раскрасками, конструкторами и т.д.) к тому, что смартфоном или планшетом можно активно пользоваться, занимая им все свободное время, а потом ахаем по поводу их поголовной зависимости. В итоге, делает выводы Наместникова, многие дети просто не понимают, как еще можно занять время. — Самое печальное, что по сравнению с похожим опросом прошлого года они стали в этих гаджетах все меньше играть и все больше смотреть видео (70 процентов против прошлогодних 67), — продолжает эксперт. — То есть, сидя в интернете, они меняют активное времяпрепровождение в игре (решение задач и квестов, обдумывание стратегий, попытки понять, как победить соперника и т.д.) на пассивный просмотр картинок и видеороликов. Причем никто не говорит, что они разочаровались в компьютерных играх, они им по-прежнему нравятся, вот только дети все больше предпочитают в них не играть, а смотреть стримы (трансляция игрового процесса. — «ВМ») — то, как другие выполняют за них все эти задания. Косвенно выводы лаборатории подтверждает и прошлогоднее исследование Института современных медиа MOMRI (ведущая исследовательская компания в области изучения медиапотребления в России. — «ВМ»). Например, они обнаружили, что наши дети сейчас смотрят телевизор в среднем в два раза больше, чем играют в игры на гаджетах. Если подумать, ничего удивительного, ведь современные ТВ-ящики давно уже перестали быть ретрансляторами исключительно телеконтента, являясь полноценным окном в интернет-мир. Более мелкие девайсы тоже не забыты: с 2016 года идет заметный рост видеопросмотров, и сейчас каждый третий российский ребенок периодически залипает в планшете или телефоне, глядя мультики или ролики. При этом половина детей до 12 лет каждый божий день смотрит YouTube. В топе Get Movies (самый популярный русскоязычный канал с мультфильмами — 23,1 миллиона подписчиков), «Маша и Медведь» (13,4 миллиона), а также личные видеоблоги: Ивангай (14,1 миллиона), Like Nastya (12,2 миллиона), Miss Katy и Mister Max (по 12 миллионов), TheКateClapp и Мaryana Ro (по 6 миллионов) и другие. Чем объяснить такое пассивное интернет-потребление? Хронической усталостью, считают специалисты по детской психике. — Не знаю, насколько грамотно делались приведенные вами исследования, но если предположить, что это так, думаю, объяснения очевидны, — говорит детский психолог и старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Гришаева. — Дети сейчас очень сильно устают. О ПК И ЛЮДЯХ ЖЕЛЕЗНОЕ НАЧАЛО Изначально понятие многозадачности было связано с компьютерными технологиями. В 1965 году ею «наградили» операционную систему IBM, благодаря чему ЭВМ могла делать одновременно несколько операций. ЦЕЗАРЬ ОТДЫХАЕТ Артист оригинального жанра, менталист и член комиссии по борьбе с лженаукой Юрий Горный много лет выступает с номером, в ходе которого делает несколько дел одновременно. Например, одной рукой играет на рояле, другой пишет осмысленный текст, декламирует стихотворение (параллельно подсчитывая количество букв в нем) и совершает два независимых математических вычисления (сложение и возведение в степень). ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ В США и Европе многие родители нанимают детям геймеров-репетиторов, чтобы чада преуспели в популярной игре Fortnite. Одни мечтают, что это проторит детям дорогу в профессиональный киберспорт, другие хотят, чтобы они стали в игре круче своих сверстников. НРАВЫ Способность к многозадачности может быть выше в полихронных культурах (от греч. polys — многочисленный, обширный, и др.греч. Χρόνος «время») . К таким относят страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Россию, юго-запад Европы, где делать одновременно нескольких дел нормально, а опаздывать на встречи не считается чем-то ужасным. В монохронных странах (Скандинавия, Англия, Германия, США и др.), где время и деятельность четко регламентированы и расписаны, людям жить в таком режиме сложнее.

Куда приводят технологии: гаджеты заменили детям друзей
© Вечерняя Москва