Войти в почту

Рисовать на памятниках можно

«У нас такой способ дружить — мы любим вместе поработать. Просто сидеть и болтать нам, видимо, было скучно, поэтому мы решили создать что-нибудь творческое, что-то для детей», — рассказывает Анастасия о четырёх подругах — иллюстраторах, преподавателях и владелицах художественных мастерских для детей. Евгения Русинова, Галина Иванова, Елена Гусева и сама Анастасия в 2015 году начали работу над первым в городе творческим гидом по Хабаровску. Художницы задумались о таком проекте, чтобы разнообразить занятия в мастерских познавательными прогулками со своими учениками. На этапе планирования маршрутов встал вопрос: куда можно сходить с детьми, чтобы это было интересно ещё и взрослым, и как сделать эти походы ещё и творческими? Вдохновившись сборниками игровых заданий для детей, выпущенными в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге и Перми, женщины захотели создать такой проект и для маленьких хабаровчан. «Родителей всегда беспокоит, как провести время с ребёнком, чтобы он развивался и при этом не задёргал маму, чтобы он был увлечён, — говорит Анастасия. — Поэтому мы решили создать такой альбом, в котором будут собраны специальные прописанные пути с заданиями и для детей, и для взрослых. Поначалу мы предполагали, что нам нужно продумать как минимум пять подобных маршрутов, сели писать и случайно составили тридцать». Направления путей для «Конструктора» рождались спонтанно. Художницы не проводили крупных исследований, старались во всём опираться на свой собственный опыт общения с детьми. Первыми испытателями придуманных ими планов прогулок и первыми критиками проделанной работы стали, конечно, собственные дети. Парки, аллеи, бульвары — любимые места самих авторов заняли первые места в списке готовых маршрутов. Воображение и свобода Рабочий процесс проходил полгода в атмосфере свободного творчества. У художниц не было определённого плана, каждый вносил в работу своё видение и свой результат. По словам Анастасии, так и сложилось многообразие заданий: каждый маршрут от начала и до конца разрабатывался одним из авторов. С таким объёмом работы подруги столкнулись впервые, и во многих рабочих деталях приходилось разбираться самостоятельно. Помощь в реализации проекта художницам оказывали не только их дети, но и друзья, среди которых нашлись редакторы, дизайнеры и верстальщики. Благодаря поддержке близких художницам удалось сделать сайт, презентующий их работу. «Просто так сложилось, что у нас были и дети, и квалификация, и ресурсы, чтобы создать такой вот путеводитель, — говорит Анастасия. — Нашей целью было придумать интересный способ погулять с ребёнком так, чтобы не только на аттракционах или игровых площадках развлекаться, но и по-другому научиться проводить время вместе, не придумывая чего-то излишнего. Благодаря альбому простая сборка гербария уже может стать интересной, если тебе предлагают подойти к этому с творческой точки зрения: что-то подписать, вклеить, разобраться. Наша задача — научить людей так смотреть на мир, как мы на него смотрим. Это мы и показываем в «Конструкторе». О Хабаровске на бегу По словам Анастасии, «Конструктор» нельзя назвать книгой в полном смысле этого слова. Мамы обычно запрещают детям рисовать в книжках, как-то разукрашивать их, тогда как «Конструктор» для этого и создан. Страницы альбома сделаны из специальной плотной бумаги, на которую хорошо ложатся и карандаш, и фломастер, и даже краски. Каждый маршрут, прописанный в альбоме, представляет собой не только список мест, где можно побывать с детьми. На полях путеводителя спрятаны исторические справки о Хабаровске, забавные факты о неприметных на первый взгляд вещах и специальные задания. К примеру, на страницах «Конструктора» юные исследователи и их родители могут обнаружить, сколько кипарисов находится в парке им. Муравьёва-Амурского, выяснить, окна каких видов расположены на фасаде городского ТЮЗа, запечатлеть лица и эмоции проходящих мимо людей, посчитать, сколько всего на Набережной выступает уличных музыкантов, и раскрасить на свой лад памятники городской архитектуры. Каждый рисунок в альбоме обращает внимание читателей на те детали, которые обычно остаются незамеченными во время прогулок: крыши старинных домов, спрятанные за ветками уличные фонари, таблички с названиями переулков и даже форма часов на фасадах зданий. Список маршрутов включает в себя места, которые можно пройти за один день, и те, которые объединены определённой тематикой. К примеру, маршрут под номером 12 посвящён храмам Хабаровска, а под номером 22 — железной дороге. Благодаря прогулке «По реке плывёт кораблик» ребята могут познакомиться с неизвестными словами, связанными с судостроением, — например, «сухогруз» или «дебаркадер». План под номером 28 содержит секреты приготовления вкусного грушевого варенья. Всего в альбоме собрано 28 маршрутов по шести районам города, которые включают 402 иллюстрации. Все изображения выполнены художницами либо от руки акварелью, либо при помощи компьютерной графики. «Этот альбом нужен не только для того, чтобы люди научились поднимать голову и видеть, какие у нас всё-таки есть прекрасные дома, — рассказывает Анастасия. — Он помогает родителям общаться с ребёнком на конкретную тему. В книге собрано всё то о Хабаровске, что каждый житель города должен знать: истории, связанные с коренными народами края, справки о бульварах, парках и площадях, полезная информация о памятниках и мемориалах. Для того чтобы всё это узнать, обычно люди идут в музей, где иногда бывает скучновато. А мы сделали маленькие выборки простыми и понятными словами и поместили всё это в небольшой справочник, который можно читать буквально на бегу». Второй «Конструктор» Авторы проекта распродали весь первый тираж: всего 400 экземпляров «Конструктора». С тех пор, признаётся Анастасия, жизнь художниц мало изменилась: в мастерских они вдохновляют детей и показывают им мир с помощью творчества. Сейчас подготовить второй тираж или выпустить продолжение с новыми маршрутами проблематично: в прошлом году одна из авторов, Евгения, переехала в Севастополь и там открыла свою новую мастерскую. «Этот проект был создан для души, нам всё это было интересно, — говорит Анастасия. — Мы поняли, что, если решим повторно выпустить тот же экземпляр или спроектировать новые маршруты, нам уже понадобится какая-то финансовая поддержка. Сами мы такой объём работы уже вряд ли потянем, но, конечно, хотелось бы. Сейчас мы много что делаем для родителей и их детей на базе своих мастерских. В эту сторону мы развиваемся каждый день».

Рисовать на памятниках можно
© Дальний Восток