Войти в почту

Логопед Людмила Казанцева: «Среди детей началась «эпидемия» молчания»

Профессия логопед в последние годы стала особо востребованной. А всё потому, что количество детей с нарушениями речи заметно увеличилось. Если в советские времена это были исключения из правил – один-два человека из класса, которые плохо читали, не справлялись с программой по русскому языку, то сейчас это просто какая-то «эпидемия». Почему так происходит, корреспонденту АиФ-Алтай рассказала барнаульский логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева. В чём виноваты телефоны? Ольга Сергеева, АиФ-Алтай: Людмила Алексеевна, как думаете, в чём причина? Из-за чего заметно выросло число детей с проблемами речи? Людмила Казанцева: - По моим наблюдениям, одна из главных причин - тяжёлая беременность и роды мамы. Я заметила, что дети, появившиеся на свет с помощью кесарева, в последствии обязательно сталкиваются с какими-либо речевым проблемами. Как ни крути, но наркоз даёт о себе знать... А вы посмотрите, что творится сегодня – кесарят через одну! Соответственно, и дети с нарушениями речи тоже встречаются практически через одного. Также влияют стрессы, экология и так далее. - Ситуация такова, что пора бить тревогу? - Я всю жизнь проработала логопедом. И не помню, чтобы нарушения речи у детей носили столь массовый характер. Начинаешь проверять первоклассников, и оказывается, что только у двух-трёх детей из класса сформирована устная речь, нет предпосылок на ошибки в письменной речи и так далее. Со всеми остальными нужно проводить коррекцию. А ведь раньше картина была полностью противоположной – всего один-два человека в классе имели подобные отклонения. Что характерно, сегодня проблема приобретает не только массовый, но и глубинный характер. - Может ли это быть связано с влиянием гаджетов? - Однозначно. Это вообще бич нашего времени. Малыш ещё не умеет говорить, но при этом почти в совершенстве владеет телефонами, планшетами и прочими гаджетами. Поток информации, который в таком случае обрушивается на него, огромен. Ребёнок не в состоянии всё это отфильтровать и элементарно понять смысл произносимых из телефона слов в силу своего возраста. Дети должны понимать лексическое значение слов. Мы показываем малышу яблоко и говорим, что это яблоко, какого оно цвета. Так формируется правильное понимание слов. А в телефонах же никто ничего не объясняет: ребёнок слушает, у него где-то что-то откладывается, но в каком виде и значении... В итоге это сказывается в будущем на развитии речи – дети не могут формулировать грамотно фразы, так как их речь и мышление очень сильно засоряются. Как следствие – становятся нервными, раздражительными, происходит задержка психического развития. - Что делать в таких случаях? Не давать ребёнку играть в телефоне? - Мы понимаем, что это в современном мире нереально. Да и не нужно. Ведь есть хорошие развивающие игры, приложения, способствующие развитию. Однако нужно понимать, что все они должны соответствовать возрасту ребёнка. Ограничивайте во времени, следите, фильтруйте то, что смотрят ваши дети. А ещё лучше – старайтесь больше сами общаться с ними – разговаривайте, читайте книжки, играйте, тогда малыш не будет тянуться к телефону. Поверьте, живое общение с мамой и папой ему интереснее. Однако часто родители, устав за день, предпочитают спокойно отдохнуть, пока малыш занят гаджетом. Из-за развития Интернета мы, к сожалению, стали меньше общаться друг с другом и со своими детьми. Как не пропустить проблему? - Дети начинают слышать речь с шестого месяца внутриутробной жизни. Влияет ли разговор родителей на то, как будет формироваться в будущем речь ребёнка? - Конечно. Поэтому мой вам наказ – разговаривайте со своим животиком, говорите ему, какой он хороший, любимый, как вы его ждёте. И когда малыш родится, тоже постоянно озвучивайте свои действия - я надеваю тебе красную шапочку, зелёные носочки и т.д. Очень полезно включать детям радио. Уверяю вас, в будущем это принесёт свои плоды. - Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек? - Да. Девочки развиваются быстрее, поэтому и речь у них тоже формируется раньше. К году они уже говорят фразами. Мальчики в силу своих физиологических особенностей в этом плане могут идти с небольшим запозданием, в этом нет ничего страшного. - Как родителям понять, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи? - В год ребёнок должен уметь говорить отдельные слова и строить простые фразы типа – мама, дай. К трём годам – уметь строить предложения, в четыре формируется фонематический слух – речь должна быть чёткой, понятной. В пять лет малыш должен уметь хорошо говорить, начинать пробовать читать. Если вы понимаете, что ваш ребёнок к этим возрастам не справляется с задачей, необходимо обратиться к специалистам. В первую очередь – к неврологу, который пропишет медикаментозное лечение, а уже после идти к логопеду. В идеале, все речевые проблемы у детей должны решаться до пяти лет. - Что делать, что ребёнок в первом классе с трудом осваивает азбуку? - Если он с неохотой читает, сглатывает окончания, если у него есть страх перед чтением, появляется прерывистое дыхание, слёзы - не нужно ни в коем случае заставлять. Всё это говорит о серьёзных проблемах. Нужно срочно идти к неврологу. - Может ли вслед за речью у детей снижаться фантазия и в целом творческая активность? - Из-за проблем с речью снижается общая успеваемость, дети замыкаются. Впоследствии появляется физическая гиперактивность. Не нужно ни в коем случае в таких ситуациях кричать на ребёнка, ведь таким образом он просто хочет обратить на себя внимание. Родителям и педагогам нужно объединяться и работать над данной проблемой. - Какие ошибки часто допускают родители, желая быстрее научить ребёнка говорить? - Есть такое понятие, как переразвитие речи. Или иными словами - речь на показ. Это очень вредит. Родители заставляют дошколят пачками учить и потом на публику декларировать стихи, восхищаясь своим чадом. У детей до шести лет очень хорошо развита память, но нет внимания. Поэтому они могут запоминать много, но часто не понимая смысла стихотворений. А это в итоге обернется серьёзными проблемами в школе. Всё должно быть в меру. - Правда, что развитие мелкой моторики прямым образом сказывается на развитии речи? -Да. Недаром говорят - вся наша речь - на кончиках пальцев. Поэтому я настоятельно рекомендую развивать мелкую моторику. Например, мой любимый способ – делаете на картоне панно в виде ромашки, а потом ребёнок выкидывает сердцевину цветка зернышками гречки, лепестки – рисом и т.д. Мальчикам можно сделать звезду. Дети очень любят это. Занимайтесь со своими детьми, расширяйте их кругозор, словарный запас – это залог того, что они в будущем станут успешными и преуспевающими!

Логопед Людмила Казанцева: «Среди детей началась «эпидемия» молчания»
© АиФ - Алтай