Как разговаривать с детьми про пиво и гаджеты: советы родителям от лучших педагогов Екатеринбурга
На конкурсе «Воспитатель года» вчера выбрали самых лучших воспитателей и педагогов-психологов, которые работают в детских садах Екатеринбурга. В одном из конкурсов, который назывался «Открытый микрофон», воспитатели вместе с руководителем департамента образования Екатериной Сибирцевой обсуждали несколько очень интересных кейсов про родительство. Баттла из этого не вышло, педагоги не спорили, а скорее дополняли друг друга. Но их выступление — это просто кладезь мудрости для родителей, поскольку участвовали в дискуссии шестеро финалистов, которые прошли несколько этапов отбора. Это по-настоящему талантливые и опытные воспитатели и психологи, которые отлично знают и понимают детей. Мы решили познакомить вас с этой дискуссией, поскольку в ней прозвучали очень знакомые для всех родителей темы — например, в какие игры играть с детьми, как отвлечь их от гаджетов и как доступно объяснить вред алкоголя. Знакомьтесь с участницами обсуждения, воспитателями и педагогами-психологами: Александра Волосникова, детский сад № 144, Кировский район; Ольга Гурьева, детский сад № 431, Орджоникидзевский район; Ольга Смирнова, детский сад № 519, Чкаловский район; Дарья Сарасек, детский сад № 189, Верх-Исетский район; Елена Таланова, детский сад № 233, Ленинский район; Ольга Харинова, детский сад № 411, Орджоникидзевский район. Вопросы участникам задаёт Екатерина Сибирцева. Про игру, в которую дети играют сами — Какой должна быть детская игра? Должны ли взрослые устанавливать какие-то рамки? Ольга Гурьева: — Игра, исходящая от ребенка, — это очень важно, но рамки должны быть обязательно. Взрослый отслеживает, наблюдает за игрой: если есть откровенно агрессивное поведение у кого-то из детей, мы должны это прекратить, наша задача — сохранить здоровье. Если есть нецензурные выражения — остановить. Вмешиваться, если видим проявления асоциального характера. — Приведите пример! — Например, идет сюжетно-ролевая игра «Семья» и мальчик, который играет роль папы, говорит: «Пойду в магазин, куплю алкогольный напиток». Здесь нужно вмешаться, корректно разобрать эту ситуацию, ведь дети не понимают вреда алкоголя, они просто воспроизводят то, что видели дома, а наша задача — объяснить, что алкоголь вреден. Я, взрослый, в этой ситуации могу быть, например, продавцом в магазине. И спрошу у мальчика: а зачем тебе? Он может ответить, например, что вот у меня папа выпивает и становится весёлый. И тут моя задача — аккуратно и корректно перевести разговор на здоровый образ жизни. — Если дети играют сами, нужен ли вообще воспитатель, родители? Ольга Смирнова: — Воспитатель всегда находится рядом, занимается поддержкой детской инициативы. Мы выступаем в роли не инициатора игры, а скорее участника, чтобы игра оставалась самодеятельностью. Сюжет, направления игры, правила — всё определяют дети, мы просто играем. — Скажите конкретно, вот я мама. В какую игру мне поиграть с моим ребёнком? Ольга Смирнова: — Например, в конструктор, но и тут исходим из интересов ребёнка — что он сам захочет. Хотя бывает, например, такое: взяли конструктор, понастроили оружия и начали с ним бегать. Задача воспитателя — такую игру немного переделать. Мы не говорим им, что совсем нельзя оружие, но мы можем заодно в игре обсудить, в каких случаях берут оружие, кто его применяет. — А у вас есть любимые игры, которые вы советуете? Александра Волосникова: — Конечно, у всех воспитателей любимые игры — спокойные, особенно если группа большая, настольно-печатные виды игр — это просто удобнее. Но, на самом деле, очень важно играть в подвижные игры, бегать, кататься с горки вместе с детьми. Во что играть дома — это должен решить сам ребенок, а наша задача — просто его поддержать. — А если мой ребёнок играет на телефоне, на планшете, что делать? Ольга Гурьева: — Мы не будем говорить, что гаджеты — зло, есть и хорошие, развивающие игры. Но надо думать и о здоровье, с этой точки зрения надо ограничивать игры. Я бы так сказала: а давай мы с тобой поиграем в ту игру, в которую мы играли с папой, когда были маленькие. Эти игры нашего детства — резиночки, классики и прочее, — поверьте, детям очень интересны. Сейчас проблема у детей в том, что нет передачи опыта подвижных игр от старших детей младшим. Многие боятся отпускать детей во двор играть, если двор не закрыт. И мы как родители можем им помочь, передать им этот опыт вместо старших детей во дворе. Про раннее развитие и одарённых детей — Этот вопрос очень часто задают родители дошкольников и обсуждают на родительских форумах. Как вы относитесь к раннему развитию? Елена Таланова: — Важный вопрос для молодых мам. Все хотят сделать так, чтобы детки были самыми грамотными, умными, знали английский чуть не с шести месяцев. Конечно, нужно много всего показать и рассказать ребёнку. Когда малыш лежит в коляске, а мама во время прогулки говорит, что листики пожелтели, потому что осень, со стороны может казаться, что мама говорит впустую, но на самом деле нет: ребёнок слышит и понимает, и такое развитие действительно важно. Но не стоит учить по каким-то серьёзным системам, иногда раннее развитие — это просто игра в кубики. Или дайте ребенку пирамидку. Сейчас трех-, четырехлетние дети приходят в садик и впервые там видят пирамидку или не умеют собирать матрёшку. Дарья Сарасек: — Раннее развитие должно носить эмоциональный характер: эмоции, прикосновения, нежность — это самое главное, что можно дать малышу. Я не понимаю, когда родители торопятся, боятся не успеть обучить чтению или письму, ведь у ребенка зоны головного мозга формируются к определённому возрасту. Но я — за раннее развитие его эмоциональной сферы. Ольга Харинова: — Исходя из своего опыта скажу: многие родители хотят научить ребенка как можно раньше читать, писать, но забывают рассказать простые истины. У меня была мама, которая водила дочь на английский, девочка хорошо умела считать. Но на простой вопрос, какой формы стол, она не смогла ответить. Всему должно быть свое время, и у каждого малыша — своя траектория развития. — Родители часто, когда приводят детей в школу, говорят про своего ребёнка, что он очень одарённый. Как относиться к детской одарённости, как реагировать на такие слова родителей? Ольга Харинова: — Одаренность нужно развивать. Мы работаем с детками с ограниченными возможностями здоровья, но это не исключает того, что они бывают очень одаренными в интеллектуальном плане. Работая с одарёнными детьми, очень важно успевать их морально, психологически поддерживать. Елена Таланова: — Это замечательно, когда родитель верит в своего ребёнка и в то, что он одарённый. Потому что мы часто сталкиваемся с другим — с тем, что не верят. Так что лучше пусть верят. — Когда мы включаем телевизор, то часто слышим, что важно быть успешным. Насколько это важно для ребёнка — быть успешным, или неудачи тоже порой важны? Дарья Сарасек: — Конечно, важно быть успешным, ведь дети живут в обществе, они вырастут, важна и их дальнейшая жизнь, работа. Но важно научить ребёнка не просто быть успешным, а быть успешным в команде. Замечать свои ошибки и ошибки других, помогать другим. Ольга Харинова: — Успех и неудачи вызывают у нас сильнейшие эмоции. Конечно, родители всегда хотят оградить от негативных эмоций, мы хотим, чтобы наши дети всегда были счастливыми. Но негативные эмоции — это часть нашей жизни. И успехи, и неудачи — из этого складывается жизнь каждого человека, и важно научить детей переживать неудачи, это важный опыт. Почитайте советы психолога Анны Быковой о том, почему полезно быть «ленивой» мамой. А здесь — наш материал из цикла «Мозговой штурм» — о том, как помогать в развитии одарённым детям.