Почему на западе детей учат выживать в природе, а у нас – нет

Эксперт о проблемах организации отдыха во время каникул В России подрастает поколение, рожденное в период путинского бэби-бума. Василий Овчинников, генеральный директор «Мосгортур» уверен, что в ближайшие годы направление откроет для предпринимателей целый океан возможностей, но при условии, что им будут помогать. Пока же препятствий на пути столько, что многие предприниматели опускают руки, организаторы переориентируются на заграничные лагеря или вовсе отказываются от этого вида деятельности. С Василием Овчинниковым беседовала корреспондент HL Екатерина Трофимова. До летних школьных каникул остался всего месяц. Каким обещает быть предстоящий сезон? В целом лето, думаю, будет похоже на прошлое. Но есть одно важное изменение – законодательно закреплены реестры лагерей детского отдыха, которые должны появиться в каждом регионе. И местные власти прямо отвечают за то, что попавшие в список объекты прошли проверку и детей можно спокойно туда отправлять. Где искать такой список? Пока единообразия нет. Это не какой-то общий реестр для всей России. Детский отдых входит в полномочия субъектов Федерации, и они сами определяют, кто занимается этими вопросами. В Москве, например, Департамент культуры столичной мэрии делегировал задачу нашей компании, «Мосгортур», список находится на сайте. Требования к реестру наверняка будут меняться, но уже можно сказать, что в России появились места для детского отдыха, за которые отвечают не просто частные предприниматели, но и региональные чиновники. Это, видимо, повлияет на все. В частности, я думаю, со временем будет меньше лагерей на базе просто гостиничных комплексов. С другой стороны, возможен дефицит мест в лагерях, попавших в реестр. Какие типы лагерей сейчас востребованы? Больше всего спрос на типовой детский отдых, то есть, лагеря, в которые ребенок уезжает на две-три недели. Остальное – различные экскурсионные и школьные программы. В последнее время наметился новый тренд: если еще четыре года назад был четкий запрос родителей на дополнительное образование детей во время каникул, то сейчас они хотят, чтобы ребенок просто развлекся и отдохнул. Видимо, школы слишком сильно перегружают детей знаниями. Кстати, обеспечить такой отдых, чтобы ребенок «оторвался» по полной и соскучился по учебе, могут немногие. Разве что несколько лагерей в Крыму, где изначально заложен курортный формат. Расскажите о проблемах. Что сейчас мешает детскому туризму? Нет государственных инвестиций в развитие индустрии. Зато в последние два года очень ужесточись требования к детским лагерям. И если человек раньше вел этот бизнес просто ради денег, сегодня он, наверное, задумается: не лучше ли на той же территории организовать отдых для взрослых или коттеджный поселок. Есть шутка о том, что надзорных органов в России больше, чем отраслей. И это так. Но сегодня к государственным ведомствам добавились еще и общественные организации, которые тоже получили право проверять лагеря. При этом, в отличие от Роспотребнадзора, Пожнадзора, прокуратуры, у них нет никаких регламентов и ограничений, отсутствует понятие «превышение полномочий». И они могут приходить в лагерь без графика, без предупреждения. В результате там почти всегда присутствует кто-то из проверяющих. Год назад это стало просто катастрофой: постоянные проверки исключали из операционного процесса всех сотрудников, от вожатого до директора, что конечно же сказывалось на качестве. Дошло до того, что большие лагеря как берут дополнительного специалиста – «гида», и он, не отвлекая остальных, водит каждый день с утра до вечера тех или иных проверяющих. Но все равно детский отдых не стал сложнее, чем любое другое социальное предпринимательство, которое всегда сопровождается засильем бюрократии и контролирующих структур. А что говорит иностранный опыт? Я недавно был в Японии. У них нет детских лагерей как сущности, но даже там дети всегда вместе со школой летом выезжают в другой район – в горы или на океан. Живут обычно в школьном спортзале – просто штабелями спят, и никого это не смущает, считается нормальным. И они много ходят, лазают по горам. Такая аскетичность идёт детям на пользу? Это не столько аскетичность, сколько отсутствие гиперопеки. Мне нравится, что за границей нет чересчур трепетного отношения к условиям проживания, как у нас. Никого не пугает, что ребенок будет бегать в туалет в какое-то отдельно стоящее здание. Да, туалеты чистые, и есть горячая вода, но она не обязательно должна быть в номере или даже в корпусе. Это может быть общий блок, где много душей, как в спортзалах. Не поверите, но там совершенно нормально относятся к тому, что ребенок в лагере может вывихнуть ногу, его может укусить какое-то насекомое. Родители уверены, что ему будет оказана медицинская помощь, и сильно не переживают. Они знают, что ребенок точно не свернет себе шею и не грохнется с большой высоты, но может упасть с высоты собственного роста или обжечься растением. И это – часть программы, потому что человек должен уметь работать с природой. Вообще взаимодействия с природой у наших иностранных коллег гораздо больше. Там действительно ребенка учат в природе выжить. У нас же это либо гипертрофировано, когда речь идет о специальном походном лагере с жесткими условиями, либо детей совсем не сталкивают с природой, с ее опасностями. А надо знать эти опасности и уметь как-то с ними управляться – либо избегать, либо грамотно реагировать. Вот этой связи с природой, с экологией у нас нет. А в остальном мы очень похожи. И вполне конкурентоспособны. Мы же – советская школа, а она, собственно, во многом была заимствована у коллег-скаутов. Но там эта история не прерывалась какими-то вооруженными конфликтами или трансформациями государства. И дети, которых наши родители отправляют в заграничные лагеря, не чувствует радикальной разницы. Но с точки зрения физической активности там легче. У нас сейчас почти нигде нельзя плавать, нельзя ездить на лошадях. Там это все доступно. И в этом плане, конечно, заграничные лагеря удобнее. Что будет дальше? Детский туризм в России имеет шансы? В 2018 году мы совместно с компанией «Делойт» выпустили первое комплексное исследование рынка детского отдыха. И выяснили, что в России ожидается естественный прирост детей школьного возраста, за счет того бума рождаемости, который наблюдался до кризиса. Примерно за 10 лет рынок должен увеличиться на 20% (около 2% в год). Также оказалось, что есть родители, которые никогда не отправляли детей в лагерь, но подумывают сделать это. По оценкам «Делойт», они могут дать еще 2% ежегодного роста. То есть, всего предполагается увеличение рынка на 4% в год. Но такой рост тяжело заметить эмпирически, по продажам, а качественная статистика индустрии, к сожалению, отсутствует, и объективно посмотреть, что происходит – рост или падение – невозможно. Тем не менее, я считаю, что все услуги, все товары, все предложения для школьников обречены на успех. Поэтому у рынка точно есть потенциал для роста. Особенно, если будет поддержка со стороны государства и общественности, начнет появляться положительная информация в СМИ и соцсетях, будут сниматься фильмы про детский отдых. Родителям расскажут о его пользе. Тогда мы сможем вернуть утраченные позиции и встать наравне с такими странами, как Австралия и США, где эта система налажена так, что в лагерях бывают практически все дети, а не 10%, как у нас. Но пока наша тяжёлая бюрократическая машина будет раскачиваться, не получится ли так, что организаторы отдыха просто переориентируются на заграницу? Мы наблюдаем тенденцию к тому, что организаторы отдыха, которые собрали пул клиентов, смотрят в сторону, например, Болгарии или Турции. Цена за проживание, питание и все остальное там ниже, и отсутствует головная боль, связанная с проверками и высокими требованиями. Они с этим искушением, я думаю, в прошлом году боролись. И кто-то продолжает бороться, а кто-то, наверняка, уже перевел свои проекты за границу. А что важно для родителей? По каким критериям они выбирают лагерь? Для родителей сегодня самый чувствительный фактор – цена. Даже в Москве. Мы сами как туроператор это четко видим. Как только мы снижаем цену, все продается сразу. Если предлагаем хороший продукт с эксклюзивным контентом, но чуть дороже, продажи идут очень тяжело. Примерно сопоставимое значение имеет близость к дому: родителям кажется, что так безопаснее. К тому же, чтобы отправить ребенка одного за границу у родителей уже должен быть свой опыт такого отдыха. Но в ближайшее время, я думаю, цена останется решающим фактором, и любой лагерь в низком ценовом сегменте точно будет продан и заполнен. Следует помнить: чем дешевле предложение, тем сложнее обеспечить высокий уровень безопасности и питания. Понятно, что в этом случае предприниматель сэкономит на еде и на квалификации персонала, от которого не в последнюю очередь зависит безопасность детей. Полноценное питание в российском лагере не может стоить меньше 600–800 рублей в день. На 14 дней, соответственно, от 8 400 до 11 200 рублей. И если стоимость путевки равна этим цифрам и даже меньше – это весомый повод задуматься. Родителям надо очень внимательно все смотреть и считать, чтобы в попытке сэкономить не перейти вот эту грань. В этом году цены на детский отдых выросли по сравнению с прошлым? И сколько потратят родители, чтобы отправить ребёнка на смену? Рост цен в среднем составил 10-15%. С учётом этого, в Московской области на отдых в детском лагере надо закладывать 40–45 тыс. Смены здесь, в отличие от курортных регионов, могут быть короткими – 14 дней, но есть и стандартные предложения - 18-21 день. В Крыму на детский отдых московские цены. В Краснодарском крае немного дешевле – от 35 до 40 тысяч. Но в любом случае, если детей отправляют на юг, надо дополнительно закладывать расхода на транспорт. В средней полосе России сохранились тарифы прошлого года: стоимость путевки на 14-21 день обычно колеблется от 28 до 35 тысяч рублей.

Почему на западе детей учат выживать в природе, а у нас – нет
© HotLine.travel