Зачем шуршать конфетой?

В их репертуаре появились интерактивные проекты: спектакли для самых маленьких зрителей, их возраст варьируется от 1 до 7 лет, идут они на малой сцене или в отдельном пространстве. Дети не просто смотрят действо, но и являются его созидателями и участниками. В Приморском театре кукол с большим успехом прошли премьерные показы интерактивной пьесы «Лес чудес». А в драматическом театре молодёжи запущен таинственный проект «Сонландия». Бэби театр бывает разный Совершенно отдельная фантастическая реальность возникла в фойе Приморского театра кукол. Часть пространства преобразилась в поляну. С марта сюда приглашают самых юных зрителей на проект «Лес чудес», созданный на приёмах бэби-театра. Возрастная планка понижена до одного года, поэтому без помощи взрослых не обойтись. Малыши вместе с родителями, бабушками и дедушками устраиваются на мягких подушках. Главная творческая задача - не только смотреть спектакль, но и участвовать в нём. - Бэби театры отличаются небольшим количеством зрителей и их активной ролью внутри спектакля, - поясняет художественный руководитель театра кукол Виктор Бусаренко. - Это не сюжетная постановка, здесь нет определённой истории - с завязкой и развитием. Это обучающе-познавательный театр для самых маленьких, сочетающий в себе признаки драматического театра, квеста и анимации, игры. Актёры выступают в роли проводников в жизнь леса и его обитателей. Дети не прикованы к зрительскому месту - они могут передвигаться по площадке. Элементы интерактива для театра кукол не новы. В процессе спектаклей зрители часто помогают герою, попавшему в трудную ситуацию подсказкой, выражают симпатию или антипатию тому или иному персонажу. - А здесь, выходя на поляну, они сами становятся актёрами, - продолжает Виктор Бусаренко. - Никогда не знаешь, как будет развиваться та или иная сцена или мизансцена. За основу спектакля взята пьеса автора из Казани Ольги Журавлевой. Первоначальный вариант пришлось основательно переделать. Впрочем, как говорит художественный руководитель, важна идея, а не строгое отношение к тексту. - Представление о бэби-театре бывает очень разное, - рассказывает режиссёр спектакля Роман Легкодухов. - Анимационные комнаты для детей в большом городе - не редкость. Весёло кидаться друг в друга кукурузой, резвиться - тоже бэби театр, но чисто развлекательного характера. У нас на 50% - театральное представление - кукольное, актерское, 50% - участие детей. За руку, а иногда на руках родителей. Большую роль играют тактильные ощущения. С реквизитом и зверьками можно играть. Режиссёр заметил, что в проекте много неожиданных моментов для детей и взрослых. Родители привыкли на детских спектаклях отдыхать, зарываясь в гаджеты. А здесь нужно помочь малышам освоиться в новом для них театральном пространстве. - Дети все разные, бывают импульсивные, многие хотят унести с собой реквизит - грибы, ягоду, - улыбается Роман Лехкодухов. - На этот случай есть игра на возвращение. 30 минут длится основное действие, десять минут отводится на прощание. Как правило, малыши с поляны уходить не хотят. Они ещё не коллектив - каждый ребенок немного сам по себе знакомится с первой театральной историей. Добавим, что в проекте «Лес чудес» работают актёры театра - Алексей Авдеев и Виктория Орешкина. Художниками и декораторами выступили Ольга Биккель и Алина Зелёнова. Стоит отметить, что в Приморском театре кукол традиционно на малой сцене играют спектакли для малышей, которые только начинают познавать театральное искусство. Действие происходит в фойе, в уютной, камерной обстановке. Пьесы невелики по формату, малыши не успевают устать. Малая сцена - некий подготовительный театральный класс, готовящий ребёнка к большой драматургии. Творцы волшебных сновидений Другой интерактивный проект - «СонЛандия» заработал на малой сцене Приморского театра молодежи. Автор спектакля - режиссёр Виталий Дьяченко. Действие происходит в волшебном шалаше, где дети видят и разгадывают сны. - Есть такая тенденция, когда театральные формы используются вне театров и наоборот, театры апробируют непривычные для них приёмы, - говорит режиссёр. - Педагогические, развлекательно-аниматорские. Это первый спектакль в жизни маленького человека. Интерактивный проект учит ребёнка взаимодействовать с театром, при этом актёры не произносят заумных слов и сложных понятий. Не театр теней, а театр сновидений. Ребёнок может быть одновременно драматургом, режиссёром и актёром на бессознательном уровне. - Можно ли отменить нравоучения, вроде «Не шурши конфетой во время представления»? - рассуждает режиссёр. - Обычно как происходит? Если ребёнок шумит, его выводят из зала, и театр для него заканчивается. А если он увлечён, ему и в голову не придёт кому-то мешать, капризничать. Театр входит в детей как матрица существования. Есть игра, где нужно что-то разгадывать, общаться с героями. Это интересно, и есть свобода выбора: ребёнок может прийти и уйти, играть или наблюдать за происходящим. Появлению проекта «СонЛандия» на сцене молодёжного театра предшествовала удивительная история. Впервые идея родилась в Петербургском музее городской скульптуры. Только там дети видели сны не в шалаше, а внутри троянского коня. Одну из девушек-героинь звали Ниёле. Тогда и были придуманы литовские имена остальным. - Решили, что идея может путешествовать дальше, - добавляет режиссёр. - Так она добралась до Владивостока. В этом проекте родители по желанию могут принимать участие в действии или оставаться зрителями, если ребенок готов к самостоятельности. Высший пилотаж - свободное импровизация без оглядки на маму. Возрастные рамки участников - от трёх до семи лет. Родитель должен привыкнуть, что его ребёнок - личность, считает режиссёр. Видит, чувствует, понимает по-своему. - Абсолютно новое веяние в театральном мире, - высказывается художественный руководитель театра Лилия Василенко. - Это похоже на прогулку в сказку, когда дети начинают знакомиться с театром ещё в фойе, проходят с артистами за ручку в зал, являются создателями и участниками спектакля. Каждый раз премьера, каждый раз рождается новый сюжет. С помощью фигурок театра теней воображение ребёнка дорисовывает образ. Это история про любовь к театру с первого взгляда. Возможность прикоснуться к искусству через сочинение собственной сказки. Так мы выращиваем свою будущую публику. Именно так создаётся настоящий уютный и домашний театр, который даёт ребенку возможность развиваться, а не просто просидеть целый час в кресле, - говорит мама юного зрителя Надежда Бурова. - А так и хочется сорваться с места и шагнуть в этот удивительный мир сказок и волшебства! Сказку можно потрогать руками, обнять её, фантазировать о самых разных чудесах и персонажах. В спектакле заняты актёры - Олеся Белоконь, Анна Шевелёва, Юлия Орышечко, Юрий Шадрин, Николай Тирищук. - Каждый раз новая история получается, всё зависит от того, какие дети придут, и что принесут в своих замечательных головках, - делится актриса, героиня спектакля Юлия Орышечка. - Мы погружаем их в мир сновидений, а дальше все непредсказуемо. К спектаклю нельзя подготовиться заранее, этим он интересен. И в то же врем, мы ведём зрителей за собой, ищем в них отклик, замечательно, если наши мысли и чувства совпадают. Для нас проект «Сонландия» - новый виток в актерской биографии. Нежный, трогательный, лёгкий, наивный, который рождает только положительные эмоции. КСТАТИ Показы интерактивного спектакля «СонЛанлдия» состоятся на малой сцене Приморского театра молодёжи 4,5, 24 и 25 мая. Начало в 10.30. Проект «Лес чудес» пройдёт 11 и 25 мая на сцене Приморского театра кукол. Начало - в 10 часов.

Зачем шуршать конфетой?
© АиФ-Владивосток