Методика раннего развития Сьюзен Гудвин и Линды Акредоло

Предлагаем вам ознакомиться с методикой американских психологов Сьюзен Гудвин и Линдой Акредоло, направленной на всестороннее развитие детей с самого рождения. По уверениям авторов, данная методика – это результат многолетних исследований, в ходе которых они пришли к однозначному выводу: чем больше ребенок узнает в первые годы своей жизни, тем лучше будет развит его мозг. Методики раннего развития пользуются большой популярностью у современных родителей, стремящихся вырастить из своих детей гениев. Поэтому почти с самого рождения многие малыши посещают различные кружки, детские центры развития и специализированные детские сады, работающие по определенной программе. Отметим, что желание родителей как можно раньше научить своих детей всему и сразу вызывает множество вопросов в экспертной среде и у старшего поколения. Однако нельзя не признать, что дозированное внедрение методик и программ раннего развития в жизнь ребенка может положительно повлиять на тот или иной аспект физического, интеллектуального или эмоционального развития малыша. Главное, выбрать наиболее подходящую методику/программу. Благо выбрать сегодня есть из чего – вниманию родителей предлагается огромное количество самых разных программ и методик. Из числа многих известных методик раннего развития (Глена Домана, Марии Монтессори, Бориса и Елены Никитиных и др.) не последнее место занимают занятия по системе, предложенной Сьюзен Гудвин и Линдой Акредоло. Предпосылки возникновения методики Американские психологи Сьюзен Гудвин и Линда Акредоло долгое время занимались изучением особенностей функционирования человеческого мозга на ранних этапах развития. В результате своей научной деятельности они пришли к выводу, что ощущения и впечатления детей влияют на формирование физической структуры мозга. То есть, практически любой процесс, в котором задействован малыш, активизирует клетки мозга и приводит к возникновению новых нейронных связей. Также в ходе своих исследований Гудвин и Акредоло выяснили, что дети, использующие для общения язык жестов: легче и быстрее учатся говорить; имеют более обширный словарный запас; набирают более высокие баллы при тестировании; играют в более сложные игры; обладают улучшенными коммуникативными навыками. Методика Сьюзен Гудвин и Линды Акредоло получила признание в США лишь в 1996 году – когда психологи завершили свое двадцатилетнее исследование, направленное на выявление критически важных этапов развития детей и проверку действенности предлагаемой методики. По результатам проведенных экспериментов, в которых участвовало более 140 семей с 11-месячными детьми, было доказано, что малыши, обучавшиеся по этой методике, демонстрировали более высокие показатели развития до 8 лет, по сравнению с контрольной группой. Особенности методики В основе методики лежит эффективное развитие речи, памяти и мышления, которое реализуется посредством использования системы упражнений и игр. По мнению ученых, впечатления детей, полученные от внешнего воздействия (пения птиц, чтения стихов, поглаживаний и пр.), способствуют появлению и укреплению нервных связей. В своих работах Акредоло и Гудвин рассказывают о сложных экспериментах по изучению развития мозга детей понятным, интересным и простым языком, объясняя значимость этих знаний для родителей. Авторы выделяют несколько очень важных этапов жизни ребенка: в течение первых полутора лет ключевую роль играет развитие навыков социальной адаптации; до 3 лет у детей формируется речь и словарный запас; музыкальным способностям следует уделять внимание от 3 до 12 лет; для логики и математического мышления наиболее благоприятным является период 1-4 года; первые 4 года так же очень важны для развития моторных навыков. Психологи отмечают, что развитие той или иной области мозга зависит от степени ее стимуляции. Например, если ребенок регулярно слушает музыку, слуховая область его мозга работает активнее других. Кроме того, по данным исследований развитие музыкальных способностей на ранних стадиях благоприятно влияет на области, отвечающие за математическое мышление. В отличие от других методик раннего развития программа занятий, предложенная Акредоло и Гудвин, не обещает вырастить «суперребенка». Она всего лишь помогает родителям учитывать индивидуальные особенности малышей, которые формируются в результате влияния окружающей среды. Вместо того чтобы сравнивать детей со сверстниками, авторы предлагают предоставлять им право выбора – маленькую частичку независимости, способствующую формированию самостоятельности и индивидуальности. В методике изложено поэтапное развитие речи, рассказано об особенностях развития памяти детей, а также представлен ряд рекомендаций, которые объясняют родителям, как правильно помочь ребенку в восприятии окружающей среды. Среди важных тезисов, предложенных авторами для эффективного построения коммуникации с малышом, можно выделить: Обучение должно быть активным. Каждый ребенок – личность со своими особенностями развития, действующая по собственному плану. Не нужно забывать о развлечениях. Поддержка и участие родителей – залог успешной учебы. Правильное воспитание предполагает полезное общение, а не идеальное. Институтские приемы противоречат здравому смыслу. Занимаемся с удовольствием: игры и упражнения по методике Сьюзен Гудвин и Линды Акредоло На русском языке издано две книги Сьюзен Гудвин и Линды Акредоло из серии «Здоровый и умный ребенок»: «68 игр для развития мозга, в которые дети играют с наслаждением» и «Детские знаки: как говорить с ребенком, пока он не научился говорить». В каждой из них подробно описаны способы обучения ребенка и предоставлены рекомендации по проведению занятий. Особое внимание психологи предлагают уделить развитию устной речи. Для этого они разработали специальный механизм общения с ребенком посредством языка жестов. По мнению авторов, если начать обучение с самого рождения, ближе к году с их помощью малыш сможет выражать различные понятия и «говорить» о своих желаниях и потребностях. Такой подход не только будет способствовать более эффективному общению с ребенком, но и ускорит становление его речи. Главное условие: жесты должны быть понятными, простыми и желательно ассоциироваться с изображаемым предметом. Например, почесывание за ухом может означать собаку, а царапающие движения – кошку. При введении нового знака необходимо постоянно говорить о нем, чтобы закрепить в памяти ребенка. Для развития понимания причинно-следственной связи, а также навыков решения проблем и самостоятельности Акредоло и Гудвин предлагают развешивать над манежем новорожденного простые игрушки, такие как погремушки и колокольчики, и протягивать от них ленточки к рукам или ногам ребенка. При каждом движении ребенка они будут звенеть, давая ему понять, что это он приводит их в действие. С года можно начинать вводить такие игры, как прятки: прятать себе лицо и привлекать внимание малыша, стимулируя его к поиску, а затем меняться ролями. Также можно играть в игры причинно-следственного характера, которые углубят понимание ребенка о том, что каждое действие имеет свою реакцию (например, показывать язык, когда он нажимает на нос, или сдувать надутые щеки при нажатии на них). В этом же возрасте малыш будет проявлять интерес и к подобным игрушкам, поэтому не лишним будет предложить ему, например, клоуна, выпрыгивающего из коробки при нажатии на рычаг. Родители могут с рождения развивать память ребенка, показывая ему окружающий мир и позволяя изучать что-то новое. Для этого на прогулке ему показывают окрестности, берут с собой в музеи, магазины или кафе. Очень важно менять положение малыша в манеже, чтобы он мог изучать обстановку в комнате. Немалое значение имеет наличие режима. Регулярно повторяющиеся действия в течение дня способствуют запоминанию. Ребенок в возрасте 1-3 лет может без проблем учить небольшие стишки, поэтому необходимо уделять внимание повторению полюбившихся четверостиший. Развитию не только памяти, но и речи будет способствовать совместный просмотр фотографий и видеозаписей с комментариями и вопросами взрослых о событиях, происходящих на изображении. Также авторы рекомендуют вечером перед сном спрашивать детей о том, что они делали на протяжении дня. Помимо упражнений и изучения знаков, особое внимание они советуют уделять чтению и живому общению, выступающими ключевыми элементами развития речи и памяти. Недостатки методики Надо заметить, что принципы, изложенные в методике, не новы. Миллионы родителей веками воспитывают и развивают ребенка с помощью общения, чтения книг и знакомства с окружающим миром. Но настораживает один метод, предлагаемый авторами: обучение малыша с пеленок «языку» своеобразных жестов, который может быстро перерасти в привычку и восприниматься малышом, как общепринятая модель поведения. Как известно, от привычек избавляться намного сложнее, чем научить малыша «показывать язык» или «чесать за ухом», как предлагают авторы методики.