Репетитора-пианиста Мгера Махсудяна отправили под домашний арест
Практически 99% комментаторов, а среди них есть и известные музыканты, требуют жесткого наказания для Мгера Махсудяна. Вплоть до тюрьмы. Его педагогические приемы, здесь сомнений даже нет — недопустимы. Так ругать восьмилетнего ребенка, распускать руки — нельзя. Хотя насчет рук — репетитор не избил девочку, как трактует это общественность и Следственный комитет. Избить — это совсем другое. Можно ли назвать это истязанием? Следствие считает, что можно. Более того, в статье об истязании присутствует и слово «пытка». Но пытка и истязания — все-таки тоже нечто иное. Заслуживает ли талантливый 23-летний студент консерватории тюрьмы, которая, скорее всего, сломает ему жизнь и карьеру? У нас на эмоциях часто требуют крови: «посадить подонка, и желательно надолго, пусть на зоне ему объяснят, как себя вести с детьми». Безусловно, он вел себя жестоко. Но должен ли он за это провести от трех до семи лет в колонии? Комментирует пианист, заслуженный артист России Александр Гиндин. Александр Гиндин пианист, заслуженный артист России «К педагогике и обучению игре на инструменте данное видео никакого отношения не имеет. Такое недопустимо ни в рамках учебного процесса, ни в рамках какого-либо другого процесса. Всегда хочется верить в лучшее, что человек сорвался, потерял контроль над собой. Поскольку приводов до этого, что называется, не было, то, наверное, это условно. Тут же задача стоит, чтобы прекратить такого рода вещи. Я все-таки хочу надеяться, что товарищ выводы сделал». На ситуацию можно взглянуть и под другим углом. Не зря же сам Махсудян объяснил следователям, что его учили точно так же. Что это и есть нормы обучения, если родители хотят, чтобы из ребенка вышел толк. Правда, неизвестно, чего на самом деле хотят родители. Научить дочку игре на фортепиано для общего развития или сделать из нее большого музыканта? Если для развития, то зачем нанимать студента? Он не педагог, и не факт, что когда-нибудь им вообще станет. У таких, как он, в голове только музыка. И он, видимо, искренне не может понять, как можно сыграть не в том темпе. И, может быть, просто не понимает, что перед ним ребенок, который не может постичь эту сложную науку. Кто учился в музыкальной школе — вспомните, как не поддается неопытным рукам этот ненавистный уже инструмент. Какой ужас внушает сольфеджио. Но в нашей стране со времен СССР такая система: детей учат музыке, как будущих профессионалов. С психологическим прессингом, а иногда и с рукоприкладством. Конечно, эти методы постепенно уходят в прошлое, но система быстро не меняется. В Европе музыкальное образование устроено по-другому. Рассказывает преподаватель фортепиано в Германии Наталья Санаси-Павлова. Наталья Санаси-Павлова преподаватель фортепиано «Профессор наш сказал мне такую вещь: «Наташа, вы должны прекрасно понимать, что здесь это не там, как у нас. И первое, что вы должны узнать и проверить у родителей — не у ребенка, а у родителей — какие у них желания. Что они хотят от ребенка?» Здесь — это хобби. У меня есть две коллеги. От них бегут все ученики, при этом они обе после Петербургской консерватории, но они не могут. Они считают, что вот если ребенок пришел в музыкальную школу, то он должен пахать. Не важно — каникулы, не важно — Новый год или еще что-то, он должен этим заниматься». В Европе, правда, тоже есть профессиональные музыканты. И их нередко готовят именно российские педагоги, со своими методами. Кстати, то, что 23-летний студент воспитан по другой системе, тоже показатель, что она, система, не спешит меняться. Другой тезис, который приводят многие: не умеешь работать с детьми, срываешься — не работай с ними. Но мы не знаем всех обстоятельств, в том числе финансовых. Известно лишь, что Мгер Махсудян родом из Оренбургской области. И еще: стипендия в Московской консерватории — это несколько тысяч рублей в месяц. Тысяча за урок (что, кстати, очень дешево) для студента вполне ощутимые деньги. Даже для лауреата международных конкурсов. Хотя это тоже не может быть оправданием для поведения репетитора. Но, как пишут СМИ, родители девочки сначала были им вполне довольны. Потом она пожаловалась. Родители повесили камеру, о чем дочка, наверное, знала. Кстати, камеру установили так, что лицо ученицы не видно. И получился ролик, который можно и выложить в сеть, и отнести в полицию. Неплохо было бы посмотреть и полную запись: как вел себя репетитор с самого начала урока. И как вела себя его восьмилетняя ученица.