Что делать, если ваш подросток не знает, кем хочет стать в будущем

Дети — наше будущее, и как бы высокопарно это ни звучало, в наших силах помочь им сделать правильный выбор на пути их становления. Родители могут и должны направлять своего ребенка, поддерживая его попытки понять, кем он хочет стать. Как это сделать внутри семьи и как помочь детям, оставшимися без попечения родителей? Своим опытом делится Анна Орлова, мама троих детей и генеральный директор благотворительного фонда для подрастающего поколения «Открывая Горизонты» при поддержке KFC. В каком возрасте начинать разговоры о будущей профессии Процесс самоопределения занимает годы, поэтому чем раньше с ребенком начать заниматься, тем лучше. Конечно, ни один ребенок не скажет в три года осознанно, кем он хочет стать. Но задача родителей заключается не в том, чтобы заставить его сделать выбор в раннем возрасте, а в том, чтобы научить делать самостоятельный выбор. Для этого недостаточно просто спрашивать, кем ребенок хочет стать. Нужно его учить слушать себя и познавать окружающий мир, задавая правильные вопросы. Можно спрашивать, например, что нужно уметь делать, чтобы работать по такой-то специальности, уточнять, что ребенку больше нравится делать, если выбирать из двух вариантов, в чем может быть сложность конкретной профессии и так далее. С детьми в детских домах на эту тему могут общаться не только воспитатели, но и волонтеры. К счастью, волонтерское движение в России развивается в последние годы очень активно. Во многих крупных компаниях это направление стало частью программы корпоративной социальной ответственности. Наш фонд как раз один из ярких примеров такой политики. Почему подростковый возраст — лучшее время для выбора профессии Достаточная самостоятельность, открытость к переменам и любознательность — черты, присущие большинству подростков, даже если на первый взгляд в ком-то их сложно разглядеть. В этот период у ребенка есть возможность пробовать и выбирать. Будучи подростком, я очень активно искала себя в самых разных сферах. С 12 до 18 лет мне удалось примерить на себя профессии эколога, психолога, артистки, массажиста, режиссера, дизайнера, учителя в коррекционной школе и даже министра культуры. Проведя факультатив по экологии для пятиклассников, я заработала первые деньги, но в то же время поняла, что работа в этом направлении — совершенно не для меня. Для того, чтобы стать артисткой, я записалась в команду КВН и многократно выступала на сцене, но у меня не было возможности стать лидером коллектива , а для меня это было важно. Позже я решила попробовать режиссуру — выбрала вуз в другом городе и поехала туда, чтобы пообщаться со студентами и прочувствовать атмосферу. В результате поняла, что не готова работать с творческими людьми. Попытки стать дизайнером также не увенчались успехом. Каждый раз причины отказа от той или иной профессии были разными, но в то же время благодаря своим поискам я стала лучше понимать, что подходит именно мне. В процессе всех этих попыток моя мама не создавала каких-то специальных условий, но давала возможность проявить самостоятельность — съездить куда-то, попробовать что-то самой. В школе у меня была классная руководительница, готовая выслушать и обсудить все мои впечатления, предлагала идеи, поддерживала меня, и это очень помогало. Для подростков из детских домов задача поиска себя в профессии усложняется тем, что позитивная ролевая модель в виде родителей отсутствует, а работа педагогов часто бывает ориентирована на другие важные моменты. Поэтому выпускники детских домов намного чаще и дольше остаются безработными, чем их сверстники из полных семей. В нашем фонде, организованном KFC, уже несколько лет реализуется программа «Поколение выбор». Она состоит из увлекательных тренингов, игр, встреч с представителями профессий из разных областей и экскурсий на предприятия. Программа проводится при поддержке волонтеров — молодых ребят, которые зачастую сами находятся в самом начале профессионального пути. С ними подросткам интересно и просто обрести уверенность и запланировать свои первые шаги, связанные с самостоятельной жизнью. Какие ошибки допускают родители, когда помогают ребенку выбрать профессию Подход к воспитанию в каждой семье свой, но существуют три основных ошибки, которые объединяют многих родителей. • Во-первых, это давление и принятие решений за ребенка. Такая ошибка типична для тех взрослых, кто самостоятельно добился успеха и считает свой путь единственно верным. Как итог это может привести к явному бунту или неврозу у подростка. • Вторая ошибка — это стремление «подстелить соломку» и сделать все за ребенка, пытаясь защитить его от трудностей. Так происходит, когда взрослый сам прошел через множество испытаний. Зачастую в таких отношениях возникает гиперопека: взрослый уделяет подростку много сил и времени, обеспечивает его и развивает всеми возможными способами. Как правило, это приводит к пассивности и инфантильности чада. • Наконец, третья ошибка — это навязывание интересов и попытки сделать так, чтобы ребенок реализовал их собственные несбывшиеся идеи по поводу профессии мечты. Это может происходить как осознанно, так и непроизвольно, но в результате не приводит ни к чему хорошему. Что делать, если подросток не знает, кем хочет стать Многие родители начинают бить тревогу, когда видят, что ребенок затрудняется с ответом на вопрос, что же ему нравится. Это абсолютно нормальная ситуация, которая вовсе не означает, что у подростка нет интересов: он может просто не придавать значения тому, чем увлекается, или находиться под влиянием стереотипов («сидеть» в компьютере — это не дело, общаться с людьми — это не хобби, «витать в облаках» — бесполезно). В этом случае можно начать с определения того, чем ребенок точно не хотел бы заниматься ни при каких обстоятельствах. Можно также помочь ему изучить реальные доступные возможности и таким образом сузить выбор. Значительно хуже, если ребенок знает, что ему интересно, но не готов этим поделиться с вами. Если он затрудняется ответить, то это повод задуматься, какие суждения вы озвучиваете в ответ на высказываемые ребенком идеи, можете ли назвать ваше общение доверительным. Если нет, то остановитесь, не допрашивайте ребенка, а сфокусируйтесь на том, чтобы улучшить ваши отношения — больше общайтесь, разговаривайте о том, о чем ему самому интересно. Как помочь своему ребенку выбрать будущую профессию Выбор профессии — это одно из многих жизненных решений. Нужно чаще давать подростку возможность выбирать и принимать последствия собственного выбора. Например, в некоторых ситуациях нужно позволять детям делать тот выбор, который лично вам может не нравиться. Если этот выбор приводит к нежелательным последствиям, нужно помочь принять их. Задача состоит не в том, чтобы исправить ошибку, а в том, чтобы научить ответственности за сделанный выбор. Также для выбора профессии важно разнообразие сфер деятельности среди людей из вашего окружения: чем шире диапазон представленных сфер, тем больше ролевых моделей, на которые ребенок может ориентироваться. Сегодня существует довольно много возможностей, которые могут помочь в профориентации, — это различные тесты, тренинги, онлайн-курсы и многое другое. Тестирование, например, может задать направление, однако не стоит ограничиваться только им. Тренинги, в свою очередь, помогают развивать конкретные навыки. Хорошо общаться с представителями профессий и узнавать из первых уст о преимуществах, недостатках и особенностях той или иной специализации. Очень важно комбинировать между собой разные методы, и тогда все вместе это поможет обогатить взгляд ребенка на тему профориентации и понять, как делать собственный осознанный выбор и освоить актуальные навыки. Фото: Shutterstock/VOSTOCK Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассниках» !

Что делать, если ваш подросток не знает, кем хочет стать в будущем
© Letidor.ru