Установлены причины исчезновения подростков в Нижегородской области

Каждую весну с наступлением тепла в Нижегородской области массово пропадают подростки.Так, 15-летняя Надежда Ежова не вернулась из школы искусств, 17-летняя Дарья Рогачева сбежала из социально-реабилитационного центра, а бесследно пропавшую 17-летнюю Антонину Амеленкову ищут сразу нескольких регионах России.Вернувшиеся «бегунки» либо раскаиваются в содеянном, либо уходят снова через некоторое время. Психолог Ольга Чехова рассказала, как не допустить побег ребёнка и что делать, если это всё-таки произошло. -Почему подростки сбегают из дома? -Мотивом к побегу может служить сложная домашняя обстановка.Например, когда родители употребляют алкоголь или наркотики,то находиться рядом с ними подростку может быть страшно и тяжело. Или родители не проявляют интереса и внимания к подростку, заняты своими делами, склонны к холодности и отвержению, не обеспечивая его самым необходимым. Таким образом, он сбегает от агрессии или равнодушия. А в этом возрасте подростку особенно важно быть замеченным и принятым.Если “бегунок” бродяжничает в группе, в среде сверстников он получает необходимое ему внимание и поддержку. -Бытует мнение, что дети убегают только из неблагополучных семей.Это действительно так? -Нередки случаи, когда ребенок уходит из нормальной, приличной семьи, не отягощенной нищетой или алкоголизмом. В этом случае подросток может сбежать от чрезмерного внимания и завышенных требований.Зачастую родители через ребенка стараются реализовать собственные несбывшиеся амбициозные мечты. Если родитель не достиг чего-то в своей жизни, то он может бессознательно пытаться достичь это через ребенка.К примеру, мама, мечтавшая стать актрисой, отдает дочь на актерские курсы несмотря на то, что девочка не заинтересована в этом и может не выдержать давления и уйти из дома.И проблема, конечно, не в курсах, а в том, что желания подростка просто не слышат. -Могут ли родители, чрезмерно контролирующие подростка, подтолкнуть его к побегу? -Бродяжничество может быть неким протестом, вызовом обществу. Если взять весь период человеческой жизни, то подросток в обществе самый бесправный. Он уже не ребенок, поэтому лишен привилегий детства: капризничать, получать больше заботы и внимания при минимуме ответственности за поведение. Однако он еще не обладает правами взрослого принимать самостоятельные решения и делать собственный выбор. При этом общество уже требует от него обязанностей взрослого - быть ответственным, но решения за него принимает родитель. Если взрослый не ослабляет своего влияния на подростка, то это может побуждать его к уходу. Ведь побег "дает" ему право распоряжаться жизнью по своему усмотрению. -Если в семье у подростка нет проблем, может ли он уйти на поиски приключений? -Да, в подростковый период человек стремится по максимуму исследовать мир и себя в нем.Ребенку может наскучить однообразие его жизни в стенах дома, поэтому он решается на побег. К тому же, в подростковом возрасте люди склонны к риску и не боятся "ходить по лезвию ножа". Во многом этот происходит по физиологическим причинам: бурный выброс половых гормонов подавляет функции левого полушария, отвечающего за контроль поведения, и это делает подростка иногда не в меру бесстрашным. -Волонтеры поисковых отрядов замечают, что возраст бегунков снижается.Из дома самостоятельно уходят дети, чьи родители случайно обронили: “Получишь двойку, убью на месте”. -Ребенок не в состоянии проанализировать двойной смысл родительского послания и воспринимает его буквально. Родитель говорит эту фразу, чтобы ребенок осознал важность не допускать нежелательного поведения.Но в отличие от взрослого человека психика ребенка еще не окрепла достаточно, чтобы однозначно понять, что имел в виду родитель. Поэтому ребенок верит, что наказание за проступок будет именно таким,как сказала мама или папа. -На сегодняшний день у родителей есть возможность обратиться к убежавшему через СМИ.Что может сказать родитель, чтобы вернуть бегунка домой? -Каждому человеку важно знать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, и ждут его домой. Это важно донести в видеообращении, которое может увидеть сбежавший. -Стоит ли наказывать подростка после его возвращения домой? -Если причиной побега стала жесткость воспитания, то можно получить только новый повод к уходу. Если он сбежал от страха находится рядом с родителями, то страх наказания вряд ли удержит его от следующей попытки. Запугивание вообще мало действенный способ общения с подростком. Чем больший нажим будет делать родитель, тем с большей силой подросток будет стремиться освободиться от него. -Как родителю вести себя после возвращения подростка? -По возвращении подростка домой, самым оптимальным было бы обсуждать и говорить с ним об этом: что побудило к уходу, как иначе можно было справиться с той трудностью, которая толкнула на бродяжничество. При этом в разговоре нельзя навешивать дополнительную вину в тоне: "Как ты мог, неблагодарный? Мы так волновались!". -Нужно ли родителю говорить о своих переживаниях во время пропажи ребенка или делать вид, что ничего не произошло? -Сделать вид, что ничего не произошло вряд ли получится.Говорить о чувствах, которые родитель пережил во время отсутствия ребенка, конечно, стоит. Но не обвиняя, а стараясь донести, что подросток важен и дорог. Если родитель действительно равнодушен к присутствию/отсутствию подростка, то это породит еще большую отчужденность. -Как родителю справиться со страхом нового побега и не начать сжимать тиски? Родителю нужно согласиться с мыслью, что ребенок - это не его собственность. Он не создан для того, чтобы родитель имел возможность ощущать себя хорошим. Подросток не обязан быть удобным и удовлетворять родительские амбиции и прихоти. Это отдельная личность, которая в этот сложный период проходит завершение своего становления, индивидуацию. Кроме того, процесс отделения от родительской семьи неизбежен. Это произойдет не внезапно в один день, когда подросток уедет учиться в другой город, например. Это сложный психический процесс, в котором любящий родитель может быть помощником.