Простой и эффективный способ помочь ребенку прожить негативные эмоции
Как умело использовать книгу, чтобы помочь ребенку справиться с тяжелыми эмоциями и кризисами, «Летидору» рассказал библиотекарь детской библиотеки №6 города Зеленогорска Мария Ланда. «Библиотерапия»… Слово длинное, но суть его проста. В переводе с греческого «библиотерапия» — «лечение книгой». И чтобы вкусить это лечение, не надо просиживать часами в очередях, ведь личный терапевт под названием Книга к вашим услугам в любое время дня и ночи. Поэтому когда вы сидите в любимом кресле с чашкой чая и читаете книгу, которая вам по душе, — это самая настоящая библиотерапия и есть. Если мы говорим о библиотерапии для детей, то в первую очередь имеем в виду погружение ребенка в неторопливое повествование или восполнение важных для него переживаний и эмоциональных реакций. Библиотерапия для маленьких детей — это, скорее, сказкотерапия, ведь именно с помощью сказок ребенок познает мир. Важно, чтобы чтение вслух вызывало у ребенка яркие эмоции, чтобы книга навилась. Тогда он начнет сопереживать героям, ставить себя на их место. Вы дочитали сказку, закрыли книгу… Не торопитесь! Может быть, ребенок захочет нарисовать или слепить персонажей, разыграть вместе с вами маленький спектакль по сюжету книги. Предложите это малышу и поощряйте подобные инициативы впоследствии. То, что ребенок фантазирует после чтения о судьбах героев, играет сказки по ролям — яркий признак того, что книга ему понравилась! Обсуждая вместе сказку, вы можете исподволь подвести ребенка к важным выводам о жизни. Такова одна из граней библиотерапии — с помощью чтения знакомить ребенка с миром чувств, эмоций и общественных норм. Книги помогут малышу понимать — почему он ведет себя так, а не иначе, почему он обиделся на друга, что тронуло его в какой-то ситуации, как он поступает, когда ему не хватает внимания и любви и так далее. Читая вместе с малышом повести и стихи о разных героях, вы можете спрашивать: добрые это персонажи или вредные, умеют ли они дружить или любят быть сами по себе, что их печалит, а что радует? И постепенно ребенок станет лучше разбираться как в эмоциях, своих и других людей, так и в правилах окружающего мира и его законах. Я собрала список из нескольких книг для дошкольников до 7 лет, отличающихся взрывными реакциями, активностью и пока что не очень внимательному отношению к другим людям. Попробуйте почитать ему книги: Иван Малкович «Мед для мамы», Екатерина Панфилова «Ашуни. Сказки с рябиновой ветки», Ирина Семина «Корзинка, полная любви», Виктория и Глеб Шиманские «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», Джудит Виорс «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день», Марианна Дюбюк «Я не твоя мама», Ришар Марнье и Од Морель «Улыбочку, Красная Шапочка!», Ульф Нильсон «Один на сцене». Библиотекарь О. А. Романовская из ЦБС Курортного района Санкт-Петербурга считает, что детям особенно интересно погружение в мир маленьких существ и рекомендует для семейного чтения «беспроигрышные» книги про Ферду Ондржея Секоры и цикл о муми-троллях Туве Янссон. Девочкам для души можно посоветовать романтические сказки – например, «Восток» Эдит Патту. Но есть у библиотерапии и другая задача — помощь в тяжелой, кризисной ситуации.В жизни случается всякое, и дети переживают кризисные ситуации ничуть не слабее взрослых. Болезнь, развод родителей, уход родных людей из жизни, переезд в другую страну или город ребенок может перенести сравнительно легко – а может впасть в глубокую депрессию… Согревайте детей любовью, показывайте им, что жизнь хороша несмотря ни на что – и, конечно, привлекайте на помощь замечательные детские книги! Знаете ли вы, как появилась на свет знаменитая сказка «Краденое солнце»? Корней Чуковский придумал ее в поезде, чтобы отвлечь сына, у которого неожиданно начался жар: «Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребенка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я страшно торопился: не было времени раздумывать, подбирать эпитеты, подыскивать рифмы, нельзя было ни на миг останавливаться. Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман». Библиотерапевт Николай Назаркин, который давно работает с тяжелобольными детьми, считает, что книги в этом случае надо подбирать исходя из желания самого ребенка: «Библиотерапевт может взять в работу текст, который совершенно чудовищен с литературной точки зрения, но обладает какими-то другими важными чертами». Существует также замечательный проект Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара (Москва) «Книги, помогающие жить». В этом библиографическом указателе вы найдете список книг, полезных для детей с особенностями развития (и в целом полезных в трудную минуту жизни). Конечно, книга не спасет от болезни. Не вернет прежнее счастливое время и не помирит родителей... Книга не изменит внешние обстоятельства, но поможет взглянуть на них по-иному и понять, что всегда можно найти в жизни что-то интересное и радоваться ей, невзирая на проблемы. Иными словами, если у вашего ребенка трудный период – экспериментируйте! Читайте ему то, что он просит, даже если вам лично эта книга кажется абсолютной чепухой. Кто-то любит стихи, кто-то комиксы про супергероев, кто-то предпочитает веселые рассказы о школьной жизни… и так далее… и так далее… Великий популяризатор книги Николай Рубакин писал: «Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение». На этих силах и строится библиотерапия – умело используя их, вы можете стать самым лучшим библиотерапевтом для вашего ребенка! Фото: Shutterstock/VOSTOCK