Войти в почту

Почему в России увеличивается число «детей‐маугли»

Пятерых детей изъяли из неблагополучной семьи в Якутии. За неполный месяц, это второй такой случай в регионе. Ранее «детей-маугли» забирали из опасной для их жизней обстановки на Ставрополье, в Москве и Подмосковье. «360» узнал у психолога и детского омбудсмена, отчего таких случаев становится все больше.

Полицейские и инспекторы по делам несовершеннолетних изъяли пятерых детей из неблагополучной семьи в Якутске. Несовершеннолетние проживали в антисанитарных условиях, опасных для их жизней и здоровья.

«Сотрудниками полиции установлено, что дома отсутствуют продукты питания, беспорядок и в целом антисанитарные условия жизни. В одной из комнат инспекторы обнаружили родителей, находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения»,

— пояснили в пресс-службе Северо-Восточного линейного управления МВД России на транспорте.

Двоих детей поместили в дом ребенка, троих направили в социально-реабилитационный центр, а против родителей возбудили уголовное дело.

Предыдущий похожий случай произошел в Якутии в начале мая. Тогда, как сообщало ИА SakhaNews, в Вилюйском районе органы опеки забрали четверых детей. В их доме не было кроватей, чистой одежды. А из-за того, что несовершеннолетних не мыли, у них появились кожные заболевания.

В апреле двух девочек забрали из заваленной мусором квартиры на Ставрополье. Сейчас, по словам главы региона Владимира Владимирова, их передали под опеку бабушки и дедушки. Но власти продолжат контролировать ситуацию. В начале того же месяца четверых заброшенных детей обнаружили в подмосковных Мытищах. Дети не посещали ни сад, ни поликлинику, а у троих даже не было свидетельства о рождении. Дети тоже никогда не мылись, а ели то, что родители приносили с помоек.

А в марте брошенную матерью в квартире девочку обнаружили в Москве. Пятилетняя Люба, отмечало РИА «Новости», жила в грязи и антисанитарии, а крестик на шее буквально врос в кожу. Женщину обвинили в покушении на убийство дочери, позднее ее признали невменяемой.

СМИ и общественность

С одной стороны, пояснила «360» уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко, число найденных «детей-маугли» якобы становится больше из-за того, что каждый из них получает широкую огласку. В частности живущих в антисанитарных условиях на Ставрополье детях стало известно именно из СМИ и соцсетей. По ее мнению, таких несовершеннолетних может быть гораздо больше. Но семейная жизнь, как правило, проходит за закрытыми дверями, большинство случаев остаются неизвестными.

«Неприкосновенность частной жизни защищается конституцией. С одной стороны, это правильно. С другой — ребенок имеет право на раннее выявление проблем и защиту. Ведь в силу своих психологических и физиологических особенностей он не может пойти против родителей и защитить себя сам»,

— пояснила омбудсмен.

Адаменко подчеркнула, что в таких ситуациях, защита ребенка — долг государства. Как это произошло на Ставрополье. После этого случая в регионе стали поступать звонки, сообщения в соцсетях о том, что какие-то дети не ходят в садик, их не видят на улице или мать странно себя ведет.

«Мы с органами опеки моментально на них реагируем. И процентов 90 из сообщений не подтверждаются. Есть случаи, когда люди просто недовольны соседством с многодетными семьями, где есть шумные и подвижные дети. Но, увы, есть и те, что подтверждаются»,

— добавила она.

Ежегодно, сообщила Адаменко, от внешних причин в России погибает примерно четыре тысячи детей. Полторы тысячи из них разбивается, выпадая из окон. А из-за жестокого обращения к ответственности привлекают около тысячи родителей. Основные причины детских страданий — беспечность, равнодушие, невнимательность и разгильдяйство родителей по отношению к детям. Что касается «детей-маугли», то они не живут в степи и лесу.

«Все зависит от нашей бдительности. Если соседи видят, что ребенок не посещает сад, не гуляет, если врач знает, что на участке есть ребенок, а он не был в поликлинике больше года — есть повод прийти с проверкой в этот дом»,

— заключила Адаменко.

Патологии психики

Старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Анастасия Воробьева пояснила «360», что в ряде случаев, как это было с найденной в захламленной московской квартире девочкой, у родителей имеются психические патологии.

«В первую очередь — это психические патологии самих родителей и, в целом, семейная система сейчас переживает какой-то кризис. Родительское поведение — выученное, а не так называемый материнский инстинкт»,

— добавила Воробьева.

К этому может привести ситуация социального неблагополучия в семье родителей, где дети не видят, а значит не усваивают нормальных форм родительского поведения. А вырастая, уже сами не осуществляют это поведение уже со своими детьми.

Дети для денег

Есть, по словам Воробьевой, и другая сторона вопроса — финансовая.

«Сейчас появилась тенденция финансового стимулирования рождаемости. Иногда детей заводят именно по причине ожидаемых государственных выплат. Тогда ребенок сам по себе не имеет ценности, он становится лишь средством для получения материальных благ»,

— пояснила психолог.

Воробьева также сочла, что для снижения числа «детей-маугли» и несовершеннолетних, живущих в антисанитарии, необходима бдительность соседей. Это помогло бы своевременно выявлять большее количество случаев. Но современное общество — разобщенное, люди замыкаются на своих проблемах и боятся, что проявление гражданской ответственности принесет им дополнительное беспокойство.

«Если люди в советское время не стеснялись и делали на улице замечания, то сейчас у нас никто не вмешивается в частную жизнь соседей. Поэтому такие условия жизни детей становятся затяжными. Потом, конечно, их сложно реабилитировать»,

— отметила психолог