Как мотивировать ребенка на успех? Мнения топ-менеджеров и предпринимателей
Анна Зырянова, генеральный директор SelfMama Пока у ребенка не «отросло» управление собственной мотивацией, мама и папа должны быть его «внешним хард-диском». Я считаю, что родители не должны хотеть за ребенка – не стоит путать свою и его мотивацию. А вот научить поддерживать интерес, идти туда, где нравится, прилагать усилия тогда, когда не хочется, — это и есть задача родителя, на мой взгляд. Старший сын восьми лет уехал в спортивный лагерь и на следующий же день позвонил и попросил забрать его. Ему трудно, так как там идут очень интенсивные тренировки, и он хочет «соскочить». Можно жестко сказать «нет, сиди в лагере и не ной». Но это не про мотивацию, а про игнорирование потребности в эмоциональной поддержке. А вот что-то вроде «да, я понимаю, что тяжело, но вспомни «имя спортсмена-кумира», представь, как он тренировался, чтобы стать чемпионом» звучит ободряюще. К слову, обучение на примере правильно выбранного кумира в целом полезно и взрослым, и детям. Но только не путайте с «а вот у Васи пятерки» – это не одно и то же. Кнут и пряник хороши при дрессировке животных: они от такого метода становятся послушными. Но, как всегда, есть вопрос приоритетов и целей родителей. Кому-то нужны удобные и послушные дети, кому-то – счастливые, а кому-то – успешные. Мир разнообразен, и семьи тоже очень разные. В моей принято воспитывать на примерах. При этом мы с мужем не идеал для подражания, поэтому много разных других примеров. В спорте – одни, в учебе — другие. А вот что точно не работает — это нотации. Ребенок никогда ничего не делает, как ему сказали, а берет пример с окружающих близких людей. С высоты своего профессионального опыта могу сказать, что и в управлении людьми, и в воспитании детей работает один и тот же принцип: «Делай так, как я делаю, а не так, как говорю». А лучший совет для родителей — разобраться с собственной мотивацией. Нужно понять, чего на самом деле хочу я, какой страх мной движет, когда я «загоняю» ребенку про пятерки в школе. Так что, как всегда, начинаем с себя, а уже потом переходим к ребенку. Павел Гужиков, основатель и CEO Worki Думаю, что основная задача для меня как родителя, – чтобы ребенок рос самостоятельным. Умел мыслить, понимать себя, самостоятельно делать выбор и нести ответственность. Вообще, взрослый и ребенок отличается только опытом (в пользу родителя) и чистотой сознания (в пользу ребенка). Поэтому я помогаю своему формировать базовые цели и даю возможность получать разный опыт, чтобы найти любимые дела. Безусловно, первое время нужна определенная строгость для осознания ответственности, но я стараюсь сдвигать эту историю в сторону дружеской помощи. А наказывать за неудачи, на мой взгляд, зло – это одна из причин потери мотивации и контакта между детьми и родителями. Поэтому у нас есть два девиза. «Не получилось – встал и попробовал еще раз». «Лучше попробовать и узнать, чем пропустить мимо». Алина Баринова, сооснователь Women’s Leadership Forum Лучшая мотивация ребенка — это вдохновение от общения с увлеченным и реализованным родителем и прочими взрослыми, которые занимаются любимым делом – спортивным тренером, педагогами, друзьями семьи. Именно так я вдохновляю свою дочь – тщательно выбираю ей преподавателей и поддерживаю доверительные отношения с ними, а также с радостью беру ее с собой на встречи по проектам, где она наблюдает и общается с увлеченными взрослыми. Безусловно, личный пример и открытый диалог – лучшая мотивация. Я с рождения общаюсь с дочерью, как с равной мне личностью. Конечно, необходимы правила и осмысленные ограничения, которые мы обсуждаем на семейном совете. Если ребенок понимает последствия своих поступков и решений, ему проще сделать выводы. Так и живем. Оксана Селендеева, основатель CODDY Мотивировать детей нужно своим примером. Родители — это образец для ребенка, зеркало, в которое он постоянно смотрит. Даже то, что мы называем процессом воспитания, обычно не требуется: дети просто повторяют жизненные принципы, привычки, ограничения и стремления мам и пап. Мне кажется, многие родители забывают об этом и не подтверждают слова собственным примером. «Не залипай в гаджетах!», — говорит мама, которая часами не отрывается от телефона. «Убери игрушки!», — ругается папа, сам разбрасывающий свои вещи. Мотивируя мою дочь Нику учиться и не лениться, я всегда привожу в пример себя, мужа, ее дядю, которым она восхищается, а также одиннадцатилетнего двоюродного брата, отличника и олимпиадника. Я хочу, чтобы Ника уже в детстве научилась быть решительной и не бояться сложных ситуаций. Когда у нее возникают какие-то трудности, я всегда прошу ее не сдаваться, объясняю, что в жизни подобных препятствий будет много, учу принципу «дорогу осилит идущий». Также я считаю важным поощрять ребенка, демонстрировать, что ты гордишься его достижениями. Когда моя четырехлетняя дочь показывает свои рисунки, я, естественно, понимаю, что это не Сальвадор Дали, но всегда нахожу в них интересные моменты и отмечаю их. Кстати, если один рисунок слишком похож на другой, и я не вижу прогресса, то не стесняюсь сказать ей и об этом. Так у Ники развивается критическое мышление: она не ждет восторженной похвалы, демонстрируя мне копию рисунка, который я когда-то оценила, а находит новые способы меня заинтересовать и удивить. Я верю, что единственный постулат, который работает со всеми, – это принцип win-win, поэтому «метод кнута и пряника» стараюсь не использовать. В любой ситуации я ищу компромисс, поясняю дочери, почему то или иное действие ей будет интересно или выгодно. К сожалению, бывают случаи, когда мой ребенок категорически отказывается что-то делать, и мне приходится идти на шантаж вроде: «Если ты устанавливаешь свои правила, то и я буду устанавливать свои — мультиков не будет». Мне неприятно это делать, но, увы, такой «кнут» иногда случается. Что касается «пряников» и поощрений, если Ника чего-то хочет, а мы с мужем не против, то даем просто так. «Сделала что-то хорошее — на тебе конфетку» — не наша история. Мы стараемся не превращать дочь в собаку Павлова и просто ее любим. Иван Кузин, основатель сети медицинских центров «Клиники Столицы» У меня две дочери пяти и семи лет. Вопросами развития и мотивации мы занимаемся ежедневно. По собственному опыту могу сказать, что тут все очень индивидуально и зависит от самого ребенка, а методы сильно напоминают инструменты из взрослого мира. Однозначно необходимо всегда приводить примеры успехов в различных областях, рассказывая про огромную проделанную работу. Я часто ищу и объясняю, что таится под той картинкой, которую видит ребенок, – в спорте, музыке, на YouTube-каналах. Например, если мы смотрим выступления гимнастов, то я не забуду рассказать, что за идеальным исполнением стоят ежедневные тренировки, победы и поражения. Я не поощряю финансово за достижения в учебе или победы в соревнованиях. Но всегда стараюсь придумать что-то приятное: поход в любимое место, интересную поездку, небольшой, но неожиданный подарок. Еще отлично работает система маленьких шагов. Дети, особенно в младшем возрасте, очень неусидчивые, поэтому любые вопросы и задачи нужно решать по чуть-чуть, но при этом обязательно доводить дело до конца. И, конечно, стараюсь подавать личный пример. Ведь дети часто копируют взрослых, хотят быть «как папа и мама», наблюдают со стороны и применяют увиденное и услышанное на пути к своим целям. Мария Рябуха, директор по развитию компании Pharmznanie Я поборник идеи, что мотивировать нужно своим примером и спокойным уважительным разговором. Кнут, крик, принуждение — абсолютно бессмысленные и вредные инструменты. Мой сын еще малыш, но я уже сейчас решила, что не буду мучить его тем, что ему неинтересно. У каждого человека есть таланты и склонности, родителю нужно рассмотреть их и направить по правильному пути. У меня был в детстве травматичный опыт, когда я восемь лет занималась фортепьяно с преподавателем, который «мотивировал» меня криком и унижениями. В 12 я наотрез отказалась садиться за инструмент. Хорошо, что у меня разумные родители – они не настаивали, только спросили, чем я хочу заниматься вместо музыки. Я выбрала театральную школу, все годы ходила туда с удовольствием, без всякой сторонней мотивации и окончила ее с красным дипломом. Я категорически против безделья. Когда ребенок ничем не занят, он начинает творить разные опасные для себя вещи. Все время ребенка должно быть расписано. Может быть, звучит жестко, и кто-то скажет, что это лишает ребенка детства, но я не соглашусь. У меня самой все детство было распределено между учебой в школе, дополнительными занятиями, музыкалкой и театром. Конечно, наступит момент, когда я услышу, что мой ребенок не хочет учиться, заниматься спортом или в кружке, потому что это тяжело или скучно. Такой момент наступает всегда, для каждого родителя. Тогда я сяду и спокойно объясню ему: всю жизнь нам приходится сталкиваться с такими же сложностями. Именно в эти моменты проверяешь себя как личность, тренируешься справляться с будущим. Когда ты преодолеваешь свою лень, усталость, скуку, вновь и вновь выходишь из зоны комфорта — работая над учебным проектом или занимаясь спортом — ты растешь и развиваешься, воспитываешь свой дух. Чем качественнее проведешь работу в детстве и юности, тем легче будет твоя жизнь. Он обязательно услышит и поймет, я в этом убеждена. Нет такого ребенка, на которого воздействовал бы только кнут и крик. Нельзя унижать маленькое эго и рассчитывать, что вырастет сильная личность. Ксения Стернина, директор по UX-исследованиям в Mail.ru Group Те родители, которые думают, что не вмешиваются и оставляют выбор за ребенком, на самом деле, оказывают влияние именно своим невмешательством. Большинство маленьких людей пойдет по пути наименьшего сопротивления и вырастут не очень полезными обществу субъектами. Так мы на Марсе колонию не построим! Давить и заставлять ходить в конкретную секцию – бессмысленно, это вызовет только отторжение, а вот мотивировать и вырабатывать привычку пробовать новое и сложное пригодится в жизни. Я против кнута и пряника, потому что это не имеет ничего общего с реальной жизнью. Ты можешь попробовать построить пять бизнесов, а выстрелит шестой, так стоит ли наказывать за неудачи? Я со своей семилетней дочерью веду длинные разговоры, объясняю, как устроена жизнь. Например, мы договорились, что я зарабатываю нам на еду, квартиру, одежду и другие радости. Поэтому она поддерживает порядок в квартире – это ее лепта в наш совместный быт. При этом я не использую «кнут», когда она плохо прибралась, а просто показываю, что можно и получше, но и не даю «пряник» за уборку – я же не отмечаю каждую зарплату, а просто работаю. Еще хорошо получается мотивировать с помощью разговоров. Например, я знаю, что к конкурсу чтецов нужно выучить большое стихотворение, но моя дочь еще не начинала. Я спрашиваю, почему она этого не сделала – ответы чаще всего такие: забыла, лень, потеряла листок. Тогда я задаю ей следующий вопрос: «Тебе нравится читать стихи?». Она говорит, что очень. «Но если ты хочешь хорошо выступить, нужно выучить стихотворение, понимаешь?». Она соглашается, но когда через два часа я возвращаюсь к этой теме, зачастую выясняется, что процесс с места не сдвинулся: «Ты делаешь, что нравится, и не делаешь, что не нравится. Ты говорила, что хочешь участвовать. Подумай еще над этим, вернусь через 10 минут». За эти десять минут она принимает окончательное решение и все-таки готовит стихотворение. Материалы по теме: Я работаю в крупных компаниях с 15 лет. Почему тебе тоже стоит начать? «Деньги дают тебе свободу: ребенку это надо объяснить» Как воспитать в детях креативность и любознательность Как воспитывать детей в эпоху кибербуллинга, троллей и Момо Каким «профессиям будущего» учить детей уже сейчас, чтобы не пожалеть через 10 лет Фото на обложке: Unsplash