Когда болезнь лишает сил. Как пережить тяжёлое заболевание ребёнка?
Беспомощность и неуверенность, страх и душевная боль - с такими чувствами знаком каждый родитель, который столкнулся с тяжёлой болезнью своего ребёнка. Ещё тяжелее от того, что нужно провести сына или дочь через сложное лечение, результат которого непредсказуем. А на кого опереться родителям? Что делать с целой гаммой негативных эмоций? Как стать для своих детей опорой в трудное время и не потерять себя? Об этом корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с психологом фонда «Берегиня» Вероникой Кантеевой, которая помогает семьям тяжелобольных детей в краевом онкологическом диспансере. Что мы сделали не так? Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Почему в детском диспансере так нужен психолог, работающий со взрослыми? Вероника Кантеева: Мамы с детьми (а в отделении ребёнка чаще всего сопровождают именно они) находятся в очень эмоционально тяжёлом состоянии. Начинается это с того момента, когда они сюда попадают. Сначала проходят обследование, результаты либо опровергают, либо подтверждают диагноз. Это обычно занимает около двух недель, и всё это время мамы находятся в напряжении. И уже на этом этапе им нужна помощь психолога, чтобы помочь пережить страх. Ведь когда мы точно не знаем, что происходит, воображение рисует самые страшные картины. – Болезнь – это очень серьёзный стресс. С какими чувствами сталкиваются родители? – Известие о тяжёлой болезни любой человек переживает как горе. Это сильный стресс, у которого много этапов. Первый – отрицание. Семья не может принять то, что происходит с их сыном или дочерью. Близкие не понимают, как это вообще могло произойти. Они часто спрашивают: «Почему это с нами случилось? Что мы сделали не так?». Одна семья даже задала мне вопрос, как им теперь питаться. И это выдаёт то, как они растеряны. Бывает, что сильный стресс приводит к уходу мамы ребёнка в мир иллюзий, когда она начинает закрывать глаза на правду. Важно сосредоточиться на лечении и понимать серьёзность болезни. Поэтому общаюсь с родителями, чтобы убедиться, что они адекватно воспринимают реальность. Выплеснуть на бумагу – Как пережить это время? – Надо принять, что эмоции в период лечения всегда будут сильными и отключить их не получится. Для мамы важно сохранить силы, так как они понадобятся при любом результате обследования, поэтому очень важна поддержка близких людей: супруга, других детей, бабушек и дедушек, друзей. Понимаю, что не все готовы просить о помощи, но в этом случае поддержка других людей действительно очень нужна. Нельзя держать всё в себе, нужно выговариваться. Кроме того, советую переносить тяжёлые переживания на бумагу, чтобы боль не разъедала изнутри. Когда человек записывает свои чувства и мысли, мозг начинает работать рационально. Мы сами отвечаем себе на вопросы, которые есть в нашей голове. Также важно получить как можно больше информации о болезни, ведь большинство переживаний связано именно с отсутствием информации о ситуации. Поэтому советую мамам записывать всё, что говорит врач, и ходить на любой приём с этими записями. Это придаст уверенность и даст адекватное представление о состоянии ребёнка. – В такой ситуации переживания так и рвутся изнутри. Что делать с негативными эмоциями? – Парадоксально, но сдерживать их не имеет смысла. Будет только хуже. Эмоция всё равно найдёт путь через раздражение, злость, неадекватные решения. Винить себя нельзя – это говорит лишь о том, что вы сильно переживаете. Поместить ребёнка в вакуум и делать вид, что всё хорошо, не получится. А вот от слишком сильных реакций его оградить, конечно, стоит. Когда понимаете, что сил уже нет, возьмите бумагу и напишите обо всём, что болит: открыто, не скрывая от себя ничего. Если мама будет честной с собой, то и ребёнку она все эти тяжёлые эмоции не передаст. Они останутся на бумаге. Если сильно накрыло, то стоит пообщаться с близкими, порисовать (что мы часто делаем в диспансере). Советую мамам заняться каким-то хобби – вышиванием, вязанием и т.д. Это хорошо помогает переключаться, наполняет силами. Простые радости – Многие мамы чувствуют себя виноватыми, когда занимаются собой, а не ребёнком. Почему думать о своём благополучии тоже очень важно? – Да, общаясь с мамами детей с онкологией, я постоянно сталкиваюсь с тем, что они не позволяют себе даже простые радости. Они чувствуют вину за то, что развлекаются, пока малыш болеет. Тогда я напоминаю им, что они делают это не только для себя, но и для ребёнка и своей семьи. Тяжёлое эмоциональное состояние, которое копится и никуда не уходит, не даст женщине дойти до конца лечения. Она просто сломается. – Вы говорили о важности поддержки семьи. Но мама и ребёнок долгое время находятся далеко от пап и других детей. Как сохранить семейные связи? – Прежде всего, стоит принять тот факт, что болезнь меняет отношения в семье. Понимая это, можно многое изменить. Необходимо сохранять тесную связь с близкими. Они – опора. Обязательно уделять внимание другим детям, мужу, проговаривать свои переживания, просить о помощи и поддержке, выключив режим «я сама справлюсь». Очень важно постоянно говорить здоровым детям, которые остались дома, что вы их любите. Так они поймут, что вы уделяете так много внимания брату или сестре просто потому, что они болеют. И вам нужно понять, что изменение в поведении детей, непослушание может быть связано с той ситуацией, в которой сейчас находится семья. – Работа с такими семьями очень тяжёлая. Почему вы выбрали именно этот путь? – Наверное, потому что у меня есть силы на это. Я работала в социальной службе, помогая семьям, которые находятся в социально опасном положении. Затем меня пригласили в санаторий «Родник», где лечатся дети и взрослые с ограниченными возможностями. В итоге получила образование клинического психолога и начала работать в выездной паллиативной службе больницы №13, а потом и в диспансере. Честно говоря, пыталась работать в других сферах, но не смогла. Мне важно помогать людям. Моя задача – сохранять самообладание и дать возможность тем, кому сейчас очень тяжело, опереться на себя. Хочу, чтобы мамы детей с онкологическими заболеваниями начали доверять мне и обращаться за поддержкой и советом.