8 мифов об особенностях развития, в которые давно пора перестать верить

Страх, агрессия, брезгливость – увы, именно такие эмоции у людей могут вызывать дети с особенностями развития. О главных мифах про особенных детей, причинах их появления и несостоятельности «Летидору» рассказала психолог Центра лечебной педагогики «Особое детство» Алена Легостаева. Незнание – злая сила, а знание – добрая Мифы рождаются там, где мало информации. Раньше особых детей и взрослых было принято скрывать, стыдно было иметь особого родственника. Но по статистике в России около 10% людей имеют инвалидность. На фоне стыда и страха у людей возникали домыслы и фантазии. Главное в просвещении о детях с нарушениями развития – убрать страх. Необходимо, чтобы люди видели на улицах разных детей и взрослых. Важно, чтобы СМИ писали о разных людях спокойно и правдиво. Миф 1. Дети с особенностями могут быть заразны На самом деле Это, конечно, суеверие. Особенности развития – это не инфекция и не вирус, заразиться ими в песочнице или в автобусе нельзя. Такие представления об особенностях развития появляются от отсутствия знаний, понимания причин нарушений. Конечно, простой человек не обязан знать все генетические синдромы или неврологические заболевания, но важно интересоваться и не делать поспешных выводов. К счастью, подобные мифы сейчас уходят в прошлое. Уже немного людей могут допускать «заразность» психических заболеваний и генных отклонений. Возьмем синдром Дауна – это случайная генетическая мутация, которая происходит при зачатии, ребенок с такой особенностью может появиться в любой семье, это никак не зависит от образа жизни родителей, их социального статуса, интеллекта. И такие дети могут вас заразить разве что улыбкой. Миф 2. Во всем всегда виновата плохая наследственность На самом деле Задержки детского развития могут быть связаны с самыми разными причинами: осложнениями во время беременности и родов, генетическими особенностями, перенесенными детскими заболеваниями. Есть некоторые генетические синдромы, которые передаются по наследству. Но большинство детей с задержкой развития не имеют генетического диагноза. Тем более некорректно считать, что у всех особенных детей неблагополучные семьи. В позапрошлом году в российских соцсетях проходил флешмоб #янеалкаш, когда родители выкладывали фотографии своих «особых детей» и рассказывали, что сами они – обычные люди (а некоторые участники флешмоба были очень даже выдающимися личностями – актерами, учеными, писателями). Злоупотребление алкоголем и психотропными веществами может влиять на развитие ребенка, но это – далеко не единственная и не самая распространенная причина. Дети рождаются особыми в силу разных обстоятельств, и никто от этого не застрахован. Миф 3. Дети с нарушениями развития – всегда добрые и «солнечные» На самом деле Это идея противоположная той, что все «особые дети ужасны и очень опасны». Порой такая реакция возникает у родителей и воспитателей, желающих защитить особых детей от нападок. Получается, что один миф заменяет другой. А реальность, как всегда, где-то посередине. Есть разные дети с нарушениями. Бывают очень общительные и доброжелательные. Или у них есть такие периоды в жизни, когда они в таком настроении. А бывают дети, которые с трудом идут на контакт. Или у них сегодня плохой день, соответствующее самочувствие. Это никак не связано с нарушением в развитии, а зависит от характера и состояния здоровья, от того, как ребенок себя ощущает прямо сейчас и не болит ли у него что-нибудь. Миф 4. Все аутисты – гении На самом деле Это тоже своеобразная гиперкомпенсация. Чтобы перестать бояться какой-то особенности, люди приписывают диагнозу «суперспособность». Проблема в том, что этот миф иногда мешает обычным, негениальным детям с аутизмом получать образование и помощь. Все дети должны получать поддержку, имеют право на образование, на общение с другими людьми, на возможность жить в семье. Вычленять среди особых детей гениальных – плохая идея. Добавлю, что на этот миф влияет массовая культура. Например, посмотрев фильм «Человек дождя», обыватели начинают вспоминать про гениальность при каждом упоминании аутизма. Медиа склонны создавать героев с особенностями, потому что их истории интересны. Но в реальной жизни помощь должна быть и у гениев, и у аутсайдеров. Миф 5. Если человек не говорит, то он ничего не понимает и его интеллект точно низкий На самом деле Мы знаем много историй про людей, которые не говорят, но при этом пользуются дополнительными средствами коммуникации и рассказывают много всего интересного с их помощью. Человек может не говорить в силу самых разных причин. Например, из-за особенности артикуляционного аппарата, паралича. А еще бывает плохое понимание обращенной речи и трудности воспроизведения, но при этом человек может печатать или показывать картинки. Сейчас активно развиваются технологии, которые помогают общаться даже полностью обездвиженным людям. Например, коммуникатор Tobii, позволяющий общаться с помощью движения глаз. Яркий пример – питерский программист Иван Бакаидов, который из-за ДЦП говорит очень неразборчиво и с большим трудом. Но он пишет программы, которые озвучивают напечатанную речь. Для таких же людей, как и он сам. Часть детей с нарушением развития действительно плохо понимает устную речь. Но мы должны так организовать среду и доносить информацию, чтобы они нас понимали. Показывать картинки, фотографии, жесты. Все это используется в коррекционной педагогике. Миф 6. Ребенок с особенностями в классе будет плохо влиять на качество образования остального класса На самом деле Если в классе 30 детей, то внимания учителя не хватает всем. И здесь неважно, есть ли среди учеников ребенок с особенностями развития или нет. Так не бывает, что в классе на несколько десятков учеников все одинаково усваивают материал и никто не нуждается в какой-то дополнительный поддержке. Даже если это условно обычные дети. Проблема решается только тогда, когда количество детей в классе уменьшается, а количество поддержки для тех, кому она нужна, увеличивается. В поддержке может нуждаться ребенок с интеллектуальными нарушениями, ребенок с дислексией или дисграфией, обычный ребенок, для которого русский язык – иностранный. Это проблема системы образования, она требует реформирования. Качество обучения страдает, когда в классе много детей, а в школе – классов. Но обвинять отдельного ребенка не стоит. Даже если особого ребенка перевести на индивидуальное обучение, все равно качество образования в переполненном классе останется низким. Опять же, если ребенок с особыми образовательными потребностями находится в большом классе без поддержки тьютора или ассистента, то его нахождение там будет бессмысленным. Нет, не все особые дети должны учиться в специализированных школах, но в любой школе должны учитываться интересы всех детей. Так, чтобы всем было хорошо – и особым, и не особым. Миф 7. Дети с особенностями всегда опасны и агрессивны На самом деле Конечно, не всегда. Все дети – и с особенностями, и без – иногда испытывают агрессию. Задача находящихся рядом взрослых – помочь решить конфликт другим путем, с особенностями дети или нет. По моим личным наблюдениям, обычные дети чаще участвуют в драках, чем дети с особенностями. Миф 8. Прививки в детстве приводят к задержке умственного развития На самом деле Эта тема обсуждается довольно часто. Я не врач, а психолог. Но могу сослаться на многочисленные научные исследования, которые не подтверждают связи прививок с задержками развития или аутизмом. Такой миф возникает из-за того, что психические нарушения у детей становятся заметны примерно в том возрасте, когда проводится вторичная ревакцинация (это примерно год – полтора). Мы в ЦЛП видим много непривитых детей с аутизмом и задержками в развитии. Похоже, это никак не связанные вещи. Еще раз повторю: трудности взаимодействия обычных взрослых и детей с особыми детьми возникают из-за отсутствия информации. Потому крайне важно, чтобы доктора, педагоги, психологи и лидеры мнений (публичные люди, звезды) боролись с мифами об особых детях.

8 мифов об особенностях развития, в которые давно пора перестать верить
© Letidor.ru