«Сироты знают, чего хотят от жизни. Но важно научить их жить»

Кто такой наставникВрач, полицейский, сотрудник МЧС, начальник отдела кадров, юрист, массажист, бухгалтер. Все они решили стать наставниками для ребят из неблагополучных семей, которые живут в детском доме.— У каждого из детей есть цель, приблизиться к которой поможет наставник: куда-то поступить, чему-то научиться и так далее, — рассказывает автор проекта Екатерина Баликоева.Наставничество как форма взаимодействия с детьми в детдоме законодательно не закреплено. Это не гостевой режим, не опека и не усыновление. Старший товарищ проводит с ребёнком очно не больше восьми часов подряд, не забирает его ночевать, его задача — «помощь дружбой». В проекте «Ангел-хранитель» подопечные и наставники встречаются раз в месяц на шесть часов за пределами детдома в Благовещенске. В первые три часа по плану занятие по профориентации либо общее развлечение для всех (к примеру, в июле пойдут играть в лазертаг), а вторые три часа предназначены для личного общения в парах: беседы, прогулки, кафе, гости — как угодно. В остальное время наставник и ребёнок поддерживают общение по телефону и в мессенджерах. Принципиальный момент: наставники не возят в учреждение подарки, не дарят детям деньги и не задают вопросов, как те попали в детдом. Также в проекте есть тьютор — психолог детского дома, помогающий и подопечным, и взрослым.— Кого выбирать для проекта, решали коллегиально администрация и специалисты детского дома. Взяли разновозрастных: троих выпускников, двоих предвыпускного возраста и ещё двоим по 13 лет. Сделали так, чтобы посмотреть, как сложится общение и у маленьких, кто ещё будет жить у нас, и у тех, кому скоро поступать в учебные заведения, — говорит Лариса Ксенофонтова, педагог-психолог ГАУАО ПЦССУ «Доверие». — Желающих участвовать было очень много, некоторым неважно было, кто будет наставником: «Мне бы хоть кого».Дети младше 12 лет с наставниками не знакомятся. Баликоева объясняет: маленьким трудно объяснить, почему взрослый постоянно общается с ними, но не берёт их домой навсегда.Если детей выбрал ЦССУ, то наставников собрала сама Екатерина. Единственное, что от них требовалось формально, — справки от психиатра и подтверждение отсутствия судимости.— Практически все они уже ездили со мной именно в этот детский дом и видели детей раньше, — говорит она. «Всегда помогала тем, кто младше и слабее»Екатерина Баликоева по образованию педагог-психолог. Ей 30 лет, десять из них она общается с социальной сиротой, ныне уже взрослой. С прошлого года у Екатерины на гостевом режиме ещё одна девочка, она передвигается на инвалидной коляске. У Баликоевой есть и двое своих детей.— Если бы мне не нужно было зарабатывать, то я вообще занималась бы, наверное, только благотворительностью. Можете даже галочкой выделить: у меня обострённое чувство справедливости. Я очень остро реагирую, когда кого-то обижают или пытаются добиться чего-то незаконным путём. Всегда помогала именно тем, кто младше и слабее. Так что дети — самые незащищённые люди, которые легко могут пострадать.К моменту публикации этого материала Екатерина уволится с должности арт-директора одного из городских заведений общепита. Уходит, как говорит, из-за нежелания видеть, «как клиенты никому не нужны». До того работала в Управлении ГО и ЧС по Благовещенску и тоже, по её словам, ушла из-за непорядка. Ещё раньше, в 2012 году, Екатерину попросили в первый же рабочий день из детского отделения психоневрологического диспансера — когда она передала через журналистов просьбу всем миром собрать детям игрушки, предметы гигиены и одежду: «Им хочется играть, рисовать. А приходится сидеть в комнате с белыми стенами, где нет ничего, кроме телевизора». Она устроилась в другое место и параллельно помогала общественным организациям как волонтёр. Была Снегурочкой на праздниках в кризисных семьях, ездила в детские дома фотографировать сирот для федеральной базы данных, организовывала сладкие столы. Год назад устроила для детей, в том числе из Пояркова, красивую фотосессию и подарила фотокниги. Частные пожертвования на необходимые расходы собрала через интернет, фотографов нашла на общественных началах.С проектом «Ангел-хранитель» Баликоева выиграла первый в регионе правительственный акселератор кадрового резерва «Кадры решают». Как победитель она проведёт один рабочий день с губернатором Василием Орловым. Её конечная цель — чтобы понятие «наставник» в регионе закрепилось законодательно и наставничество было в разумных пределах доступно. Ещё она хочет договориться с предприятиями региона, куда можно было бы привести сирот и показать, как устроена работа. «Сделаю для него всё, что могу»Лариса Горбатюк — массажист, скоро ей исполнится 42 года. Её подопечному Диме (имена всех детей изменены автором) — 15, он хотел бы стать автомехаником или поступить в физкультурный техникум, а ещё научиться готовить. О своём прошлом до детдома Дима молчит. В прошлом Ларисы была история, после которой она воспринимает общение с Димой как подарок.— У меня есть две прекрасные дочери, а в 1997 году родился сын и умер спустя полтора месяца, — рассказывает Лариса. — С тех пор я молилась о появлении мальчика и, знаете, всегда думала, что он у меня будет, не свой — так приёмный.Мальчика в свитере в жёлтую полоску Лариса увидела, когда приехала с Екатериной вручать фотокниги. Ребёнок держался в стороне, и она не решилась спросить его имя. А потом увидела его в числе детей, отобранных в проект, и вызвалась стать наставником. У бухгалтера Юлии Гридиной тоже есть свои дети, но удочерившая её саму женщина научила, что растить чужого ребёнка как своего — нормально. — Моя мама умерла, когда мне было два года, — говорит Юлия. — Маму мне заменили два человека: бабушка по отцу и вторая жена отца. Психологи говорят, что человек строит свою жизнь и семью по образу своих родителей. Так вот и я, видимо. По сути мачеха, которая для меня ещё и крёстная, была моим наставником. С моим отцом они прожили 17 лет и развелись, но отношения у меня с ней до сих пор близкие. Нужен совет — я звоню. Хочу попытаться стать для 13-летнего Серёжи таким же близким взрослым.Начальник отдела кадров и юрисконсульт строительной компании Оксана раньше работала с детьми-инвалидами. У неё есть высшее педагогическое образование, есть дочери-подростки, но стать наставником она решилась не сразу.— Я долго думала, так как это очень ответственный шаг, и сейчас, уже находясь в проекте, боюсь. Ведь это колоссальная ответственность за ребёнка, который за свою маленькую жизнь и так уже прошёл нелёгкие испытания, — говорит Оксана. — Моей подопечной Даше 13 лет, её родители лишены родительских прав. Пока мы говорим с ней обо всём и ни о чём, надеюсь, шаг за шагом станем ближе. Я хочу стать Даше другом, чтобы она знала, что есть тот, к кому можно всегда обратиться, кто поддержит её в быту, поможет поверить в себя.Юрист в аудиторской компании Татьяна Лещенко, её муж и сын мечтают о маленькой девочке. Прошли Школу приёмных родителей, потом узнали о проекте наставничества и решили включиться. Но сблизились в итоге не с девочкой, а с выпускником Владом, уже окончившим девятый класс.— Дети в этом детдоме воспитанные, целеустремлённые. Да, они где-то зажатые и закомплексованные, и им страшно выходить за стены детдома во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна. — Я спрашивала Влада, для чего он участвует в этом проекте, ведь он взрослый, поступит учиться и через два месяца переедет в студенческое общежитие. Выпускники получают довольно большую сумму подъёмных, и надо объяснить, на что нужно их потратить. Кажется, они знают, чего хотят от жизни, и если дать им какие-то азы, помочь социализироваться, то из этого выйдет что-то хорошее. ***Наставничество — понятие широкое, так называют и кадровую работу, и менторство по учёбе, и «помощь дружбой», которая лежит в основе проекта «Ангел-хранитель». В нескольких регионах России действует общественная организация «Старшие Братья Старшие Сёстры»: волонтёры встречаются с подопечными из кризисных семей и учреждений каждую неделю, вместе играют, интересно проводят время, наставники учат детей готовить, ухаживать за собой, объясняют, как обращаться с деньгами, и т. д. Есть национальный ресурсный центр МЕНТОРИ (проект Рыбаков Фонда), аккумулирующий поддержку наставничества.В феврале 2018 года в России прошёл первый общенациональный форум «Наставник», а в марте 2018-го — дальневосточный окружной форум на площадке ДВФУ, собравший более 800 участников.— Мне кажется, если мы не будем помогать таким детям, то потом у нас будет больше воров и убийц. Многие из них оказываются не в лучшем обществе после выпуска, попадают под дурное влияние. Где есть лёгкие деньги — там выпускники детдомов и остаются, — говорит Екатерина Баликоева.

«Сироты знают, чего хотят от жизни. Но важно научить их жить»
© Дальний Восток