Стать сироте другом. Как наставники меняют жизнь детей из детских домов

Кто из детей, будь то мальчишка или девчонка, не мечтает иметь старшего брата, который всегда сможет защитить от обидчика, дать совет, поддержать, а если надо, и пожурить? Ну, если не брат, то старший друг. Дети с поломанными судьбами нуждаются в нём вдвойне, даже после того как покидают стены детского дома. Их нужно научить социализироваться в обществе ещё до того, как это произойдёт. О работе наставников корреспондент «АиФ-Красноярск» разговаривал с педагогом-психологом Емельяновского детского дома Ириной Беловой. До конца не доверяют Татьяна Фирсова, «АиФ- Красноярск»: - Ирина Анатольевна, детский дом - это особый мир, где находят приют, внимание, любовь и заботу обездоленные дети. Для них созданы тепличные условия, они ни в чём не нуждаются, накормлены, ухожены, присмотрены. При этом есть и обратная сторона такой заботы: дети воспринимают условия, в которых они живут, как должное, и думают, что так будет всегда. Ирина Белова: Действительно, в детском доме воспитанники всем обеспечены, у них есть телевизоры, компьютеры, хорошая одежда, вкусное меню. При этом они не задумываются, что еда в столовую «сама не прилетает», одежда «просто так с неба не падает», что всё это даётся через труд людей и их заботу, ежедневную работу над собой. Когда наступает пора покинуть детский дом, где есть няньки, мамки, выясняется, что дети не приспособлены к жизни за его стенами. Чтобы научить их выживаемости в социуме, который может быть довольно агрессивным, мы запустили проект «Я - наставник», став пилотной площадкой. Для нас было важно, чтобы социализация детей началась в стенах детского дома. Вторая задача - снятие стресса, тревожности, нередко агрессии у детей, изъятых из семьи. Попав в детский дом, они чувствуют обиду, злость, которую переносят на всех работников учреждения, считают их виноватыми в том, что они здесь оказались. Остро стоит и проблема вторичного сиротства, когда ребёнка возвращают из приёмной семьи в детский дом. Несмотря на доброжелательное отношение педагогов и воспитателей, полностью дети им не доверяют. Поэтому три года назад с приходом в детский дом директора Нины Семёновны Осадчей и возникла идея найти ребёнку значимого взрослого. Под её руководством педагоги-психологи разработали специальную программу и начали приглашать людей, которые хотели стать наставниками. У нас появился единомышленник - исполнительный директор Красноярского регионального фонда «Красноярье без сирот» Руслан Мокроусов, имеющий опыт создания института наставничества. Вместе мы разработали проект, который официально запустили в январе этого года, чтобы лучшие наработки и опыт распространить и на другие детские дома Красноярского края. Ребёнок не кукла - Кем является наставник для ребёнка и может ли им стать человек с улицы? - Наставник - старший друг, который может дать совет в каких-то вопросах, помочь сориентироваться в жизни. Он не воспитывает ребёнка как приёмный родитель или как педагог, не спонсирует как волонтёр, не дарит подарки. Стать таким другом может любой желающий в возрасте старше 18 лет, но прежде кандидат заполняет анкету, где подробно рассказывает о себе, указывает место работы, семейное положение и наличие своих детей, отвечает на вопрос, почему решил стать наставником. На этапе анкетирования становится понятно, может претендент быть наставником или нет. Были случаи, когда человек отказывался заполнять анкету, что о многом говорит. Наставник должен не менее одного раза в неделю встречаться со своим маленьким другом, к примеру, каждую субботу, и понимать, что это потребует усилий с его стороны. Ведь ребёнок не кукла, которую можно посадить на диван и забыть на время. Ему нужно уделять внимание. Именно поэтому у нас такой жёсткий отбор. Следующий этап - собеседование с психологом и проведение углублённой диагностики, на основе которой составляется психологический портрет. Он позволяет понять, сможет ли человек работать с ребёнком. На этом этапе многие отсеиваются. Оставшиеся проходят обучение в школе наставников, собирают пакет документов и подписывают соглашение не менее чем на год, тем самым взяв на себя обязательства, что будут посвящать ребёнку определённое время. - И кто в результате такого отбора проходит, как происходит знакомство? Бывает, что между взрослым и ребёнком при первой встрече пробегает искра и возникает понимание, что они могут подружиться? - В числе наставников, как правило, те, кто часто посещает детский дом, волонтёры. Они в свою очередь приводят своих друзей и знакомых. Эти люди искренне хотят помочь детям, научить их полезному и нужному, что может пригодиться им в жизни. Знакомство детей с потенциальными наставниками происходит в непринуждённой обстановке на различных мероприятиях, куда приезжает много гостей, спонсоров, волонтёров. На таких встречах мы наблюдаем, как общаются взрослые и дети. Мы не говорим, что среди гостей будут наставники, поэтому ребятишки ведут себя естественно, не стараются выделиться и кому-то понравиться. Что касается искры, как вы говорите, так случается, но психолог обязан сопоставить характеристики взрослого и ребёнка. Иногда даже после нескольких встреч становится понятно, что пара долго не продержится. Тогда мы подбираем ребёнку другого наставника, который будет наиболее оптимальным для его дальнейшего развития и социализации. Процесс формирования пар очень сложный и чувствительный. Прежде чем у ребёнка появится наставник, проводится большая подготовительная работа. Миссия выполнима? - А, если ребёнок, который лишён родительской любви, прикипит душой к своему другу и станет воспринимать его как близкого человека? - В школе наставников кандидаты проходят тренинги, отрабатывают методы работы с детьми. Воспитанникам рассказывают, кто такой наставник, приводят примеры, показывают ролики. После такой подготовки формируются пары в зависимости от характеристик взрослого и ребёнка, чтобы они оптимально совпадали по особенностям характера и интересам. К примеру, наш выпускник хочет поступить в автотранспортный техникум и ему нравится заниматься автомобилями - мы подбираем наставника, который разбирается в машинах и может что-то показать и рассказать своему подопечному. Так что это большое заблуждение - думать, что кандидат захотел выбрать голубоглазую девочку с косичками и стал её наставником. На всём протяжении взаимодействия пара находится под патронажем психолога, который помогает найти решение, если возникает проблема. Конечно, на уровне подсознания дети всё равно видят во взрослом кандидата в родители. Тогда психолог помогает ребёнку понять, что наставник - это друг, товарищ. Однако конечная цель наставничества - чтобы ребёнка взяли в семью. В нашем детском доме проживают 60 воспитанников в возрасте с 7 до 19 лет, из них 10 сирот, оставшихся без родителей, 50 человек - социальные сироты при живых родителях. Из них взрослого друга хотят приобрести 90% детей. Сейчас у нас сформировано 10 пар, 23 выпускника детского дома продолжают общаться со своими наставниками. - Меняется ли поведение ребёнка с появлением в его жизни взрослого друга? - Безусловно. Ребёнок, общаясь с наставником, которого считает авторитетом, стремится походить на него, достичь успехов в учёбе, окончить школу с хорошими отметками, чтобы поступить в техникум или вуз. У детей снижается тревожность, они становятся более уравновешенными. Ведь в любой момент они могут позвонить своему старшему другу, рассказать о своей проблеме, посоветоваться, решить какой-то вопрос. Научить оформлять документы, найти нужные контакты, уметь адаптироваться к общественной жизни - всему этому может научить наставник. Кстати, это взаимный процесс: наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже. У нас есть наставник, который начал сопровождать ребёнка ещё до того, как был запущен проект, и вот уж два года остаётся с ребёнком.

Стать сироте другом. Как наставники меняют жизнь детей из детских домов
© АиФ Красноярск