Что предпринять, если ваш ребёнок не соответствует требованиям Инстаграма

Общество потребления, в котором мы сегодня живём, постоянно провоцирует нас на перфекционизм и безудержное стремление к успеху. Нарциссические механизмы каждого человека испытывают постоянную стимуляцию и определённое давление со стороны общества. Дети не остаются в стороне от этого давления. Более детально разобраться в вопросе нам поможет педагог­психолог Центра психолого­педагогической помощи семье и детям Светлана Захарова. Из крайности в крайность ­ Каким образом общество потребления воздействует на ребёнка? ­ В современной экономической системе роль детей нельзя недооценивать. Они являются весьма перспективным адресатом рекламных кампаний. Использование детского образа в рекламе вызывает положительные эмоции и, как следствие, является мощным фактором привлечения внимания потенциальных потребителей. Кроме того, необходимо констатировать, что с бурным развитием медицины и сам ребёнок становится объектом потребления. Например, если раньше усилия медицины были направлены на то, чтобы предупредить рождение больного малыша, то современная медицина наряду с этим предлагает родителям выбрать ребёнка, соответствующего их требованиям к цвету глаз или цвету волос… Он может стать необходимостью или объектом гордости, который родители захотят иметь. Юридически современный ребёнок с рождения обладает теми же правами, что и взрослый человек. Но в силу возраста зависит от своего близкого окружения, своих родителей. Налицо его двойной статус: с одной стороны – равноправного субъекта, а с другой стороны – отличного от взрослого, зависимого от воли родителей. Это ставит родителей в очень непростое положение. Им предстоит урегулировать отношения уважения и соблюдения прав детей с необходимостью проявления своего защитного авторитета, обеспечивающего безопасность ребёнка, и собственных ожиданий относительно его будущего. ­ Как меняется отношение родителей к детям на протяжении века? ­ Вероятно, вы слышали, что во Франции с мая 1968 года было запрещено в чем­-либо ограничивать ребёнка, и родители стали вседозволяющими. Были поставлены под сомнение принципы воспитания, которые применялись ранее. В результате во Франции появилось поколение маленьких царей и королей: авторитарных, непослушных, подвергающих сомнению все родительские правила и запреты. Маленькие тираны, которые хотели руководить всем, и родители перестали быть хозяевами игры. Нам и сегодня знакомы бесконечные уговоры, переговоры, направленные на то, чтобы убедить ребёнка послушаться и выполнить требование родителя. Таким подходом в воспитании мы хотим заставить его мягко принять фрустрацию (неудовлетворённую потребность). Но воспитание, основанное на соблазнении (когда соблазнение – способ получить то, чего хочет взрослый), – плохой способ обращения с детьми. Сегодня мы понимаем, что для той эпохи было важно не рисковать любовью ребёнка и преодолеть страх быть нелюбимыми своими детьми. И для наслаждения этой любовью родители были готовы на все. Но сегодня многое изменилось в этом отношении. Большинство родителей уже не хотят довольствоваться лишь наслаждением от любви ребёнка, который получает всё, чего он хочет. Сегодняшние родители испытывают большую тревогу в отношении требований успеха, предъявляемых современностью. Родители становятся все менее дозволяющими, потому что они знают, что их повзрослевшему ребёнку придется вступить в очень сложный, конкурентный мир. И теперь, чтобы должным образом подготовить своих детей, они ожидают от них большего, нежели их родители ожидали от них самих. ­ Чего ждут родители от современного чада? ­ Современные родители озабочены тем, чтобы вооружить ребёнка всем, на их взгляд, необходимым для последующей жизни. Степень требований по отношению к детям неуклонно растет. Всё большее число родителей обеспокоены результатами школьной успеваемости. Поэтому на детей ложится все большая дополнительная нагрузка помимо школьной программы в виде курсов, занятий с репетирами и т.д. Ребёнок должен успевать не только в учёбе. Он должен уметь хорошо адаптироваться к любой ситуации, быть достаточно автономным, талантливым, блестящим и одарённым. Современные дети должны не только любить своих родителей, но и успокаивать их и ренарциссизировать. В ответ родители тоже вводят в них большие дозы нарциссизма, повторяя при каждом удобном случае, насколько ребёнок замечательный и чудесный. И дети начинают понимать, насколько важна их роль в поддержании иллюзорного образа родителей, что они таким образом компенсируют родителям неудачи их собственной жизненной истории. И сегодня, когда мы начинаем работу с родителями и детьми, то очень часто слышим, как родители жалуются на ребёнка, словно подают жалобу в суд на то, что он не осуществляет свою функцию: он не слушается, у него истерики, он не хочет учиться, не любит своих родителей и не понимает их. О чём нам говорят родители, на что они жалуются? Они говорят нам о том, что ребёнок не даёт им возможности наслаждаться его любовью. Как будто они ожидают от своих детей, чтобы они поддерживали ту нарциссическую иллюзию, о которой говорил Фрейд. Хотя Фрейд писал о младенце, имея в виду, что иллюзия об идеальном ребёнке уместна лишь во младенческом возрасте. И мы знаем, что для хороших отношений между ребёнком и матерью необходимо, чтобы младенец был нарциссизирован. Мать должна находить в нём чудесное и очаровательное и говорить ему об этом. Но часто, когда родители приходят в кабинет психоаналитика, они так же хотят идеализировать детей четырёх, шести, … восемнадцати лет. В плену нарциссизма ­ А как на эти претензии родителей реагируют дети? И какова природа этих претензий? ­ Дети нам часто говорят: «Я совсем не хочу быть большим». Дети не хотят взрослеть. Но хотят ли взрослеть их родители? Способны ли они вынести собственные требования к своим детям? Повзрослели ли родители, покинули ли они детский мир? Мы сегодня встречаем много взрослых, похожих на детей: взрослых, захваченных сериалами, взрослых, которые заполняют социальные сети своими фотографиями «я на пляже», «я на…». Люди обманывают других и себя, создавая иллюзорные образы, и когда кто­-то начинает завидовать им, они испытывают счастье. То же самое происходит и с фото детей. Родители выкладывают их фотографии, чтобы другие позавидовали: о какой прекрасный ребёнок. О том же – известные детские конкурсы. Родители, которые остаются большими детьми, находятся в плену нарциссизма. Они часто бывают разочарованы и обеспокоены своим ребёнком, они глубоко сожалеют, что все происходит не так, как они хотели бы, что все происходит не так, как в Инстаграме: дети бунтуют, у них школьные неудачи, они дестабилизируют жизнь семьи и не соответствуют ожиданиям родителей. И дети уже не похожи на тех благодарных младенцев, какими были в раннем детстве. И всё равно родители считают, что имеют право на идеального ребенка, и их требования всё более конкретизируются. Те дети, которые способны противостоять требованиям родителей, оказываются в конце концов в кабинете психоаналитика. Родители говорят: «Я его не понимаю. Он ведёт чудесную жизнь, у него всё есть». Но у ребёнка нет нехватки, в этом и вся проблема. Для того чтобы выйти уцелевшим из круга требований родителей и их дара любви, ребёнок, с помощью своего симптома, отвечает им, создавая нехватку в их отношениях. Это позволяет ребёнку уцелеть как субъекту, как индивидуальности в отношениях с родителем. ­ В чём же ошибка родителей? И чем она чревата? ­ Чего сегодня мы ждем от детей? Чтобы они были чудесными и доставляли нам наслаждение своей любовью. Ребёнок является носителем надежды на светлое будущее, тем, кто вернет нам утраченное наслаждение. Представьте, насколько это тяжело – быть единственной надеждой и ставкой, которую делают родители в реализации наслаждения. «У меня жизнь непроста, но вот он сможет добиться наслаждения». Если такая установка становится утешением для родителей, то на ребёнка она возлагает большую ответственность. И это ожидание может привести к разочарованию. Эпоха «маленького тирана» заканчивается. Наступило время нарциссизма. Дети, с которыми я работаю, менее тираничны, но более хрупки, с многочисленными симптомами, которые помогают им справляться с тревогой. Поэтому, когда они обнаруживают неспособность ответить на требования родителей, они проваливаются в психологические проблемы, которые выражаются через фобии, навязчивые ритуалы, которые в действительности направлены на привлечения внимания родителей и поиск ответа на вопрос: «Кто Я?» К сожалению, сегодня и детям и родителям вменяется идея, что достаточно хотеть, чтобы мочь, но в реальной жизни не всё так просто. Дети не обладают сверхсилой, как герои комиксов, а скорее, наоборот. Повзрослеть можно, только приложив усилия. Все усложняется еще и тем, что сегодня требования родителей поддерживаются неадекватными установками со стороны общества, которое предлагает каждому быть уникальным и преуспевать лучше, чем остальные. Простое и ясное сообщение от общества: «Ваш успех в ваших руках!» говорит нам о необходимости реализовать себя, больше работать, быть более креативным. Если вы немного недоработали, значит, вы недостаточно усердны и креативны. Если у вас проблемы со здоровьем – это ваша вина, вы не ведёте достаточно здоровый образ жизни. И если вы несчастны в любви – это вы не можете сделать правильный выбор. А чтобы добиться успеха, надо быть более позитивным и правильно мыслить. Информационное пространство содержит огромное количество советов, как надо жить, и если вы не следуете им, то это – ваша вина.

Что предпринять, если ваш ребёнок не соответствует требованиям Инстаграма
© Аргументы Недели