«Ребенок должен разливать суп и кидаться кашей»: интервью с педагогом Татьяной Абрамовой о правильном развитии детей

Если коротко, главными заповедями родителей должны стать: наблюдай и не вмешивайся. Учитывая, что каждый месяц в крупных городах открываются развивающие и игровые центры для детей, вопрос, нужно ли водить туда ребенка, возникает почти у каждой мамы. Что мы можем дать детям, чтобы они выросли самыми умными, любознательными, эмоционально наполненными? Ответ прост — наблюдать за ребенком и следовать за его природными интересами. О том, как правильно это делать, а также как создать среду, которая будет расти вместе с ребенком, в интервью «Летидору» рассказала монтессори-педагог, автор книги «Дневник развития ребенка — ежедневник для родителей» (готовится к изданию в издательстве Clever) Татьяна Абрамова. Татьяна, расскажите, в чем суть методики Марии Монтессори? Почему она получила такое широкое распространение в мире? Объясню на своем примере. Когда я стала мамой, то задумалась: что же делать с ребенком? Я много читала о раннем развитии, о разных методиках, и в том числе о методике Марии Монтессори. Кстати, сначала она меня не впечатлила, потому что не гарантировала результата. А потом я попала с ребенком на занятия по этой методике и поменяла свое мнение. Оказывается, развивать детей можно и нужно спокойно. Дети рождаются уже с огоньком познания, и главное — этот огонек не уничтожить. А как мы можем уничтожить огонек познания? Например, так называемыми «фронтальными» занятиями. Это когда ребенка сажают за стол, перед ним кладут книги и тетрадки и говорят: «Смотри сюда, делай вот это, тебе нужно сейчас прочитать вот это слово, написать вот эту букву…» А ребенку в этот момент хочется, например, бежать! Да! И монтессори-педагогика в этом смысле «танцует» как раз от интереса ребенка. Не нужно привлекать внимание детей, подсовывать им книжки, пытаться увлечь заданиями. Они сами знают, что им нужно. Дети не взрослые, они выбирают занятия, руководствуясь мотивацией «мне это интересно, я это хочу», а не «мне это надо». Как говорила Мария Монтессори, такие занятия «как будто подсвечены прожектором». Если ребенок чем-то заинтересовался, например перебиранием зернышек, значит пришло время развивать мелкую моторику. Он выбрал дело, которое ему подсказала природа. Все, что могут сделать в этот момент родители, — не мешать ребенку и наблюдать. А если он выбирает сидеть под столом и грызть сухой кошачий корм? Надо подумать, что это может означать. Возможно, он интроверт и хочет играть в «норках» и шалашах. Можно купить ему домик, палатку — пусть играет там. Если он ест кошачий корм, это не обязательно означает, что он хочет есть. Возможно, он находится в сенситивном периоде развития мелкой моторики и ему важно перебирать мелкие предметы. Вместо корма мы можем предложить ему перебирать зерно, крупу или распустить старый свитер. Какую роль во всем этом должен занимать родитель? Оберегать концентрацию! Если видите, что ребенок на чем-то сосредоточен, не надо вмешиваться и переключать его («ну что ты там завис, давай лучше почитаем!»). В этот момент у него формируются нейронные связи в мозге. Это важный процесс, и, если его прервать и занять ребенка чем-то другим, более полезным, по вашему мнению, — важный этап развития будет нарушен. Фишка Монтессори в том, чтобы развиваться «по течению», не сопротивляться ему. Если начинает рисовать, то мы даем раскраски, краски, вешаем бумагу на стены. Если собирает, то покупаем конструктор, даем перебирать зернышки и так далее. Да? Да! А что делать, если ни на чем человек не зависает? Если он хочет смотреть мультики или просто ходит и дергает маму «мне скуууучно»? Во-первых, надо учитывать возраст ребенка. Если ребенку год, то не надо требовать от него, чтобы он концентрировался на чем-то 15-20 минут. 1 минута внимания для годовалого человека — это уже хорошо. Во-вторых, надо создать для ребенка среду, которая увлечет его. Расскажите, как устроена монтессори-группа? Что главное в вашей среде? Наша группа напоминает большой супермаркет. Все разложено на полочках в определенном порядке. Слева направо, от простого к сложному. То есть мы воздействуем на ребенка не фронтально (вот, смотри, рисуй), а через среду. И наблюдаем за ребенком. Дети приходят в класс и видят на полочках разное, распределенное по зонам. Зона развития речи — это паззлы, фигурки животных, которых можно называть. Есть зона сенсорного развития — потрогать и посмотреть разные цвета, что-то куда-то просунуть, гладкое, острое, формы и фигуры. Есть зона упражнений практической жизни — это самое важное в возрасте 0-3. Через этот процесс ребенок приходит к пониманию, чего он хочет. Как это важно! Почему нас так редко спрашивали, чего мы хотим? Даже на завтрак. Да, это сложно, когда не спрашивают и когда нельзя даже в туалет без спроса сходить, а потом в 11-м классе вдруг надо решить, кем ты хочешь стать. Выбор — это навык. Когда мы учимся водить машину, мы не смотрим ролик в ютубе, а садимся за руль и учимся водить. А когда мы выбираем профессию, мы делаем это, не имея навыка. Поэтому выбору надо учить уже с 6-7 месяцев. Детки приходят к нам, ползают между полок, выбирают, что взять с полки, что облизать. Облизать? Облизывать предметы важно! Пока ты не научишься ползать и не нарастишь себе мышечный корсет, ты не сможешь ходить. Так и тут, пока все не оближешь, не научишься говорить! Тоже развитие мышц! У меня был мальчик в группе, который приходил, брал в рот большой грецкий орех и продолжал заниматься. Что еще важно позволять детям от рождения до 3 лет? В этом возрасте важное в занятиях — вода и сыпучие продукты. Через опыты с водой, супом и так далее ребенок узнает свойства разных субстанций. Через игры с этими продуктами он приходит к концентрации и ко многим другим вещам. А если ребенок ест пластилин? Сделайте массу для лепки — стакан муки, стакан соли и вода. Это не вкусно! Так и хорошо! Разные продукты очень важно дать детям попробовать. Но это уже в возрасте 4-6 лет. У нас на занятиях стоят бутылочки с разными запахами — ваниль, корица. Слух развивают, играя на музыкальных инструментах, вкус — пробуя разное на вкус. А пластилин лучше убрать подальше. Чтобы не говорить «нельзя». Это еще один принцип Монтессори? А как обойтись без «нельзя»? Переключать внимание? Переключать не надо. Представьте, что вы, взрослый, работаете, пишете что-то важное, и вдруг кто-то приходит и говорит: чего ты тут время теряешь, какие-то глупости делаешь, иди лучше позвони по телефону… Вам будет неприятно, ваше действие обесценили. То же самое происходит с ребенком. Он нашел розетку, нашел вилку, он видел, как мама много раз вставляла вилку в розетку. Он четко запомнил, что нужно делать, и он пытается повторить важное дело. И если в тот момент мы, отвлекая, скажем «пойдем учить буквы», это будет неуважением к его интересам. Если вы беспокоитесь за безопасность ребенка, дайте ему удлинитель (не подключенный к розетке), чтобы на нем он тренировался втыкать вилку в розетку. И все будут живы и довольны. А все, что действительно нельзя, лучше сразу убрать повыше. Как говорят родители, «когда дети подрастают, уровень жизни все повышается и повышается». А еда? Наши родители строго-настрого запрещали играть едой. Можем ли мы убрать этот запрет? Играть с едой — это же самое интересное! И вы можете купить развивающую игрушку за 5 тысяч или пачку гречки за 50 рублей. И гречка будет куда интереснее. С едой играть можно и нужно. И во время еды. Когда ребенок набирает кашу в ложку и кидает ее в стену, он развивает бросок от плеча. А как важно размазать кашу по столу! И творог! Это развивает осязание. Творог холодный, кабачок скользкий, черника на обоях смотрится красиво, каша горячая. Трогать еду — гораздо важнее для развития мозга, чем любой набор карточек или бизиборд. Хорошо, когда ребенок ест сам. Сидит за столом со всеми и смотрит, как едят взрослые. А как тогда приучать детей к порядку, когда нет «нельзя»? У Марии Монтессори ведь были правила. Четкие и непоколебимые. Во-первых, свобода не есть вседозволенность. Должны быть правила, о которых дети осведомлены. Например, у нас в группах не принято отнимать игрушки. Если человек начинает отнимать, мы говорим: «Сейчас с этим предметом занимается Вася». Далее мы даем ему выбор: «Можешь или посмотреть глазками, как занимается Вася, или взять что-то другое». Вы обязательно столкнетесь с негативными проявлениями. И это повод для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект. Объяснить ребенку: ты сейчас расстроился, ты злишься, ты привык к тому, что ты дома можешь все что угодно делать, а тут даже взять совочек не дают. Во-вторых, важно подавать детям пример. Когда дети у нас в группе пьют чай с сухариками, они убирают за собой. У нас так принято. Новеньким мы говорим: ты попил чай — ты можешь за собой убрать. Но он и так видит, что все убирают за собой после чаепития. Здесь так принято. И для него это правило понятно. Ребенок привыкнет к тому, что его окружает. Если дома творческий беспорядок, человек будет жить, ориентируясь на него. Если привыкнет, что после ужина моется посуда, крошки убираются, когда вырастет, будет жить по этой модели. Родительский пример — первая и важная часть воспитания любого ребенка. Вы можете говорить детям все что угодно. Но если они видят, что вы не придерживаетесь своих же принципов или придерживаетесь их частично, то будут действовать так же. Вопросы задавала Анна Герасименко

«Ребенок должен разливать суп и кидаться кашей»: интервью с педагогом Татьяной Абрамовой о правильном развитии детей
© Letidor.ru