О том, как побеждает преданность выбранному делу

Точка удивления, мизансцена, предлагаемые обстоятельства. Все эти термины, взятые из теории театра, позволяют сделать образование не только увлекательным, но и человечным. О том, как из этого можно сделать еще и успешное предприятие малого бизнеса, — в материале «Ленты.ру». Елена Куватова из Гагарина Смоленской области в свои 30 лет все еще студентка — так сложилось. С детства Елена увлекалась театром — играла во всех любительских постановках в городе. Пробовала поступать в театральное училище, но не получилось: на бюджетное место не взяли, а возможности учиться на платной основе не было. Не вышло попасть в училище — выйдет поучиться в институте, решила Елена, и теперь она — студентка режиссерского факультета Института культуры. Не имея привычки унывать и руководствуясь пословицей «плох тот студент, который не мечтает о собственном театре», Елена и стала со временем главой театра. Где работать человеку, мечтающему о театре? В 2014 году Елена стала сотрудницей Дома культуры — все ближе к мечте. И именно там у нее возникла идея создать театральную студию для таких же одержимых театром детей, а в качестве преподавателей пригласить профессиональных актеров. Художественным руководителем новой студии Елена уговорила стать Ярослава Жалнина, актера Театра имени Моссовета и театра-студии «Бу...» при Булгаковском доме, известного по фильмам «Метод Лавровой» и «Гагарин. Первый в космосе». Уж если делать дело, то с самыми лучшими профессионалами, которых только удастся убедить участвовать в этом предприятии, — этот закон любого стартапа Елена успешно воплотила в жизнь. Через год стало ясно: жители города не только привыкли к арт-студии «Юнона», но и стали ждать новых постановок. Так Елена воплотила в жизнь сразу два других важных экономических закона — создала нишу целевой аудитории и сформировала у нее спрос. Были приглашены на работу хореограф и педагог-психолог. А в 2018 году Елена Куватова поняла, что работы — вал, детей приходит много, а вот прибыли нет. Наступил третий этап становления любого бизнеса: финансовая оптимизация и определение бизнес-модели предприятия. Что сделала Елена? Решение, как показала практика и как об этом пишут в учебниках, оказалось самым правильным. Не бросая дело, Елена пошла… учиться дальше и попала в бесплатную акселерационную программу Фонда поддержки социальных проектов, где научилась понимать бизнес-процессы. «Меня там научили предпринимательской арифметике, как быть не только социально значимым проектом, но и финансово успешным. И уже там я познакомилась с Порталом Бизнес-навигатора МСП, на котором я зарегистрировалась, — вспоминает Елена. — А дальше с его помощью нашла помещение для студии. Раньше мы арендовали его у Дома культуры, но даже оставить реквизит, костюмы, звуковую аппаратуру мы там не могли — приходилось все наше богатство забирать домой. А ведь до этого и мысли не было, что иметь собственное помещение принципиально возможно. Но Бизнес-Навигатор МСП — это такая незаменимая штука, которая как раз и делает невозможное возможным». Наступил более длительный, но не менее увлекательный процесс обустройства студии. На это ушел целый год, да и когда он закончится — неизвестно. «Улучшать можно до бесконечности», — говорит с улыбкой Елена. Однако в конце 2018 года стало понятно, что спрос неуклонно растет, и одного зала стало мало для того, чтобы внедрить все запланированные дисциплины. С помощью Бизнес-навигатора МСП стали искать новое помещение. «Процедура на сей раз оказалась посложнее, но надеемся, что к сентябрю справим новоселье», — говорит Елена Куватова. Таким образом «Юнона» будет обладать двумя рядом стоящими помещениями. Процесс обучения детей театральному искусству в арт-студии «Юнона» построен следующим образом. Художественный руководитель Ярослав Жалнин руководит постановкой спектакля. Все педагоги и сотрудники работают на единую цель — очередную премьеру. Ярослав Жалнин приезжает в Гагарин раз в неделю, но на занятия в театральную студию дети ходят три раза в неделю — и им есть чем заняться. Другие педагоги продолжают репетиции, ставят танцы, учат сценической речи, вместе с детьми делают костюмы — в общем, делают вместе все то, что происходит в любом профессиональном театре. В процессе обустройства появилась мысль выделить хореографию в отдельное направление деятельности арт-студии. И теперь в «Юноне» делают чисто хореографические номера и мини-спектакли и посылают их на различные конкурсы. «Вот поэтому "Юнона" превратилась из театральной в арт-студию», — поясняет Елена. В продолжение стратегии расширения бизнеса с сентября изготовлением декораций и обучением детей этому мастерству займется профессионал. А к концу учебного года, в июне, родителям и детям в арт-студии «Юнона» предложили снять фильм! Новое направление получило название «Кинобум». Здесь тоже дети не только актеры, но и сценаристы, режиссеры и операторы. Разумеется, под присмотром педагогов, но с большой долей самостоятельности. На выходе должны получиться короткометражные фильмы, один из которых уже в скором времени получит приз Cinéfondation в Каннах. «Так что в следующий раз будем от вас принимать поздравления на Лазурном Берегу», — смеется Елена. Интересно, что в программе «Кинобум» заняты даже дошколята — они снимают маленькие комедийные скетчи под общим руководством Ярослава Жалнина. Это направление называется «Юношки» и тоже обещает стать очень креативным, уверена Елена Куватова. «Это такой "взгляд снизу", который объясняет взрослые проблемы детским языком, — говорит руководитель арт-студии. — Но кроме этого есть и более высокий жанр — кинопоэзия. Дети читают стихи, и потом мы делаем монтаж. То есть одно стихотворение читают несколько детей. И это очень впечатляющее зрелище, должна вам сказать». Для детей, которые уже давно и серьезно занимаются в студии, организован совместный отдых. «Поездки эти — тематические. Только что мы вернулись из путешествия по Турции. Там мы снимали фильмы, так сказать, на натуре. Были уже с этим направлением в Анапе и несколько раз Германии, — рассказывает Елена. — Когда дети отрываются от родителей, получается совершенно другая тусовка. Эти поездки сплачивают коллектив. Конечно, граница педагог-ребенок не стирается, но дети начинают чувствовать себя творчески — не поведенчески — более свободными. Педагоги направляют эту высвободившуюся энергию в нужное русло. Эти поездки воспитывают, закаляют духовно и физически, учат решать многие вопросы самостоятельно». «У нас принцип работы такой: все должно идти от ребенка. Мы не навязываем даже выбор ролей. Нет задачи завлечь сто процентов детей в узкое определенное русло. Есть цель, чтобы от каждого ребенка исходила инициатива, какой-то запрос, — увлеченно рассказывает Елена. — И мы потом трансформируем этот посыл для развития большей самостоятельности и уверенности ребенка в себе. В этих целях в арт-студии "Юнона" есть несколько других подпрограмм — например, шоу пародий. Ее мы можем показать пару раз в год. И там для детей открывается бездна для импровизации и самовыражения, потому что это очень свободный жанр сам по себе. Это можно даже назвать контролируемым хулиганством. Самое главное — что и родители, и дети от этого в полном восторге». По словам Елены Куватовой, если на занятия в студии посмотреть со стороны, то не подумаешь, что в данный момент идет выверенный образовательный процесс. «Всем кажется, что мы просто играем. Что на самом деле так и есть», — завершает мысль Елена, в планах которой — организовать подобные студии в других городах России. Так что на известный вопрос Виссариона Белинского, озвученного великой Татьяной Дорониной в фильме «Старшая сестра», — «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» — Елена Куватова и ее воспитанники отвечают утвердительно.

О том, как побеждает преданность выбранному делу
© Lenta.ru