Войти в почту

Детский туризм снова под ударом

Какие выводы нужно сделать из трагедии в детском лагере Пожар в детском лагере под Хабаровском унес жизни четырех школьников. Эта трагедия не только стала горем для всей страны, но и обнажила существующие в законодательстве пробелы в отношении обеспечения безопасности детских палаточных лагерей. Парадокс в том, что количество проверяющих в этой сфере и так зашкаливает. Тотальные ограничения могут привести к тому, что отдыхать дети смогут только на улице. Фото: 27.mchs.gov.ru Внимание, дети! 25 июля на два месяца был арестован директор детского лагеря «Холдоми», где в ночь на 23-е произошел пожар. Эхо трагедии распространилось по всей России – родители в панике забирают из лагерей своих детей или отказываются от путевок, начата тотальная проверка всех мест детского отдыха. На контроле каждая деталь: от наличия плана эвакуации и огнетушителей до проведения противопожарных инструктажей с персоналом. Подобное мы проходили летом 2016 года, когда после трагедии в Карелии, где во время шторма на Сямозере погибли 14 детей, также начались массовые проверки. В те дни заместитель главы правительства Ольга Голодец докладывала президенту: «Прежде всего, упор был сделан на частные лагеря, некоммерческие организации, лагеря палаточного типа, а также лагеря, которые имеют программы с потенциальным риском для жизни и здоровья. Были проверены все оздоровительные учреждения, 19 953 организации…» В результате многие лагеря были закрыты. И вот – очередная трагедия. Масса требований Мы не беремся искать виновных в хабаровской трагедии – этим сейчас занимается следствие. Гораздо важнее ответить на вопрос: можно ли было избежать беды? А для этого необходимо обратиться к действующему законодательству. Как отмечают специалисты, нормативы в сфере обеспечения безопасности детского отдыха существуют, но они разбросаны по множеству отдельных документов. «Нас имеет право проверить более 40 ведомств, причем мы должны знать о требованиях, предъявляемых каждым из них, – говорит генеральный директор туркомплекса «Голубино» Елена Шестакова. – Такой объем зачастую непосилен. Все правила было бы легче выполнять, если бы они были сведены в общую четкую инструкцию. Большинство же нарушений, мне кажется, происходит как раз из-за того, что очень сложно разобраться во всех нюансах». Часть требований прописана в Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа. Из них, например, следует, что «палаточные лагеря следует располагать на расстоянии не ближе 100 м от линий высоковольтных электропередач, автомагистралей, железнодорожных путей; электрогенераторы и другие энергогенерирующие устройства, при их наличии в палаточном лагере, должны располагаться не ближе 25 м от жилой зоны, в недоступном для детей месте...» Существует также инструкция по антитеррористической защищенности организаций отдыха детей и их оздоровления палаточного типа, разработанная Министерством образования совместно с Росгвардией. А вот четких нормативов по обеспечению пожарной безопасности в детских лагерях палаточного типа нет. Закон на крови Говоря о прорехах в законодательстве, президент Союза адвокатов Игорь Трунов замечает: «В такого рода объектах, как детский лагерь, директор несет полную ответственность за пожарную безопасность. Есть целый список возложенных на него функций: от расположения огнетушителей до организации эвакуационных выходов. Это всё зарегламентировано. А разговоры о недостаточности базы – не более чем уход от ответственности». С ним не согласна генеральный директор турфирмы «Анкор», руководитель рабочей группы по транспортному обеспечению Коррекционного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Ольга Санаева: «Если кто-то просто отвечает за безопасность, но не знает, в чем она заключается, это трагично. Поэтому важно сначала внести логичные и понятные нормативы, а затем их контролировать. Например, после трагедии в «Холдоми» мы нигде не нашли правил о том, каким должно быть расстояние между палатками в лагере. Безусловно, нельзя, чтобы требования были избыточными. Но те, которые обеспечивают реальную безопасность детского отдыха, – необходимы». К сожалению, многие законы в сфере обеспечения безопасности написаны «кровью». Вот и МЧС только после трагедии взялось за разработку свода правил «Палаточные лагеря. Требования пожарной безопасности». Но понятно, что решить эту задачу быстро не получится. По словам экспертов, требования не могут быть универсальными – например, необходимо отличать палаточные лагеря от стационарных и тематических. А это значит, что еще не скоро появятся нормативы, удовлетворяющие всем аспектам детской безопасности. Главное – не упустить время. Соруководитель рабочей группы по детскому туризму Координационного совета по развитию туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич подводит итог: палаточный отдых ничуть не опасней любой иной формы отдыха. Другое дело, как он организован, – а вот тут многое зависит от степени ответственности лиц, которые им занимаются. И от того, насколько тщательно свои обязанности исполняют контролирующие инстанции. Нужен также разумный баланс между нормативными требованиями и реальностью. Государство сейчас почти не занимается детским отдыхом, для предпринимателей он считается низкомаржинальным видом деятельности, сопряженным с большой ответственностью и рисками, и при этом – имеет большую социальную значимость. Сергей Минделевич приводит цифры. Сейчас в России работает 155 центров детского отдыха, в 2016 году (до трагедии в Карелии. – Ред.) их было 177, а 20 лет назад – 536. Если закрутить гайки, детям скоро будет негде отдыхать. Разве что на улице.

Детский туризм снова под ударом
© HotLine.travel