Хочу стать инженером: гид для ребенка от преподавателя Бауманки

Преподаватель и отец двоих сыновей Максим Талызин рассказывает, с чего начинается путь в профессию инженера, и разбирает 4 шага, которые помогут ребенку развить технические компетенции. Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Обычно представление об успехе складывается из трех компонентов. Мы, родители, мечтаем, чтобы ребенок нашел в жизни свое место, был материально обеспеченным и счастливым. Добиться этого дети могут только сами, а мы можем немного помочь, направляя их на пути к цели. Один из способов быть успешным в XXI веке — в меньшей или большей степени разбираться в технике и работать с ней. Так, Министерство просвещения обещает, что в ближайшее время профессия инженера войдет в топ востребованных профессий. Над этим есть смысл задуматься родителям младшеклассников и даже дошкольников, чьи дети проявляют интерес к технике и технологиям. О том, как развить у ребенка технические компетенции, «Летидору» рассказал кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Баумана и отец двоих сыновей Максим Талызин. Сегодня существует большое количество разных курсов для школьников, часто дорогостоящих, что делает затруднительным для родителя выбор стратегии. Для развития компетенций в области техники можно выбрать несколько основных направлений: обучение в школе, кружки робототехники, кружки моделирования, курсы программирования. Мы рассмотрим, что дает каждое из этих направлений детям от 6 до 10 лет. Школьная программа К сожалению, программа в школе, особенно младшей, не дает возможностей приобретать навыки для работы с техникой. Если вспомнить уроки труда, проводимые еще в советской школе и в 90-е годы XX века, то там ребята учились обращаться со слесарным, столярным инструментом и работали на станках. Школьники получали вполне конкретные навыки, необходимые для производственной деятельности и в быту. В современной школе такого даже близко нет. Надежда есть только на кружки дополнительного образования, среди которых можно найти действительно стоящее занятие. Но тут все зависит от конкретной школы. Робототехника Последнее время большую популярность набирают кружки робототехники, где детей учат собирать роботов. Робототехника сейчас находится на подъеме, и на волне общественного интереса появилось большое количество образовательных проектов. Что их отличает? Чему там учат? И учат ли вообще? Эти вопросы естественно волнуют родителей, поскольку занятия стоят не мало. Для начала разберемся в направлениях школ робототехники. Можно выделить 3 основных — развлекательное, спортивное, прикладное. Развлекательная робототехника в качестве основы использует готовые наборы LEGO. Просто, безопасно, эффектно. Ребенок быстро получает видимый результат, он доволен, родитель тоже доволен. Но развлекательная робототехника практически не дает полезных навыков. Да, развивается мелкая моторика, да, развиваются умения пользоваться простыми схемами, но в долгосрочной перспективе этот вид технического творчества не может дать практически ничего и примерно через полгода-год ведет к бесполезно потраченным средствам. Соревновательная робототехника часто также базируется на конструкторах LEGO, но факт соревновательности заставляет ребенка решать прикладные задачи на основе имеющегося оборудования. Например, задание «чей робот быстрее найдет выход из лабиринта» является базой для решения задач логистики на автоматизированном складе и даже для создания беспилотного транспорта. Однако идти в это направление целесообразно начиная со средней школы. Такой подход обусловлен особенностями психофизического развития школьников младшего возраста. Прикладная робототехника также не подходит для детей 6-10 лет, поскольку предполагает решение конкретных производственных задач. Так что по факту для младших школьников подходит только развлекательная робототехника. Но здесь не стоит ждать большого прогресса в освоении инженерных навыков. Моделирование Кружки моделирования («умелые руки») — редкое явление, имеющее, однако, большой спрос. Именно на таких кружках ребенок учится работать настоящим инструментом и изготавливать простые, но осязаемые изделия. Часто в кружки принимают детей от 12 лет, что связано, прежде всего, с возможностью травматизма, поскольку на занятиях ребята работают с настоящими инструментами. При правильной постановке обучения, правильной методике, учитывающей особенности развития, обучать детей столярным навыкам можно и с 6 лет. А что касается травмоопасности… За два года, что я проводил обучение детей с 6 до 10 лет, у меня было лишь 3 случая легкого травматизма. При этом родители были счастливы, видя, что дети заняты полезным делом. К сожалению, найти хороший кружок такого направления непросто, но возможно. Если вам посчастливилось отыскать в своем районе столярную мастерскую или кружок моделирования, обязательно познакомьтесь с преподавателем, посетите вводный урок. Школы программирования Школы программирования также находятся на пике популярности. В них дети получают навыки работы с алгоритмами и общие навыки работы с компьютером. Занятие очень полезное, но без занятия сопутствующими навыками дает несколько однобокое развитие. В дополнение к вышесказанному стоит упомянуть о необходимости развития математических навыков, что в современной школе также является проблемой, поскольку зачастую у ребенка отбивают интерес к этой полезной и нужной, особенно будущему инженеру, науке. Тут можно порекомендовать занятия на специальных курсах, например курсах «МатКласса». Таким образом, вы получили «дорожную карту» развития технических навыков детей младшего школьного возраста. Важно, чтобы все перечисленные занятия шли в комплексе (это не значит, что надо ходить на все одновременно!), и тогда вы увидите со стороны ребенка прогресс в выбранном направлении. А если все это дополнить посещением музеев, разнообразных технических мероприятий, инженерных лагерей, то к окончанию начальной школы у ребенка сформируется вполне определенная подготовка, которая поможет выбрать будущую профессию. Фото: VOSTOCK Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал !

Хочу стать инженером: гид для ребенка от преподавателя Бауманки
© Letidor.ru