Непробиваемая стена. Школьные психологи оказались никому не нужны
Здесь и вопрос глобальной забывчивости школьной программы, а еще - адаптации к школьной действительности. Проблемы дисциплины, взаимоотношений между учеником и учителем внутри детского коллектива выходят на первый план. Психиатры бьют в набат, пугая не столько детей, сколько взрослых «синими китами», суицидальными наклонностями и повсеместной травлей. Родители записывают инструкции: как спасти ребенка от самоубийства, а в школах не предусмотрено ставок для психологов. Неужели не нужны специалисты, которые послужат для детей, их семей и педагогов подушкой безопасности? Орава буйных Чиновники от образования пересмотрели свой подход к школьным психологам стремительно и безапелляционно. Решили, что врачеватели детских душ в учебных заведениях - непозволительная роскошь для государственного бюджета. Депутаты заявили, что детям не нужны психиатры и психологи - их легко заменят профессиональные воспитатели с человеческим подходом. - Только где они есть? - возмущается родительница из Владивостока Елена Рутинина. - За классное руководство доплату сократили почти в два раза, сегодня мало кто хочет брать на себя ораву буйных, невоспитанных детей, проводить с ними мероприятия, готовить к олимпиадам. Преподаватели групп продлённого дня отказываются делать с детьми домашнее задание. Я вижу не человеческие, а замученные лица учителей. Зарплаты по-прежнему низкие. Кто пойдёт работать за копейки? Поэтому ставки психологов и сократили. - Будут ли это действительно психологи, а не загнанные за маленькую ставки несчастные люди? - спрашивает многодетная мама Диана Романенко. - Понимающие, что делать и зачем? Чтобы дети не были для специалиста одним сплошным потоком, а тесты и тренинги - для галочки. Школьники нуждаются в индивидуальном подходе. Споры в социальных сетях на эту тему не утихают. Одни родители отмечают, что и до того, как министерство образования избавилось от психологов, не в каждой школе они работали. Другие вообще не понимают - какие функции должны выполнять эти специалисты? Бывшая директор школы-интерната, пожелавшая не называть своего имени, призналась, что за долгую практику педагогической работы, ей попались лишь два квалифицированных психолога, остальные в условиях учреждения работать не смогли. - Учителя стремятся «убежать» в репетиторство, а психологу легче устроиться в частный центр, - добавила собеседник. Тяжёлая артиллерия Впрочем, энтузиастов, людей, любящих свое дело и болеющих за детей, в России не переводится. Психолог первой категории Елена Волошина много времени проводит в командировках по Приморскому краю. Рядовая работа - лекции, тренинги, тестирования, нередки исключительные ситуации. - 13-летняя девочка в школе выпрыгнула с пятого этажа, - рассказывает Елена Волошина про трагедию, произошедшую в одном из приморских городов летом. - Выжила, но получила травмы, испытала много боли, впереди - большой период реабилитации, операции на позвоночнике. Сначала по глупости поспорила. Девочка из параллельного класса устроила травлю в соцсетях, мол, если ты обещала, значит, прыгай. Моя подопечная написала прощальную записку бабушке и дедушке, и сиганула в окно. В процессе работы психолога выясняются недостающие звенья в цепи - зависть подругу, трусость мальчика, грубость учителя. Оказалось, что мнение со стороны сверстников дорогого стоит - жизни! - В психологах нуждаются дети, подростки, - продолжает Елена Волошина. - Сколько острых ситуаций, которых можно помочь избежать. Нежелательная беременность, анорексия. Каждый год преподносит новые печальные сюрпризы. Психолог, прежде всего, друг, неравнодушный человек. Это непростая работа - знать каждого ребёнка, найти к каждому подход. - Опираясь на собственный опыт, считаю, если школа большая, специалистов должно быть несколько, - делится клинический психолог Екатерина Кольцова. - Например, психолог может брать на сопровождение начальную школу, среднее или старшее звено. Направлений деятельности несколько - детско-родительские отношения, учитель-ребёнок, учитель-ученик. Психолог решает проблемы коммуникации, сложности с осознанием себя в старшем возрасте, малышам помогает адаптироваться с новым нагрузками, постоянной системой требований. Когда дети понимают, что есть специалист подобного уровня в школе, они уже самостоятельно ходят на консультации. Психолог - человек, который выслушает ребёнка и заранее направит по верному пути. К нам приходили дети даже с вопросами подготовкой к экзаменам - для того, чтобы уметь расслабляться, не испытывать дискомфорт в классе. Важная миссия специалистов - профилактика конфликтов, выявление латентного суицида, когда у ребенка появляются мысли угрожающего характера, и он не расскажет об этом друзьям. Подчеркну, школам требуются психологи хорошего уровня, а не учителя с переподготовкой, должны быть высокообразованные специалисты. В марте этого года в гимназии №2 Владивосток состоялось открытое общегородское школьное собрание. Родители под карандаш записывали признаки суицидального поведения детей. Участники мероприятия отметили: ситуация выходит из-под контроля. - Я внимательно изучаю историю детей с совершёнными попытками суицидов, - сказала тогда участник собрания Марина Гольтяева. - Среди них есть и успешные, с полной занятостью, выраженным творческим радикалом. Обращайте внимание на частные перепады настроения ребёнка, рассеянность, разговоры о том, жизнь бессмысленна. Бывает, они шутят на тему смерти. Дети с суицидальными наклонностями начинают пробовать алкоголь, табак, психоактивные вещества. Уходят из дома, бродяжничают. Врачи-психиатры много говорят об агрессорах и жертвах таких массовых явлений как буллинг и моббинг. То, что в России вообще заговорили о формах травли, в том числе и в школе - великий прогресс. По статистике каждый четвёртый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учеников. В распознании агрессоров или жертв так много намешано признаков, что разобраться в них, что пуд соли съесть. Допустим, ребёнок задерживается в школе. По мнению психиатров, нужно бить в набат! Учителя тут же впадают в панику. Установка следующая - как можно быстрее отправить ученика домой, а там и гора с плеч. Пусть они делают всё, что хотят, но только за пределами школы, под ответственностью родителей, - считают учителя, завучи и иже с ними социальные работники. Вот вам и неравнодушие. Такую стену даже самый гениальный психолог, работающий на энтузиазме круглыми сутками, не проломит. - У психолого и психиатров - разные сферы деятельности, - говорит Елена Волошина. - Одно дело - пограничное состояние, требующее особой терапии. Но я не согласна, когда психиатры необоснованно выписывают нейролептики детям. Допустим, девочка перевелась из одной школы в другую, мама обратилась к психиатру, и теперь ей нужно принимать тяжёлые препараты. Тренинги по знакомству, адаптации проводить н пробовали? - Многое зависит от степени доверия между ребёнком и родителями, - поделилась родительница Светлана Кучук. - Время - самое дорогое, что мы можем дать детям. Давлением только подталкиваем их в никуда, вот и они стремятся остаться наедине. Без любви спасти не получится. Я чувствую, значит, живу Некоторые ситуации выходят далеко за порог учреждения. В прошлом году на всю страну прославились приморские дети из школы с эстетическим циклом, устроившие вечеринку в стенах учреждения. Директор школы чуть ли не отправила себя на плаху вместе с недостойными учениками, чем разжалобила холодные сердца чиновников и вызвала волну остроумных высказываний в интернете. Вывод не утешающий: взрослые не видят, не чувствуют, не понимают подрастающего поколения. - Я глубоко убеждена, что у школьников должно быть психологическое сопровождение, - сказала в интервью «АиФ-Приморью» психолог Евгения Дьякова. - Чтобы подрастающий человек мог выразить свои чувства, был в контакте со своими желаниями и потребностями. Как часто мы живём чужими ожиданиями, стандартами, установками. И теряем себя в социуме как личность, уникальность. Специалисты замечают - взрослые по степени внутренних проблем от детей не отстают, при этом глушат проблемы антидепрессантами, алкоголем, шопоголизмом, игроманией. - Хочется, чтобы к психологу приходили не только на грани срыва, - заключает собеседник. - В каждой семье, даже самой образцовой есть над чем поработать. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Психотерапевт Юрий Панасенко: - По идее, в школе должен работать психолог имеющий узконаправленное образование. В не человек, который прошел курсы психологического обучения, и считает себя гуру. Кто виноват, что дети доведены до отчаяния? С какого перпепугу психолог имеет отношение к низкому социальному уровню жизни, нестабильности? Давайте научимся сначала трусы шить, а потом будем шубу примерять. Дети беспризорные, голодные, брошенные - вот какие проблемы нужно решать в первую очередь. Зачем работать для галочки, позиционируя себя как развитое демократическое общество. Это буйная профанация, далекая от правды. МНЕНИЕ ВЛАСТИ Депутат краевого Заксобрания Татьяны Косьяненко: - Сегодня нужно обратить внимание на каждую семью, и каждого ребёнка в отдельности. Не подействуют громкие слова, грубость, наказания. Детям должно быть интересно общаться в кругу сверстников, с взрослыми. А мы должны уберечь подрастающее поколение от рокового шага, вовлечь его в реальный мир, где много увлекательного. В школах происходят ситуации, которые шокируют учителей и родителей. Нужно не только думать, но и делать в этом направлении конкретные шаги.