Болезнь гениев. Как понять, что у ребёнка дислексия и что с этим делать?

Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен и Владимир Маяковский: что может объединять таких разных людей, кроме того, что все они несомненно талантливы? Оказывается, нечто общее у них есть. Удивительно, но все они – дислексики. Мы читали, мы писали... Немало знаменитых, учёных, писателей, поэтов, актёров всю свою жизнь боролись с трудностями в овладении, казалось бы, простыми навыками: чтением, письмом, счётом. Именно поэтому дислексию часто называют болезнью гениев. Учитель начальных классов пермской гимназии №1 и психолог общественной организации «Многодетные Пермского края» Инна Юзюк говорит, что это заболевание действительно порой даёт больше, чем забирает, с лихвой компенсируя проблемы другими талантами. Человек может всю жизнь плохо читать и при этом быть отличным оратором, прекрасно рисовать и так далее. – Такие дети очень старательные, так как для овладения элементарным навыком им нужно прилагать больше усилий. Они внимательно читают книги, так как им не с первого раза удаётся понять, о чём они, – говорит Инна Юзюк. – Постоянное преодоление трудностей помогает им стать ответственными и успешными, когда они вырастают. И всё же без помощи взрослых добиться успеха им непросто. Главная ответственность лежит, конечно же, на родителях. Если ребёнок никак не может выучить буквы, испытывает большие трудности в чтении, не может понять самый простой текст и пересказать его, то это уже повод для беспокойства. Ещё один признак возможной дислексии – неправильная постановка руки при письме, когда ребёнок держит ручку, выкручивая руку, как будто кто-то заставляет его писать именно таким, неудобным образом. Дислексики часто знают, как пишется то или иное слово, но всё равно допускают в нём ошибки. Такие дети даже в написании своего имени могут ошибаться. Они могут переставлять буквы в словах местами, приставки к словам писать отдельно. Ещё одна их особенность – они не читают слово, а «додумывают» его по первым буквам. Например, если дислексик прочитал две первые буквы – «мо», он может решить, что перед ним слово «молоко». Если родили заметили у ребёнка трудности в овладении чтением и письмом, им стоит обратиться к логопеду, дефектологу или психологу, чтобы исключить или подтвердить диагноз. Чем раньше, тем лучше. Чем раньше, тем лучше Инна Юзюк советует родителям вовремя заметить проблему, чтобы выбрать подходящего учителя и рассказать ему об особенности маленького ученика. – Лучше диагностировать дислексию ещё до поступления в школу (это не так сложно, так как читать и писать сейчас учат рано). В этом случае советую отдать в класс, где меньше учеников, но если это невозможно, то выбрать не школу, а учителя – он должен быть спокойным и внимательным. Если педагог активный и быстро говорит, то малышу будет сложно сосредоточиться на учёбе. Таких детей желательно усаживать на первые парты, чтобы они не отвлекались. К доске тоже лучше вызывать первыми – это поможет им не смущаться. Ошибки отмечать не красной, а зелёной пастой. Родителям психолог рекомендует не поощрять длительный просмотр телевизора. Хорошо, если в доме будет много книг, еще лучше, если эти книги будут с картинками, так как дислексики лучше воспринимают визуальную информацию. Но «давить» на детей, заставляя много читать, ни в коем случае нельзя. Результат будет обратным. Полезнее вдохновлять малышей, читая им. К сожалению, о дислексии в нашей стране знают ещё очень мало. Несмотря на то, что по статистике в России она есть у каждого десятого ребёнка. Пока учителя, сверстники или даже собственные родители нередко воспринимают таких детей как безграмотных и неумелых. В результате малыши с дислексией постепенно «закрываются» в себе, у них начинаются проблемы с самооценкой, они не хотят ходить в школу. Чтобы взрослые больше узнали о дислексии, в Пермском крае создали проект «Такой же, как все», партнёром которого стала общественная организация «Многодетные пермского края». Семинары для учителей, «круглый стол», видеролик «А вдруг он гений?» расскажут педагогам и родителям о том, что такое дислексия, как вдохновить «особенного» малыша учиться и раскрыть все его таланты. Проект «Такой же как все» реализуется АНО «Мастерская социальных проектов» и является победителем XXI городского конкурса социально-значимых проектов «Город-это мы». Признаки дислексии: Ребёнок испытывает трудности в чтении и понимании текстаЕму трудно его перессказатьОн может путать буквы, переставляя их местами, писать приставки отдельно от словЗнает как пишется его имя, но всё равно может написать его неправильноДержит ручку неудобно Рекомендации для родителей: Чем раньше заметите проблемы ребёнка в овладении чтением, письмо или счётом, тем лучше.Чтобы диагностировать заболевание, необходимо обратиться к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.Для детей-дислексиков лучше выбирать учителя, а не школу. Лучше, чтобы учитель был спокойным и внимательным.Стоит ограничить просмотр телевизораЛучше выбирать книжки с картикамиСтоит чаще читать своему ребёнку Рекомендации для учителей: Детей-дислексиков лучше усаживать на первые партыПроявлять терпение и внимание, так как им нужно время, чтобы обдумать ответСпрашивать первыми, чтобы они не боялись отвечать после других учениковЗадания проверять лучше зелёной пастой, а не красной

Болезнь гениев. Как понять, что у ребёнка дислексия и что с этим делать?
© АиФ Пермь