Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Навстречу прогрессу. Мобильные в школе: новые возможности или помеха учёбе?

Отказ от гаджетов в российской школе вполне реален. Предложение шло от , его поддержало руководство . Если идея станет нормой, поможет это детям или наоборот?
Навстречу прогрессу. Мобильные в школе: новые возможности или помеха учёбе?
Фото: АиФ Нижний НовгородАиФ Нижний Новгород
Друзья или Сеть
Рязанец Павел Стуканов, год назад отдавая ребёнка в первый класс, послушал своих друзей. Те советовали купить первоклашке смартфон – мол, все дети сегодня с ними ходят. Иначе над парнем будут смеяться. Что ж, купил... Пусть самый дешёвый, но смартфон. Ребёнок был счастлив, в первый же день новый телефон потащил на уроки.
Прошло месяца три. Однажды папа случайно встретил на улице классного руководителя. Та попросила забрать у ребёнка смартфон (в принципе, дома Павел так и поступал) и купить мальчику простой кнопочный телефон. Выяснилось, что парень все перемены сидел в смартфоне и лишился почти всех друзей в классе. Неудивительно: ребята в это время весело проводят время на переменах.
Учитель делала ему замечания. Тогда мальчик стал выходить из класса, подниматься этажом выше и пропадать в смартфоне там. Папа, конечно, поступил так, как просила классная:
«Сначала сын истерику устроил, потом смирился. Не скажу, что учиться стал лучше. Но раньше после школы он был угрюмым и неразговорчивым... А теперь с улыбкой встречает меня или маму, взахлёб рассказывает, чем занимался на переменах».
Хорошо, конечно, что у первоклашки налаживаются отношения в классе. Но хотим мы того или нет, по последним исследованиям мир всё больше уходит в цифру. Значит, запреты будут мешать нашим детям быть современными?
«Запрет считаю глупым. Просто надо чётко прописывать в распоряжениях, что пользоваться телефонами во время уроков нельзя, за нарушение – наказывать, – говорит мама ученика начальной школы из Ярославля Светлана Елфимова. – Вот это действенный метод. А то у нас распоряжение по школе было, а за его соблюдение никто ответственности не несёт».
Родителям, по её мнению, надо объяснять детям, где, когда и для чего пользоваться смартфоном. Иные мамы сами имеют обыкновение звонить детям на уроках...
Сын Светланы использует телефон только для звонков, к тому же сотовый позволяет маме видеть местонахождение мальчика.
А однажды мобильный спас школьника в непростой ситуации: на уроке ему ткнули чем-то острым в веко. «Позвонить мне он не мог, а администрация школы не удосужилась, – рассказывает Светлана Елфимова. – Прошло больше четырёх часов, рана была не обработана (врача в тот день в школе не было). Если бы сын не прислал мне фото своей раны, я бы не поняла серьёзности проблемы!»
В нужное время в нужном месте
«Дочь учится в передовом техническом лицее. Учебники – электронные, контрольные работы выкладывают на специальный ресурс, весь учебный процесс происходит в Сети. Какие могут быть табу на смартфоны и планшеты?! – недоумевает Александра Юдина из Нижнего Новгорода. – Да, учителям приходится конкурировать с Интернетом, но они должны быть к этому готовы. Тогда и циркуляры о запретах не понадобятся».
«Нам, педагогам, приходится убеждать и детей, и родителей, что телефон надо использовать по необходимости, – говорит учитель гимназии 35 (г. Владимир) Жанна Ёлкина. – Это лишь средство связи, иногда экстренной связи. Но ни в коем случае не игрушка, которая всегда в руках! Зачастую дети пользуются телефоном на уроках, мешая учителю и отвлекая других. И Интернет должен помогать учиться, а не мешать, тем более не втягивать детей в мир жестокости, насилия и бездумных, порой опасных развлечений. Ведь далеко не каждый родитель может купить и подключить контент-фильтрацию».
Педагог считает, что родители недостаточно информированы о плюсах и минусах Сети. Поэтому воспитание культуры потребления Интернета – один из способов обезопасить детей.
Источник информации
Маргарита Банникова, директор школы 79 имени Н. А. Зайцева (Нижний Новгород), лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2018»:
«Раз без Интернета – никуда, надо учить детей находить в Сети что-то полезное. Там на самом деле много информации для того же самообразования.
Мы в школе одними из первых в городе стали предлагать учителям регистрироваться в социальных сетях. Поняли: мы воспитываем детей не там, где они находятся.
Наша задача – подружившись с ребятами в виртуальном мире, «выдернуть» их в реальную жизнь и здесь увлечь, научить чему-то практическому. В Сети они найдут людей, которые им интересны, в том числе и из других стран. Но мы-то хотим, чтобы наши дети были воспитаны в ценностях нашей страны, любили свою Родину. В этом в первую очередь заинтересованы мы – взрослые.
И учителям важно быть интересными как личности и владеть современными технологиями проведения урока. Приходишь, бывает, на урок и видишь: если педагог, как маятник, туда-сюда ходит у доски, дети смотрят на него, как на страницу в смартфоне. Три секунды – и «перелистывают»! Начинают думать о своём, не воспринимая информацию, хотя вроде и сидят тихо.
Сейчас мы часть кабинетов в школе модернизируем для организации групповой работы, чтобы у учителя в классе было несколько рабочих мест. Вот он у доски, вот у компьютера что-то объясняет, вот вместе с ребятами ведёт исследование...
В сельских школах, где педагогов не хватает, обучение при помощи компьютерных технологий – это вообще выход».
Решать сообща
, директор школы 8 (Рязань):
«Хочу напомнить родителям, к каким негативным последствиям может привести использование ребёнком телефона в школе. Знаю про случаи, когда дети забывали его в кармане при сдаче ОГЭ или ЕГЭ. И ребят удаляли с экзамена! Если бы они сразу были приучены к ограничению использования мобильных в школах, этих вопросов возникало бы гораздо меньше.
Кроме того, увлечение телефоном снижает остроту зрения и внимательность у детей. Понимаю, тема сложная. Полностью телефоны вряд ли удастся запретить. Если одни родители поддерживают такой запрет, другие считают, что это ограничение прав их детей. Думаю, педагогам и родителям надо сообща придумать решение, которое бы устроило всех. Но для начала надо привить детям культуру обращения с телефоном. К примеру, каждый ребёнок должен знать, что, заходя в школу, надо выключать звук у мобильного устройства».
Смартфон-воспитатель
Полина Жукова, психолог (г. Владимир):
«Мы уже говорим о возможной психологической зависимости ребёнка от мобильного телефона или Интернета. Есть термин «синдром Маугли». Если ребёнка воспитывают волки, он вырастет волчонком. А если его воспитывает смартфон или некоторые сайты, игры, пусть даже любимые? Кем вырастет он?
Такая зависимость чаще всего возникает из-за невнимания родителей, от одиночества. Ребёнок видит: мама, если не спит, постоянно говорит по телефону, а папа не отрывается от компьютера. И дети копируют эту модель поведения. Когда мы морализируем о правилах использования телефона или Сети, ребёнок справедливо думает, как в анекдоте: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?!»
Живите жизнью сына или дочери, сопереживайте ей, участвуйте словом и делом. Потрудитесь – и вы не пожалеете о потраченных усилиях».
Как у них?
Франция. Запрет мобильных в школах был пунктом предвыборной программы президента Макрона. Он действует как закон с сентября 2018 года.
Украина. От гаджетов в порядке эксперимента отказываются отдельные, в основном частные, школы. Чтобы педагога не отвлекали звонки родителей, назначают особого человека-коммуникатора.
Беларусь. Использование мобильных устройство ограничено во время уроков и перемен, в продлёнке – разрешено.