Навстречу прогрессу. Мобильные в школе: новые возможности или помеха учёбе?

Отказ от гаджетов в российской школе вполне реален. Предложение шло от Роспотребнадзора, его поддержало руководство Совета Федерации. Если идея станет нормой, поможет это детям или наоборот? Друзья или Сеть Рязанец Павел Стуканов, год назад отдавая ребёнка в первый класс, послушал своих друзей. Те советовали купить первоклашке смартфон – мол, все дети сегодня с ними ходят. Иначе над парнем будут смеяться. Что ж, купил... Пусть самый дешёвый, но смартфон. Ребёнок был счастлив, в первый же день новый телефон потащил на уроки. Прошло месяца три. Однажды папа случайно встретил на улице классного руководителя. Та попросила забрать у ребёнка смартфон (в принципе, дома Павел так и поступал) и купить мальчику простой кнопочный телефон. Выяснилось, что парень все перемены сидел в смартфоне и лишился почти всех друзей в классе. Неудивительно: ребята в это время весело проводят время на переменах. Учитель делала ему замечания. Тогда мальчик стал выходить из класса, подниматься этажом выше и пропадать в смартфоне там. Папа, конечно, поступил так, как просила классная: «Сначала сын истерику устроил, потом смирился. Не скажу, что учиться стал лучше. Но раньше после школы он был угрюмым и неразговорчивым... А теперь с улыбкой встречает меня или маму, взахлёб рассказывает, чем занимался на переменах». Хорошо, конечно, что у первоклашки налаживаются отношения в классе. Но хотим мы того или нет, по последним исследованиям мир всё больше уходит в цифру. Значит, запреты будут мешать нашим детям быть современными? «Запрет считаю глупым. Просто надо чётко прописывать в распоряжениях, что пользоваться телефонами во время уроков нельзя, за нарушение – наказывать, – говорит мама ученика начальной школы из Ярославля Светлана Елфимова. – Вот это действенный метод. А то у нас распоряжение по школе было, а за его соблюдение никто ответственности не несёт». Родителям, по её мнению, надо объяснять детям, где, когда и для чего пользоваться смартфоном. Иные мамы сами имеют обыкновение звонить детям на уроках... Сын Светланы использует телефон только для звонков, к тому же сотовый позволяет маме видеть местонахождение мальчика. А однажды мобильный спас школьника в непростой ситуации: на уроке ему ткнули чем-то острым в веко. «Позвонить мне он не мог, а администрация школы не удосужилась, – рассказывает Светлана Елфимова. – Прошло больше четырёх часов, рана была не обработана (врача в тот день в школе не было). Если бы сын не прислал мне фото своей раны, я бы не поняла серьёзности проблемы!» В нужное время в нужном месте «Дочь учится в передовом техническом лицее. Учебники – электронные, контрольные работы выкладывают на специальный ресурс, весь учебный процесс происходит в Сети. Какие могут быть табу на смартфоны и планшеты?! – недоумевает Александра Юдина из Нижнего Новгорода. – Да, учителям приходится конкурировать с Интернетом, но они должны быть к этому готовы. Тогда и циркуляры о запретах не понадобятся». «Нам, педагогам, приходится убеждать и детей, и родителей, что телефон надо использовать по необходимости, – говорит учитель гимназии №35 (г. Владимир) Жанна Ёлкина. – Это лишь средство связи, иногда экстренной связи. Но ни в коем случае не игрушка, которая всегда в руках! Зачастую дети пользуются телефоном на уроках, мешая учителю и отвлекая других. И Интернет должен помогать учиться, а не мешать, тем более не втягивать детей в мир жестокости, насилия и бездумных, порой опасных развлечений. Ведь далеко не каждый родитель может купить и подключить контент-фильтрацию». Педагог считает, что родители недостаточно информированы о плюсах и минусах Сети. Поэтому воспитание культуры потребления Интернета – один из способов обезопасить детей. Источник информации Маргарита Банникова, директор школы № 79 имени Н. А. Зайцева (Нижний Новгород), лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2018»: «Раз без Интернета – никуда, надо учить детей находить в Сети что-то полезное. Там на самом деле много информации для того же самообразования. Мы в школе одними из первых в городе стали предлагать учителям регистрироваться в социальных сетях. Поняли: мы воспитываем детей не там, где они находятся. Наша задача – подружившись с ребятами в виртуальном мире, «выдернуть» их в реальную жизнь и здесь увлечь, научить чему-то практическому. В Сети они найдут людей, которые им интересны, в том числе и из других стран. Но мы-то хотим, чтобы наши дети были воспитаны в ценностях нашей страны, любили свою Родину. В этом в первую очередь заинтересованы мы – взрослые. И учителям важно быть интересными как личности и владеть современными технологиями проведения урока. Приходишь, бывает, на урок и видишь: если педагог, как маятник, туда-сюда ходит у доски, дети смотрят на него, как на страницу в смартфоне. Три секунды – и «перелистывают»! Начинают думать о своём, не воспринимая информацию, хотя вроде и сидят тихо. Сейчас мы часть кабинетов в школе модернизируем для организации групповой работы, чтобы у учителя в классе было несколько рабочих мест. Вот он у доски, вот у компьютера что-то объясняет, вот вместе с ребятами ведёт исследование... В сельских школах, где педагогов не хватает, обучение при помощи компьютерных технологий – это вообще выход». Решать сообща Ольга Игнатова, директор школы № 8 (Рязань): «Хочу напомнить родителям, к каким негативным последствиям может привести использование ребёнком телефона в школе. Знаю про случаи, когда дети забывали его в кармане при сдаче ОГЭ или ЕГЭ. И ребят удаляли с экзамена! Если бы они сразу были приучены к ограничению использования мобильных в школах, этих вопросов возникало бы гораздо меньше. Кроме того, увлечение телефоном снижает остроту зрения и внимательность у детей. Понимаю, тема сложная. Полностью телефоны вряд ли удастся запретить. Если одни родители поддерживают такой запрет, другие считают, что это ограничение прав их детей. Думаю, педагогам и родителям надо сообща придумать решение, которое бы устроило всех. Но для начала надо привить детям культуру обращения с телефоном. К примеру, каждый ребёнок должен знать, что, заходя в школу, надо выключать звук у мобильного устройства». Смартфон-воспитатель Полина Жукова, психолог (г. Владимир): «Мы уже говорим о возможной психологической зависимости ребёнка от мобильного телефона или Интернета. Есть термин «синдром Маугли». Если ребёнка воспитывают волки, он вырастет волчонком. А если его воспитывает смартфон или некоторые сайты, игры, пусть даже любимые? Кем вырастет он? Такая зависимость чаще всего возникает из-за невнимания родителей, от одиночества. Ребёнок видит: мама, если не спит, постоянно говорит по телефону, а папа не отрывается от компьютера. И дети копируют эту модель поведения. Когда мы морализируем о правилах использования телефона или Сети, ребёнок справедливо думает, как в анекдоте: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?!» Живите жизнью сына или дочери, сопереживайте ей, участвуйте словом и делом. Потрудитесь – и вы не пожалеете о потраченных усилиях». Как у них? Франция. Запрет мобильных в школах был пунктом предвыборной программы президента Макрона. Он действует как закон с сентября 2018 года. Украина. От гаджетов в порядке эксперимента отказываются отдельные, в основном частные, школы. Чтобы педагога не отвлекали звонки родителей, назначают особого человека-коммуникатора. Беларусь. Использование мобильных устройство ограничено во время уроков и перемен, в продлёнке – разрешено.

Навстречу прогрессу. Мобильные в школе: новые возможности или помеха учёбе?
© АиФ Нижний Новгород