Сила грации. Рязанские тренеры развенчивают мифы о художественной гимнастике

Рязанскую область — одна из кузниц кадров для российской художественной гимнастики. Наши эксперты вместе воспитали четырёх чемпионок мира, девять мастеров спорта международного класса и 40 мастеров спорта России. От них мы узнали, что гимнастки едят всё, спорт высших достижений — это удел умных, а хороший педагог умеет ждать. «Для занятий обязательно нужны подходящие «данные» Если девочка слишком высокая или негибкая, путь в художественную гимнастику для неё закрыт? Как проходит отбор? Сколько времени нужно, чтобы понять, что из ребенка что-то получится? О.Л.: Конечно, для занятий гимнастикой нужны природные данные: гибкость спины, подвижность суставов. Но не всегда их можно сразу определить. Маленькие дети иногда зажимаются от старания, от волнения. Бывает, что девочка со средними данными добивается успехов больших, чем девочка с лучшим «стартовым набором». Сейчас в спортшколы набирают рано — в 4-5 лет. Это, как правило, абонементые группы, в них принимают всех желающих. Девочки и со средними данными могут стать мастерами спорта: они должны хорошо владеть техникой работы с предметами. О.П.: Если ребёнок полноват, мы не очень обращаем внимание на это. В 4-5 лет это допустимо. Даже если ребёнок приходит позже этого возраста, у него есть немало шансов на успех. Начать можно и в 7 лет, ребёнок вполне может наверстать упущенное время. Вспомним хотя бы [пятикратную чемпионку мира] Амину Зарипову, которая начала серьёзно заниматься только после 10 лет. Я и сама была девочкой «без данных». Моя мама — заслуженный тренер, она начала экспериментировать со мной, придумала много новых упражнений. Эксперименты дали свои плоды, и после 12 лет работы я вошла в состав молодёжной команды СССР. Поэтому я считаю, что профессия тренера предначертана мне свыше. «Занятия гимнастикой наносят серьёзный урон здоровью» В художественной гимнастике тренировки часто сопряжены с болью и травмами. Многие считают, что девочки в этом спорте ограничивают себя в еде вплоть до голодания. О.Л.: В рязанские спортшколы дети приходят с медицинскими справками. В официальных ДЮСШ тренер несёт за ребёнка полную ответственность. Но среди «частников», предлагающих индивидуальные занятия, можно встретить специалистов без диплома. Родители должны понимать, куда и к кому они ведут своих детей. В ДЮСШ работают по программам, в разработке которых участвуют и медики. Но иногда родители только памперсы ребёнку сняли и уже хотят «звезду» — чтоб девочка на шпагат села. Вот это и есть вред. Хороший тренер умеет ждать. Травмы бывают, но человек в любой момент может подвернуть ногу, просто идя по улице. О.П.: У нас очень сильный медицинский контроль. Да, мы не возьмём ребёнка без справки. Грубо говоря, без здоровья тренироваться невозможно. Мы идём постепенно, от простого к сложному. Под особенным наблюдением находятся девочки с особенностями развития сердца (открытое овальное окно, например). Про еду. У нас едят всё. Только за две недели до соревнований мы просим сделать ужин полегче в плане калорий — покушать салаты и не наедаться на ночь. А после состязаний у нас есть традиция: вместе идём в кафе и наедаемся пирожными и мороженым. Это психологическая разгрузка и «праздник живота» одновременно. Бывает, что и в известный ресторан быстрого питания можем заглянуть, особенно за рубежом. Единственное, о чём прошу родителей — ограничивать во вредных для здоровья продуктах (газировке и прочем из этой серии), с детства приучая к правильному питанию. «Художественная гимнастика — это острая конкуренция и одиночество» Часто рассказывают, как кому-то из спортсменок порезали костюм перед выступлением, и другие «страшные» истории. Также говорят о зависимости детей от тренера, делении на любимчиков и аутсайдеров. О.Л.: Я работаю 42 года и не знаю «страшных» историй о конкуренции в гимнастике. А про любимчиков… Это не совсем так. Визитная карточка тренера — это его ученики, их результаты на соревнованиях. Есть хорошее выражение: таланту надо помогать, а средние и сами могут прорваться. Я люблю то, чем занимаюсь, хотя планировала стать медиком. У меня у самой были хорошие наставники. Светлана Лебедева всегда говорила, что возможности детей разные, поэтому и к результату приходят по-разному. Мне нравится видеть счастливые глаза детей, когда они стоят на пьедестале. Мне нравится, что повзрослев, они говорят: спорт научил их преодолевать себя, не бояться трудностей. Став мамами и бабушками, они приводят к нам уже своих детей. Сейчас, когда в Рязани появилась великолепная Академия единоборств, занятия проводятся в прекрасных условиях. Есть о чём мечтать дальше, и моя мечта — воспитать пятую чемпионку мира. О.П.: Девочки у нас дружат — и в период обучения, и после. А как они болеют друг за друга на соревнованиях! И за девчонок из Белоруссии, Украины. И у нас же есть групповые упражнения, где все зависят друг от друга. В поездках старшие спортсменки следят за младшими. Мы стараемся воспитать порядочность, а что до конкуренции — бывает конкуренция среди мам. Лишние разговоры и обсуждения водятся за взрослыми людьми. «Серьёзные занятия гимнастикой — это всегда ущерб для основного образования» Считается, что хорошо «успевать» и в школе, и на ежедневных тренировках невозможно. О.Л.: Серьёзные занятия спортом делают девочек более организованными, они учатся ценить время. Спорт высших достижений — удел умных, слишком трудные элементы с предметом выполняются. И да, кто хочет учиться — учится. Теперь можно и по интернету выполнять задания. Могу привести в пример своих девочек, которые окончили школу с золотой медалью. Мастер спорта международного класса Наташа Белкина (школа №24), мастер спорта Даша Заверская (школа №17), мастер спорта международного класса Катя Лоц (школа №65). О.П.: Не надо жертвовать учёбой. Только свободным временем. Всё же зависит от дисциплинированности, должен быть режим. Дети успевают всё: и заниматься, и учиться, и досуг проводить — всё это чётко планируют. «Российской гимнастической школе нет равных» О.Л.: А вот это чистая правда. Школа у нас сильнейшая в мире. О.П.: Тренеры из России учат всех остальных, делятся знаниями. Спортсмены из других стран вполне конкурентоспособны, особенно когда за рубеж попадают педагоги с постсоветского пространства. Рязанки преподают в Австрии, Люксембурге, Словении, США. Но мы не только учим, но и учимся сами, микшируем опыт.

Сила грации. Рязанские тренеры развенчивают мифы о художественной гимнастике
© 62info.ru