Усатый нянь: четыре интервью с необычными воспитателями детских садов
Заплетают косы, разучивают стихи, читают сказки, рисуют, поют и играют с малышами в подвижные игры — в некоторых дошкольных группах Москвы все это делают воспитатели-мужчины. Почему Игорь Култышкин, Виктор Корнев, Александр Котов и Андрей Рыбаков выбрали эту редкую для сильного пола профессию? На этот и другие вопросы молодые педагоги ответили mos.ru в свой профессиональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. Игорь Култышкин: С детьми интересно! Утро у группового папы Игоря Култышкина (именно так официально называется его должность в дошкольной группе учебного корпуса «Воздвиженский» образовательного учреждения «Школа в Капотне») начинается с подвижных игр во дворе детского сада. Малыши в ярких куртках бегают друг за другом — «охотники» ловят зазевавшихся «гусей» по сигналу воспитателя. «Гуси-гуси!» — «Га-га-га!» — «Есть хотите?» — «Да-да-да». «Это их любимая игра, — говорит Игорь Култышкин. — Наши дети обожают все игры, где есть элемент догонялок, где охотники или волки ловят зверушек». Впереди самое хлопотное время дня — обед, нужно вовремя прийти с прогулки и успеть переодеться. «Большинству детей по четыре года, пока собственное обслуживание им тяжело дается, — замечает Игорь. — А у нас режим, нельзя выбиться из распорядка дня. Но ничего, они учатся на лету, уже, думаю, к Новому году я их научу одеваться самостоятельно». Игорь Култышкин работает здесь уже два с половиной года. Он уверен: с детьми интересно. «Мы с ними рисуем, читаем, пишем, проводим физкультминутки, спортивные паузы, зарядки, — рассказал воспитатель. — Мне с детства легко удавалось находить общий язык с детьми. Брата я в два счета научил ездить на велосипеде, играть в футбол. Поэтому без долгих размышлений выбрал педагогический университет и закончил его. Правда, предполагал, что буду работать с детьми постарше, но сложилось так, что начал работать в дошкольной группе — и не жалею. С детьми всегда интересно, и все условия для хорошей работы есть: два физкультурных зала, в каждой группе мультимедийное оборудование». Воспитательницы не нарадуются на своих коллег-мужчин. «Поначалу многие из нас недоумевали: “Как это так в дошкольных группах будут воспитатели-мужчины? Что они, носы будут утирать, косички-хвостики девочкам заплетать? Сумеют ли?” — смеется Майя Чулкова. — Но ребята всем доказали, что не только косички — им все по плечу. Мальчик в группе увидел, как Игорь Юрьевич мне дверь открыл и пропустил вперед, и тоже стал девочкам открывать двери. Малыши увидели, как перед прогулкой Игорь Юрьевич мне куртку подает, и тоже стали девочкам помогать одеваться. Теперь это норма. Дети должны видеть пример. Теперь мы и не представляем, как без мужчин работать!» Виктор Корнев: Это моя работа, и она мне нравится В соседнем корпусе «Школы в Капотне», который называется «Арбатский», дети, затаив дыхание, слушают сказку «Хитрая ворона» в исполнении Виктора Корнева. Когда сказка кончается, шумно выдыхают и тянут руки, отвечая на вопросы воспитателя. Затем Виктор передает эстафету коллеге, надевает белый халат и марлевую шапочку и отправляется за тяжелыми кастрюлями супа — впереди обед. «Проект “Институт групповых пап” придумал шесть лет назад бывший директор центра образования № 1858 Владимир Стрельцов. Мы составляли социальные паспорта групп и обратили внимание на то, что многие дети живут в неполных семьях. Тогда и решили пригласить на работу групповых пап — воспитателей-мужчин в помощь женщинам, которые, в отличие от них, смогут и физвоспитанием детей заниматься, — рассказала Наталья Косташ, старший воспитатель корпуса «Арбатский» образовательного учреждения «Школа в Капотне». — Сначала родители недоумевали: мол, у моего сына есть папа, зачем ему еще какой-то групповой? Но, когда они увидели, как дети полюбили их, как они толпятся возле них и ловят каждое слово, оттаяли. Теперь уже родители младших групп спрашивают: “А когда в нашей группе будет групповой папа?” Что касается физподготовки — теперь наши пятилетки успешно сдают нормы ГТО для детей в возрасте шести — восьми лет. Это заслуга Виктора Сергеевича — в прошлом году ребята получили шесть золотых значков ГТО и один серебряный». Виктор Корнев заканчивает Государственный социально-гуманитарный университет по специальности «учитель физической культуры» и занимается с детьми три года, а после окончания вуза планирует продолжить эту работу. «Дети уже научились многому: самостоятельно одеваются, один мальчик уже умеет читать, — рассказал Виктор Корнев. — Родители часто благодарят за все, но, если честно, это моя работа, и она мне нравится». Александр Котов: Самым сложным было научиться заплетать косички Дошкольная группа средней школы № 1231, в которой работает воспитатель Александр Котов, расположена в одном из арбатских переулков. У малышей только-только закончился тихий час, и они, все еще сонные, собираются в игровом зале, одеваются, а девочки по очереди подходят к воспитателю — сделать прическу. «Самым сложным для меня было выучиться заплетать косички, — признается Александр Котов. — Девочки подходят после тихого часа и не терпящим возражений голосом заказывают: “Мне хвостик! Мне косу!” И попробуй не сделай — будут слезы. А у меня косы почему-то распадались, никак не получались — благо, всегда была готова прийти на выручку моя коллега Любовь Николаевна. Без нее как без рук! Сейчас-то уже навык отработан». Постепенно дети рассаживаются за столы и в степенной тишине начинают полдничать. На полдник — оладьи с чаем. Время от времени за столами раздается смех или начинаются разговоры, и тогда воспитатель громко и многозначительно говорит: «Кхм-кхм!» — разговоры тут же затихают. «Дети слушаются, тянутся к мужчине-педагогу, — улыбается Любовь Попова. — Мальчики подражают во всем — например, научились уступать место девочкам». В этом саду Александр Котов работает уже восемь лет. Сначала был физруком, а пять последних лет — воспитатель в группе. «Я сознательно выбрал педагогический вуз — МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, — говорит Александр Котов. — Моя мама — учитель, да и я всегда ладил с детьми. Еще в моем детстве соседи заметили, что вокруг нас с младшей сестренкой всегда толпятся ребята от мала до велика. Свою работу я люблю, мне нравится видеть результат моих усилий — как дети овладевают навыками по возрасту. Один мальчик в моей группе долго не умел самостоятельно одеваться: у него большая семья и родные делали все за него. А если не помогали родители, то мальчик шел к дяде или тете: “Одень меня!” Мы с Любовью Николаевной и Алевтиной Петровной заметили это и научили его — он стал одеваться и выворачивать одежду на лицевую сторону. Родители были счастливы. Знаете, приятно, когда после выпуска пишут родители, спрашивают, как дела у меня, у дочки (ей два года и пять месяцев). Приятно, когда дети, увидев меня, на выпускном бросаются ко мне гурьбой, а родители наперебой благодарят. Моя жена мне как-то сказала: “Ты необычный мужчина — ты работаешь в детском саду”». Андрей Рыбаков: К детям — из Псковской дивизии ВДВ Малыши, у которых воспитателем по физкультуре работает Андрей Рыбаков, гордятся тем, что их физрук — настоящий десантник. Он закончил колледж и отслужил срочную службу в легендарной Псковской дивизии ВДВ. А сейчас он учит малышей физкультуре в дошкольном отделении «Радуга» школы № 1564 и заканчивает пятый курс МГПУ, пишет диплом и планирует продолжить обучение в магистратуре. «В педагогике я оказался неслучайно, — рассказал Андрей Рыбаков. — В нашей семье почти все воспитатели. Моя мама, тетя, сестра, жена работают воспитателями в дошкольных группах. Передо мной не стояло вопроса, куда пойти учиться, специфику работы воспитателя изучил с детства». Сейчас его малыши упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползают и лазают, а ребята более старшего возраста оттачивают свои спортивные навыки. Дети играют в подвижные игры, зимой катаются на лыжах. И в итоге получают хорошую физическую базу для школы. «Самое сложное — объяснить родителям, как важно заниматься с детьми, — говорит физрук. — Детей, с которыми занимаются родители, сразу видно: они сильнее, координированнее, ловче. Мы готовились к соревнованиям “Быстрее, выше, сильнее!”, и у одного мальчика никак не получалось хорошо прыгнуть в длину с места: на 10 баллов нужно было прыгнуть на один метр 60 сантиметров, а он мог на один метр 30. Я дал ему и его родителям домашнее задание: тренироваться прыгать в длину. Родители должны были закрепить один конец специального жгута на поясе ребенка, а другой держать в руках. Они старались, тренировались. И на соревнованиях ребенок прыгнул на 1,63 метра — одержал первую победу в жизни! Вы бы видели, как он радовался, в каком восторге были родители. А значит, моя работа и работа родителей помогли, и таких случаев очень много. Вообще, самое приятное в моей работе — видеть, как сияют глаза детей, с какой радостью и энергией они приходят на занятия. С ними не бывает плохого настроения, они дарят эту энергию тебе — такова специфика работы в дошкольных группах».