Учитель Мальцева: стать на ролики, чтобы понять детей

В субботу, 5 октября, в Хабаровском крае, как в России в целом отмечается День учителя. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» обсудила с преподавателем русского языка и литературы из Краевого центра образования Татьяной Мальцевой проблемы современной школы. Педагог поделилась секретами, как научиться говорить с детьми на понятном им языке. В литке она звалась Татьяной Ее первая попытка учительства сразу после пединститута, как она сама считает, оказалась не совсем удачной. Дети воспринимали ее доброту как слабость и пользовались этим. Девушка и внешне выглядела не старше своих учеников. Коллеги откровенно посоветовали ей немного повзрослеть. И она попыталась поискать себя в занятии, безусловно, творческом, но принципиально ином. Однако в какой-то момент, Татьяна Мальцева поняла, что хочет вернуться в школу. - Мне кажется, что я ждала именно эту школу- красивую, современную, с огромными возможностями для учителя и детей, - признается моя собеседница. -Доска, мел – их уже мало. Дети живут в другом мире. Чтобы научить их чему-то, надо говорить с ними на понятном им языке. Увы, современный ребенок за редким исключением не читает книг, ему скучно и неинтересно. У книжки сегодня очень много конкурентов. Социальные сети, игры и полторы сотни телевизионных каналов буквально воруют время детей. При этом, они, сидя в социальных сетях, анализируют ситуации, оценивают поведение сверстников. У них есть потребность высказаться, но они пока не знают, как это сделать. И Татьяна Мальцева придумала проект, став его автором и разработчиком. Год она вынашивала идею, пока у них в центре не появился программист, с которым они и создали социальную сеть литературных героев, называется lit ok. Свой проект Татьяна Мальцева год назад успешно защитила в Москве на всероссийской конференции учителей, теперь он стал федеральным. Им может воспользоваться каждый. - Скажем, мы изучаем «Евгения Онегина», - объясняет Татьяна Мальцева. – Понятно, девочки хотят быть Татьянами, а мальчики – немного Онегиными. Ученик заходит в сеть, заводит свой аккаунт, создает профиль. Скажем, я Татьяна Ларина. Я начинаю внимательно читать Пушкина, отмечая любопытные детали, подробности, которые касаются моей героини. И все мои открытия Татьяны я выношу в социальные сети - чувства, изображения дворянских девушек того времени. Причем, Татьян может быть много, и каждая со своим взглядом на жизнь, переживаниями. Так Интернет с его практически безграничными возможностями помогает познавать литературу. Литература под капельницей Впрочем, проект изначально создавался не для обычных детей, а для онкобольных ребят, которые месяцами лежат в детской краевой больнице. Им грустно и одиноко, а тут возможность уйти в мир литературных героев, другую эпоху. Два раза в неделю Татьяна Мальцева ездит туда и занимается с детьми. Шутит, по сути, я их личный репетитор. - У ребенка капельница, а он слушает меня, - рассказывает учитель. Вспоминает девочку, которая провела в больнице почти год. Теперь она в своей школе, получает пятерки по русскому языку и литературе. Татьяна Мальцева признается, что эта благодарная девочка, пожалуй, и есть самая большая ее награда. Тут ведь не просто литература, жизнь на тонкой грани бытия и небытия. Покруче, чем в прием в день учителя в Кремле, где их поздравлял президент страны, а министр образования даже поклонилась всем учителям за то, что они делают. И это после двух лет работы Мальцевой в школе. Впрочем, Татьяна Мальцева осознает, что она не просто учит больных детей языку или литературе, ее миссия убедить маленького человека, что он очень нужен, дорог и обязательно будет жить. И ребенок выкарабкивается из пропасти отчаяния, он начинает верить, что все так просто не кончится. Большая литература – не просто предмет для экзамена, она дается, чтобы мы могли прожить много жизней. И понять, что, если мы ждем принца, он непременно придет. И чудо случится, если мы умеем верить и ждать. Ну, а уж если совершаем предательство - значит преступаем нечто, что потом уже не исправить. Кот Матроскин и фигура речи Татьяна Мальцева вообще предпочитает нестандартные решения. На уроках по русскому языку они, к примеру, смотрят мультфильмы, в которых есть проблемные ситуации. Помните, Матроскин из «Простоквашино» хочет поздравить друга, с которым они не разговаривают, и пишет: «Поздравляю, Шарик, ты балбес!». И всем смешно и понятно, что кот тут явно завернул лишнего, нарушив речевой этикет! Маленькие сюжеты ненавязчиво учат азам этики и правильной речи. Отрывки из фильма, фрагмент песни, если они говорят об осетинском эпосе. Внимание переключается с картинки на звук и на учителя. Ребенок не успевает заскучать. Каждый урок – целый спектакль. И его надо придумать. - Я называю это танцы с бубном, - признается Татьяна Мальцева. - Дети привыкают к тому, что их, по сути, развлекают. И это не совсем правильно. Хотя элемент игры в познании должен непременно присутствовать. Она не умеет отключаться. Летом на каникулах появилось свободное время, она много читала, а потом создала свой сайт. Чтобы общаться с детьми дистанционно. Даже если ребенок заболел и пропустил урок, он ничего не потерял. Зайдя на сайт своей учительницы, он увидит ее презентацию. При этом, даже у такого продвинутого учителя, как Мальцева, стопка непроверенных тетрадей, нехватка времени, усталость. У нее полная нагрузка и еще классное руководство и новые проекты, которые пока не обрели законченность. А ей так много хочется сделать. Самая маленькая победа ее учеников дает ей силы. Вот ее ученица оказалась в числе победителей на городском и краевом конкурсах по литературе. Работа родилась на стыке двух наук – литературы и маркетинга. - Мы посчитали лирику Фета, - говорит Татьяна Мальцева. – Да, да, посчитали, сделав сводную таблицу самых популярных композиторов, которые писали музыку на его стихи, количество самих стихов, положенных на музыку. Проанализировали поэтику стиха, пытаясь понять, почему именно десять стихотворений стали такими популярными. В них обнаружили много гласных звуков, нашли соответствующие музыкальные тональности. И, конечно, глубокий философский смысл. Провели целое исследование! Ей интересен русский язык и японский. Так, ее дети два года подряд участвовали в битве хоров, конкурсе караоке на японском языке. Мальцева стала режиссером настоящего представления, а дети спели и исполнили свою роль. Теперь они хотят подготовить соло. Заповеди для её класса Отношения с детьми у нее выстраиваются, наверное, потому, что она видит в каждом ребенке личность и старается эту личность уважать. Помогает ей расти в системе истинных ценностей. Так, у них в классе существуют свои заповеди. Одна из них – мы своих не бросаем. Откуда на все это душевные силы? Мальцева говорит, что все в твоем отношении к жизни. По ее убеждению, учитель должен оставаться ребенком, который не перестает удивляться миру, ему все интересно, он видит красивое, неожиданное. Как у Экзюпери в его «Маленьком принце», любимой ее книжке. Что радует ее в жизни? Ее родные дети. Взрослая дочь, которая знает несколько языков, работает в японской компании. - Она мой самый успешный проект, - смеется Татьяна Мальцева. – Дочь и лучшая подруга. Научила меня кататься на роликах. А прошлой зимой Татьяна Мальцева спустя много лет стала на коньки. У нее же два класса хоккеистов! Пока их учительница не очень уверенно держится на льду, но она постарается. И у нее обязательно получится.

Учитель Мальцева: стать на ролики, чтобы понять детей
© Хабаровский край сегодня