Мы привыкли решать проблемы с позиции силы

Какие ошибки допускают современные родители в воспитании детей? Как настроить ребенка на успех? Почему в Иванове взялись за реализацию проектов по психологической помощи детям? Собеседник РИА «SM-News» - педагог-психолог высшей квалификационной категории, победитель регионального конкурса «Педагог года-2018» в номинации «педагог-психолог», победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2018» в номинации «Лучший анализ профессиональной деятельности»", лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2019» Надежда Моторина. «Ошибки в воспитании имеют такую же высокую цену, как и ошибки врача» - Надежда, наше интервью хочу начать с обсуждения недавнего случая, когда родители одной из школьниц в Ивановской области решили наказать девочку, обидевшую их дочь. И в буквальном смысле настучали ей по голове. Эта сцена попала в соцсети и вызвала бурную реакцию читателей. Впрочем, как и случай, когда 13-летняя девочка жестоко расправилась с ровесницей, борясь за внимание парня. Вопрос, который сегодня получает особую актуальность: откуда в среде детей берется агрессия? - К сожалению, формы агрессивного поведения демонстрируются детьми и их родителями все чаще. Этому есть объяснение. Сейчас мы решаем проблемы и текущие задачи с позиции силы. Такие формы воздействия на окружающих навязываются нам с экранов телевизоров. Очень жаль, что жестокость и агрессия становятся одним из основных способов решения конфликтных ситуаций. Мы хорошо помним о своих границах, яростно отстаиваем их, но нарушаем чужие. - В сентябре город Иваново потрясли две жуткие смерти подростков. С разницей в несколько дней сначала 18-летняя девушка, а потом ученик восьмого класса выбросились из окон. Почему? Зачем? - Суицид в подростковой среде очень тревожное явление. И сложно сказать, что является определяющим фактором принятия ребенком страшного решения. Но, как правило, влияние оказывает целая группа факторов. Подростковый возраст - это период, когда человек воспринимает очень остро и эмоционально проблемные ситуации. Как правило, ситуацию усугубляют нарушение детско-родительского взаимодействия. В стадии конфликта с родителями или при страхе наказания ребенок делает неправильный выбор. - Мы, взрослые, вообще знаем, что хотят и что могут наши дети? Какие основные ошибки мы допускаем при воспитании? Вообще есть ли оно, воспитание? Или как часто бывает: сунули ребенку планшет, и своими делами занимаемся? - Воспитание детей - очень сложный и многогранный процесс. Ошибки в воспитании имеют такую же высокую цену, как и ошибки врача. Только эффект будет заметен не сразу, а некоторое время спустя. Эффективность воспитательного процесса зависит от вклада в развитие ребенка на каждом этапе его развития. И если для ребенка младенческого и раннего возраста важно непосредственное эмоциональное общение с родными и близкими, то для подростка – отношения, построенные на принципах доверия и ответственности. А это титанический труд всех членов семьи. Я часто слышу вопрос родителей: как сделать так, чтобы ребенок был успешным? В современном мире это становится не только приоритетной задачей воспитания, но и вершиной ценностных ориентаций. Однажды ко мне обратилась мама, чей сын считал себя неудачником. В свои 13 лет он испытывал неприятные эмоции, сравнивая себя с другими детьми. Оказалось, что успех для него - это дорогой смартфон и брендовая одежда. Каково было его удивление, что он переживает успех каждый день! Когда смог встать с первого звонка будильника, когда провел работу над собой и исправил оценку, когда помог младшему брату с уроками... - Что такое, по-вашему, успех? - Успех - это не материальные блага, а способность человека стать сегодня лучше, чем был вчера. Сейчас все чаще встречаются ребята, которые не мотивированы на достижение успеха, а напротив, не проявляют инициативы и активности. В психологической науке этот феномен называется выученной беспомощностью. Ребенок следует принципу «лучше я это делать не буду, потому что у меня все равно ничего не получится». Он и не делает. Такая форма пассивного поведения формируется при ошибках в воспитании. Когда к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возможностям, когда относятся к нему «по типу красного карандаша» - замечая только промахи и неудачи, когда приводят в пример старших сестер и одноклассников... Эти методы препятствуют формированию мотивации достижения успеха, и ориентируют ребенка на пассивную жизненную позицию. «Самое важное условие в воспитании - вера в своего ребенка» - Как грамотно помочь неуверенным в себе детям? - В работе с такими детьми мы чаще используем рефлексивно-деятельностный подход. То есть анализ и понимание причин детских неудач. Очень важно увидеть истинную причину, почему у ребенка не получается тот или иной вид деятельности. Например, у ребенка третьего класса не получается решение математических задач. Но почему? Причины могут быть разными. Ученик может медленно читать и не понимать смысл условий задачи, или испытывать трудности в вычислениях. А может у него слишком низкая скорость переработки информации или трудности в переключении и концентрации внимания. Результат один, а причин бесчисленное множество! - Есть определенные правила в работе с трудностями, возникающими у детей? - Их четыре. 1. Чтобы решить любую проблему, ее надо хотеть решить! 2. Чтобы решить задачу, ее надо решать! Отсюда и название подхода - деятельностный. Только констатация факта, что у ребенка есть трудности в обучении, проблему не решит. 3. Чтобы решить задачу, нужно понимать, что препятствует ее решению (увидеть дефицит). 4. И наконец, в причинах неудач увидеть направления работы и помощи ребенку. Так, для ребенка, который медленно читает и не понимает смысл прочитанного, организовать работу по формированию навыка чтения. А ученику, испытывающему трудности в вычислениях, - обеспечить повторение таблиц сложения и умножения.- - Педагоги отмечают, что дети разучились фантазировать и мечтать. Как их вернуть в мир сказки и фантазии? Нужно ли это и реально ли это сделать сегодня? - Фантазия и воображение ребенка заложены в нем самой природой! А вот креативность и творческое мышление имеют не только генетические (физиологические) предпосылки, но и зависят от условий, в которых развивается ребенок. Важный фактор - это учет возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития. Особенно важен период дошкольного детства. Именно в это время девочки и мальчики должны фантазировать, играть и творить. Но игра - это не специально созданная взрослым дидактическая задача, а спонтанная, интересная для самого ребенка, и им же придуманная. Только в этом случае игра является игрой и приносит пользу не только для развития мышления, но и имеет ценность для формирования личности в целом. - В городе реализуется проекты по психологической помощи детям. Почему об этом заговорили? Есть потребность? - Президент нашей страны Владимир Путин, поставил перед субъектами РФ амбициозную задачу по вхождению системы образования страны в десятку лучших мировых систем. А для этого необходима не только работа над созданием современных условий в образовательных организациях, но повышение психолого-педагогических компетенций педагогов и родителей. В ходе реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» многие организации подключились к работе по психологическому просвещению родительской общественности. Например, аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, инициирован проект «Четверг», где родители региона могут бесплатно посещать занятия, спикерами которых являются психологи, врачи, педагоги, и другие специалисты, имеющие отношение к работе с детьми и их родителями. Самое активное и искреннее участие в жизни ребенка должны принимать именно родители – мама вместе с папой. Самое важное условие в воспитании - вера в своего ребенка. Верьте в его силы, оказывайте ему поддержку, будьте рядом. И тогда ваш ребенок обязательно справится даже с самой трудной задачей.

Мы привыкли решать проблемы с позиции силы
© SM News