В волгоградском НЭТе растят Джульетту в своём коллективе

Новый театральный год волгоградский НЭТ начал старыми постановками. Прошлый сезон они были «под запретом» из-за изменившегося политико-культурного ветра и прихода нового худрука. После того как Никита Ширяев покинул здание на улице Мира, НЭТ возвращается к прежним репертуарным спектаклям. Но в оправдание своего названия, снова ставит эксперименты. В главной роли спектакля «Сотворившая чудо» дебютировала девятилетняя Олеся Мелешникова. Трудная роль в постановке по знаменитой во всём мире пьесе. Одноимённый голливудский фильм получил «Оскара». Олеся сыграла слепоглухонемую девочку. Это большая главная роль. Сначала с закрытыми глазами - Олеся, кому пришла мысль пригласить тебя? Кто предложил тебе сыграть в спектакле? - Я пришла из школы в театр, а Тамара Конопатова (актриса НЭТ, исполнительница главной роли в спектакле «Сотворившая чудо» - ред.) встретила мою маму и сказала, что думает, что я подойду на эту роль. Я спросила: «На какую роль я подойду?» Она опять сказала: «Можешь пройти, как слепая?». Я прошла, а она сказала: «Ну, она точно может, будем репетировать». - А откуда ты знаешь, как слепые ходят? - Я представила. Сначала закрыла глаза и прошла, а потом с открытыми. - Ты, наверное, в театре с памперсов рядом с мамой и папой, поэтому для тебя сложного мало? - Да, легко. Мама Екатерина: «Можно я вклинюсь и дополню? Спектаклю пять лет, и за это время у нас было две исполнительницы этой роли. Обе по очереди ушли в декрет и родили детей. Вторая вот буквально накануне. И сложилось так, что надо было вводить кого-то нового. Приходили замечательные студентки, но Тамара предложила попробовать Олесю. Вообще, когда Отар Иванович задумывал первую постановку, он искал девочку. Вот и сейчас стали рассматривать кого-то из театральных детей. - Олеся, а конкурентки у тебя были? - Нет. - Сразу только тебе предложили, и всё получилось? - Ну, да. Мама: «Из детей, действительно, больше никого не рассматривали. Вообще, роль – слепоглухонемой ребёнок, абсолютно не умеющий общаться с окружающим миром - сложнейшая. Поэтому был риск, и мы это не сами решали. Показали Ангелине Анатольевне Шершень, она сейчас и.о. худрука театра)». - Да, мы ей показали сцены из первого акта. Мама: «Вместе с ней были ещё несколько наших взрослых товарищей, все посмотрели, и дали добро. Хотя вводить ребёнка было очень сложно. Мы и с опекой связывались, подписывали кучу разных разрешений. В основном все сцены у Олеси с Тамарой Конопатовой. Я играю маму в этом спектакле, и у меня было двойное напряжение. Мало того, что думала о себе, но в первую очередь – о ней. Страшно ребёнка выводить во взрослый спектакль, а собственного – вдвойне. Наш папа смотрел из зрительного зала». - И что тебе родители сказали после спектакля? - Они сказали, что я большая молодец, и все родственники поздравили. А ещё подарили большого белого медведя. Физ.культурная энергетика - Вижу, ты очень энергичная девочка. Твоя энергетика тебе в школе мешает или помогает? - Помогает. Я все время тяну руку, меня никто не спрашивает. Сегодня на окружающем (окружающий мир – школьный предмет) все время тянула - вчера долго учила реферат. Потом не тянула, ведь учитель думает, раз руку не поднимает – не готов. Но это тоже не сработало. - А в чём конкретно помогает энергетика? - На физкультуре у меня хорошие оценки. Хвалят. - Ты других актрис видела в этой роли? - Да, на этот спектакль я пошла лет в семь. Смотрела с Викой, с Дашей (актрисы НЭТ). - И как думаешь, у тебя лучше получилось? - Думаю, у них лучше. - Ты скромная? - Ну, да. - А ты знаешь, что такое звёздная болезнь? - Да, знаю. Это когда ты кайфуешь, и тебе все служат, что ты сыграл такую роль. Но у меня нет звёздной болезни. - Есть рецепт, как ей противостоять, или ты не думаешь, и просто живёшь? - Просто радуюсь жизни, и жду следующего спектакля. - А как ты готовилась к роли? - Смотрела фильм, который получил «Оскар». И читала книгу Элен Келлер «История моей жизни». Учила азбуку Дактиля. 9 с половиной. Лет. Упрямство переходного возраста - Оценки в школе, они важны? - Важны оценки в четверти. Потому что все оценки складываются, и получается одна. - Родители ругают за плохие оценки? - Не настолько сильно. Я просто исправляю, и они радуются. - А эксперименты с внешностью у тебя бывают? - Крашусь маминой косметикой. - Если ты что-то захочешь, а родители тебе это не разрешать, ты согласишься или будешь добиваться? - Буду добиваться. - А если захочешь какую-то причёску, а мама не разрешит? Наголо постричься, например. - Я не хочу наголо, наоборот, хочу волосы до пояса отпустить, а мама не хочет. - Мама правильно делает, что не разрешает? - Думаю, нет, я правильно. Потому что для меня моё мнение важнее. И это моя мечта. Мама говорит, с этими волосами надо морочиться, много шампуня на них тратится. Надо расчёсывать, делать причёски. Для неё главное – быстрота, а для меня – красота. - Книги ты читаешь? Что вообще любишь? - Читать люблю, сейчас читаю «Маленького принца», уже второй раз. Люблю смотреть советские фильмы. И слаймы. - Слаймы? Это что? - Это такие штуки, которые взрослые не любят. Лизуны. Из них можно лепить фигурки, некоторые как вода, другие – воздушные. Есть тянучие, есть твёрдые. - А как в школе относятся к тому, что ты играешь в театре? - Сегодня я принесла программку в школу, многие сбежались, просили посмотреть. Сидели с открытым ртом. Многие одноклассники ходили на этот спектакль, и им очень понравилось. - Ты хочешь… - Да. Хочу актрисой быть. И именно в этом театре. - Продолжить династию. И родители тебя поддерживают, конечно? - Папа не хочет. Говорит, представь: даже если у тебя будет температура 39, ты должна выходить на сцену. - Да и других проблем много: тебе хочется сыграть какую-то роль, а режиссёр почему-то считает, что ты не будешь её играть. Или есть кто-то другой на эту роль. - А ничего страшного. Я буду смотреть. Поставят в другой спектакль. Примеряем на себя - Традиционный для актрисы вопрос, какие творческие планы? - Буду ждать декабря, потому что в декабре, возможно, поставят в план этот спектакль. Терпеливо жду декабря. А пока занимаюсь хореографией в студии «Вдохновение» и ещё в театре-студии «Ступени». - А какие роли ты ещё хочешь сыграть? - Мечтаю сыграть в «Безымянной звезде» Мону. Горничную в «Шикарной свадьбе», я люблю комедийные роли. «Маскарад» мне очень нравится. - А в «Маскараде» главную роль? Нину? - Да, но мне все говорят: «Надо играть эту… Ну, в которую папа влюбился» (папа- Виталий Мелешников – актер НЭТа). Мама Екатерина подсказывает: «Баронессу». - Да, баронессу. Все говорят, что Нина по роли должна умирать, а я все равно хочу сыграть Нину. - Это сложно. - Нет, легко. - А те роли, что мама играет, не хочешь? - А какие у тебя есть (смотрит на маму)? Э-э. Тут надо подумать… «Отель двух миров», мне очень понравилась роль - Лору она играла. - А «Ромео и Джульетта» тебе нравится? - Да, конечно. - А там кого бы ты мечтала сыграть? - Ну, конечно, Джульетту. Мама Екатерина: Нам Настя Фролова (актриса НЭТ) сказала: «Олеся, я бы тебе с удовольствием передала роль Джульетты, подрастай, лет в 14 уже можно будет». - А ещё моя любимая героиня из фильмов – Диана из «Собаки на сене». Хочу её сыграть. У меня на диске есть этот фильм, и я уже учу роль. - А на кого ты похожа? - На папу. Все говорят, на маму похожа, но я похожа на папу. - Все говорят, а ты считаешь по-другому? - Я кудрявая. Мама тоже была кудрявая, но она все время вытягивает волосы. А папа не вытягивает, я его барашком называю. И у него голубые глаза. А у мамы зелёные. Папа – правша, а мама – левша. И я - правша. - Убедительно. Ну, а какие песни ты любишь? - «Незабудка». - Это из «Незнайки» что ли? - Нет, это Тима Белорусских (лукаво смотрит на маму, мама разводит руками, Олеся заливается смехом). А ещё люблю песню «Паруса». - А это какой стиль музыки? - Ма-ам? Мама: «Да я понятия не имею, о ком ты говоришь. Дома ты какие песни слушаешь, поёшь?» - Из советских фильмов. «Дартаньян и три мушкетёра»… «Двенадцать стульев»… «Обыкновенное чудо». - Вот про слаймы я уже поняла, а ещё что-то ты коллекционируешь, собираешь? - Я собираю… Что я собираю… Мама: «Собираешь…» - Э-э, ну да, собираю. Мама: «Всей семьёй мы собираем… Что?» - Деньги. Все смеёмся. - Я бы тоже так ответила. Мама не оставляет попыток: «Дарят нам что?» - Тоже деньги? Мама: «У тебя полная полка». - А-а! Я коллекционирую стеклянные игрушки! Ангелочков, зверушек, слоников, петушков. Люблю их переставлять. А ещё собираю ракушки. Это когда тебя понимают - Вот если бы твоя героиня пришла в твой класс. Учиться бы она, конечно, с вами не смогла, но если бы просто пришла к вам… - Я бы попыталась ей что-нибудь написать. Объяснить. - Как? - На азбуке Дактиля. - Ах, да, ты же выучила её. - И познакомилась бы с ней. - А другие бы как к ней отнеслись, только честно? - Думаю, они бы испугались. Потому что неприятно смотреть на человека, который не умеет общаться, который всё рушит, ломает. - А почему так происходит? - Она не понимает, что говорят другие, что говорят о ней, что хотят. И они не понимают, что она хочет от них. - Они могли бы её обидеть? - Думаю, да. - У вас в классе бывают ситуации, когда дразнятся, ссорятся? - Сегодня мальчики дрались. - Тебя дразнят? - Нет, потому что я со всеми дружу. И с двоечниками тоже. Мама Екатерина: «Можно я ещё добавлю? Конечно, вводя Олесю в спектакль «Сотворившая чудо», мы все сильно рисковали. Все: партнёры, другие актёры, театральные цеха, готовившие постановку, администрация. И очень надеемся, что этот ввод привлечет зрителей и на спектакль, и к этой проблеме. Проблеме социализации детей-инвалидов. Все, кто мне звонили после спектакля, говорили, что это такая правда, так страшно, а никто не хочет этого видеть. Обычно хотят отвернуться, когда видят ребёнка-инвалида, спрятаться, сделать вид, что ничего не происходит. А во время этой постановки мы наблюдаем за таким ребёнком два с половиной часа. И в конце, когда происходит это чудо - девочка прозревает, не в физиологическом смысле, а в душевном, интеллектуальном, такой катарсис у зала. Через боль, через призму жути, когда несоциализированный ребёнок из дикого существа, грязного, неадекватного медленно, медленно, но превращается в человека. С интеллектом, с пониманием мира. Это спектакль о том, что нужно верить, и любовь сотворит невероятные вещи. И конечно, ещё это история о педагоге и ученике».

В волгоградском НЭТе растят Джульетту в своём коллективе
© Аргументы Недели