Что чувствует ребенок, когда первый раз выходит на сцену? Когда страшно так, что сводит печенки. Когда забывается порядок движений. И когда счастье аплодисментов переполняет душу. Такие впечатления запоминаются на всю жизнь. Однажды я вышла на сцену. Честно говоря, из трех минут танца память отчетливо воспроизводит только последние десять секунд. Что же происходило в тот момент... Запись видеокассеты (дисков тогда еще не было) показывает чистые позы и милые улыбки, да уж больно худые ножки и ручки двух девочек в розовых пачках и аккуратных зачесанных волосок к волоску пучках и мальчика в голубом костюмчике и трико с завидными для танцора отточенными прыжками. Идет танец пастушков из балета «Щелкунчик» — отчетный концерт хореографического училища. Помню, как очнулась на сцене уже под конец номера. Вокруг все сияет, софиты слепят глаза, ноги сами что-то делают, улыбка, как учили, во все зубы. Зрители! Целый зал! Как страшно! Страшно! Страшно! От паники сводит ноги, хочется убежать. Но тело продолжает танцевать заученные в течение долгого времени па. Тяни носок. Улыбайся. Держи ногу, прыгай выше. Дыши! А в голове единственная мысль: вот сейчас не получится, сейчас упаду. И действительно не получается... почти. Прыжок. Села. Не очень чисто. Не так, как учили. Но села! Теперь, конечно, достанется от педагога. Репетировали, репетировали, часами, а тут одна секунда — и второй попытки уже не будет. Это театр. От паники трясутся ноги. Какой позор. Впереди еще последняя поза. Три секунды постоять. И поклон. Хлопают. Быстрее убежать за кулисы. Слезы. Отчаяния и радости вперемежку с еще не утихшей дрожью. Дети начинают воспринимать танцевальную информацию с трех лет. Многие и раньше. Есть специальные методики, посвященные совместным занятиям для мамы и ребенка. Что касается классической хореографии, то правильное развитие данных лучше начинать с раннего возраста. Формирование костного, мышечного и связочного аппаратов, воспитание стройной формы тела и музыкального слуха лучше всего поддается развитию у детей младшего возраста. Конечно, никто не требует исполнения тридцати двух фуэте от пятилетнего ребенка, хотя в современной танцевальной гонке и это не редкость, но выработать грамотную осанку, прямое положение корпуса, вытянутые ноги и пластичные руки — значит открыть ребенку путь к балетной красоте и здоровью. Здоровье — главное составляющее на пути к этой цели, поэтому основная задача родителей — найти грамотного педагога-хореографа. Прежде чем отдать ребенка на служение Терпсихоре, стоит убедиться, что педагог, который будет его обучать, обладает необходимыми навыками и талантами, а также квалификацией. Это очень очень важно. Исправить неграмотную работу тела, заученную мышцами, крайне сложно. Иногда критерием выбора танцевальной студии становится «ближе к дому», «время удобнее», «дешевле», «надо пристроить куда-нибудь ребенка». Хорошо, когда все это совпадает с профессионализмом педагогического состава и нет сомнений в том, что ребенок развивается в нужном направлении. Каждому возрасту соответствует своя нагрузка. Не зря в хореографическом училище детей ставят на пуанты только с десяти лет, и то очень и очень аккуратно после полугода ежедневных многочасовых занятий. Стопа должна оформиться, быть готовой принять нагрузку и вес всего тела, уметь вскакивать на маленький пятачок и преодолевать сопротивление твердой стельки балетной туфельки. Дуэтный танец начинают изучать в 13-14 лет, из поддержек только совсем невысокие и несложные. Даже прыжки следуют в программе по уровню — маленькие, средние, большие или высокие. Растяжкой можно заниматься с трех лет, главное — не рвать ребенка и не отбить желание познавать танец. Ведь это взрослому понятно, для чего необходимо садиться на шпагат. Ребенку просто сильно больно, а такая трудно терпимая боль вызывает панику. Хочется бросить все. Шпагат — это, кстати, одна из первых причин, по которой ребенок не хочет идти на танцы. Поэтому главная задача родителей — найти способ объяснить маленькому танцору, что он может контролировать боль сам, что ножки не оторвутся, ничего страшного не случится, и показать какие-то видеозаписи, где балерины прыгают в шпагат или поднимают высоко ногу, а также сводить на балет. Посещение театра вообще стимулирует не только детей, но и взрослых. «Лебединое озеро», например, произвело на меня потрясающее впечатление. Балерины невероятно красивыми линиями словно взлетали из дымки лунного озера. Но когда вышла принцесса Одетта, выплывая семенящими ножками из кулис, и начала свой танец, сомнений в том, что я хочу быть такой же, как она, не осталось. Неплохо бы выбирать хорошие спектакли и хорошие труппы. Это для взрослых зрителей театр — очередной культурный вечер, для ребенка — это большое событие, особенные волшебные часы. Обязательно стоит прочитать и рассказать либретто, так как иногда балетный спектакль требует расшифровки. Осторожнее с современными постановками, потому что нередко под классическим названием может быть совершенно неклассическая редакция. То же «Лебединое озеро» — излюбленная тема многих современных хореографов. Каждый пытается по-новому преподнести и рассказать многогранный балет Петра Ильича Чайковского. Выступление на сцене — это непредсказуемые обстоятельства для ребенка. Он может убежать со сцены, вовсе не выйти, заплакать, и это нормально. Его, конечно же, не интересует, что мама три ночи шила ему девятислойный разнотканевый костюм бабочки или пересмотрела пятьсот усиков на Aliexspress. Даже у взрослых артистов случаются казусы, у детей и подавно. Но выступления — это залог уверенности в себе и социальной значимости в будущем. Сцена — отличный стимул почувствовать себя лидером. Когда танцуют дети, это прекрасно. Когда дети танцуют балет, это прекрасно вдвойне. Балет развивает координацию, физические данные, вкус, трудоспособность и музыкальность, укрепляет здоровье и характер. Через преодоление трудностей формируется личность. Главное — привить любовь к этому виду искусства. Однажды я вышла на сцену и испугалась. Сегодня же я боюсь не меньше. Но как только делаю шаг из кулисы, время как будто замирает, и дыхание зрительного зала сливается с ритмом сердца. Сцена — это магия. Сейчас, в мире вольностей и поисков эйфории, сцена — лучший наркотик, танец — лучшая страсть, боль от растяжки — лучшая боль. И если ваш ребенок увлеченно смотрит Youtube, то пусть это будет танец пастушков из балета «Щелкунчик». Ирина Латорцева, балерина, хореограф, руководитель театрально-танцевальной студии «Фортеданс»

Дети и балет
© Работница