Семейный психолог Анна Митрофанова: «Вера в Деда Мороза очень важна для нормального развития ребёнка»

Фото Александра ВоложанинаСемейный психолог Анна Митрофанова: «Вера в Деда Мороза очень важна для нормального развития ребёнка»У моей близкой подруги есть очень хорошая традиция, накануне Нового года она вместе с детьми пишет письмо Деду Морозу. Её дочкам уже 8 и 9 лет, но они продолжают верить в чудо. Они пишут в письме Деду Морозу, как хорошо учились в школе, как хорошо вели себя весь год. И, конечно же, просят подарки. Причём недешёвые. Одна попросила дорогой телефон, другая – модные наушники. – Где же взять деньги? – сетует подруга. – Может, рассказать им уже, что деда Мороза не существует? Нужно ли детям верить в Деда Мороза? Должен ли он дарить дорогие подарки? Об этом я поговорил с семейным психологом Анной Митрофановой. Чудо к нам приходит – Почему для ребёнка важно верить в Деда Мороза? Как это влияет на будущее ребёнка? – Вера в Деда Мороза – это, по сути, вера в чудо, в то, что происходит всегда, несмотря на разные внешние обстоятельства. Снова и снова наступает канун Нового года, снова и снова приходит Дед Мороз. Это очень важно для нормального развития ребенка, потому что именно вера в чудо дает ему универсальное понимание тех событий, которые он в силу возраста не может понять и объяснить. Так в свое время древние люди объясняли то, что им непонятно, приписывая, например, появление грома и молний определенному божеству. Постепенно, по мере взросления и развития, мир становится всё более понятным, логические связи – более прозрачными, и вера в чудо тоже меняется, Дед Мороз становится одним из символов новогоднего праздника. И вот уже повзрослевший ребенок, помня о своих детских ощущениях, передает веру в Деда Мороза дальше, следующим поколениям, бережно помогая взрослеть уже своим детям. – Должны ли дети писать письма Деду Морозу? – Традиция писать письма Деду Морозу в России существует сравнительно недавно, несколько десятков лет. Сейчас можно отправить и обычное, и электронное письмо, можно получить ответ и даже видеопоздравление. Вариантов много, но нужно помнить о главном – ребенок пишет не список покупок, а именно письмо, в котором он, во-первых, вежливо обращается к Деду Морозу, представляется, рассказывает о себе, во-вторых, подводит итоги прожитого года и пишет о том, как он себя вёл, в-третьих, говорит о своём желании получить определенный подарок. Если всё происходит примерно таким образом, то польза от процесса написания письма Деду Морозу есть. Это и навык письменной речи, и самоанализ, и радостное предвкушение и ожидание подарка. Всё это формирует здоровую личность, для которой характерна сложная, многокомпонентная деятельность и умение регулировать себя, ожидая осуществления каких-либо планов. Если ребенок совсем маленький, он может продиктовать текст, а родители помогут ему, написав письмо и задавая при необходимости наводящие вопросы. Ребенок при этом может украсить письмо рисунками, аппликациями, наклейками. Очень важно завершить процесс, а именно не только написать письмо, но и отправить его. Вариантов опять же много – на адрес электронной почты, в резиденцию Деда Мороза, в морозилку, откуда ночью письмо чудесным образом будет забрано. Такое логическое завершение понятно ребенку и полезно для его нервной системы и личности, ведь все усилия должны иметь вид определенного законченного алгоритма. Так формируется целостность личности и поддерживается вера в чудесное, ведь ребенок получит ответ от Деда Мороза, почувствует собственную значимость, поделится своей радостью с близкими. Написание писем Деду Морозу может стать семейной традицией, поддерживающей чувство семейной общности, дающей ощущение стабильности. Просто подари – Должен ли Дед Мороз дарить детям дорогие подарки? Новомодные гаджеты, iPad? Не всем родителям ведь по карману сказочные просьбы любимых чад? – Я думаю, Дед Мороз должен дарить не дорогие подарки, а традиционные – сладости, игрушки. Конечно, у разных семей разный доход и разные возможности, но радость праздника не должна сводиться к получению новомодного гаджета. Важна подготовка к празднику, ожидание Деда Мороза не просто как курьера с подарком, а как волшебника, с которым можно пообщаться, поиграть, поделиться своими достижениями и получить традиционный подарок. Традиции, как я уже говорила, укрепляют семью, дают возможность гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка. – Стоит ли из образа Деда Мороза делать учителя или контролёра? Есть ли в этом польза или вред? – Делать из образа Деда Мороза учителя или контролёра, то есть «вручать» ему полномочия оценивать и влиять через это оценивание на жизнь ребенка – это прямой путь к неврозу, особенно если родители будут злоупотреблять такой ролью Деда Мороза. Ребенок может и должен получать обратную связь от мира о своих поступках, но в первую очередь это касается мнения родителей об этих поступках. У Деда Мороза пусть останется его главное предназначение – дарить радость и веру в чудо. И если ребенок, желая написать письмо Деду Морозу, подумает и напишет о своем поведении и своей жизни, а не только попросит подарок, это и будет пользой для него. И Дед Мороз здесь выступает не как учитель или контролёр, а как еще один значимый взрослый, которому небезразлична жизнь ребенка, который может прочитать письмо, порадоваться, похвалить. Если каждый взрослый будет на своем месте, тогда и ребенок будет расти в спокойствии и гармонии. – Когда дети перестают верить в Деда Мороза? – Очень часто это происходит незаметно, в возрасте 7-9 лет. Просто ребенок подрастает, у него появляются новые увлечения, новые знания об окружающем мире. А детская вера в Деда Мороза сама собой уходит в прошлое, оставляя теплые воспоминания. Бывают случаи, когда ребенку, еще достаточно маленькому, «доброжелатели» сообщают о том, что Деда Мороза не существует. Такое открытие в нежном возрасте может нанести психологическую травму. Но тут всё зависит от поддержки семьи, от умения успокоить ребенка, переключить его внимание, перевести разговор на тему праздничных традиций и добрых героев сказок. Некоторые дети не перестают верить в Деда Мороза, просто эта вера трансформируется во что-то другое. То есть ребенок, не испытывая крушения детских иллюзий, плавно переходит на следующий возрастной этап и понимает, что чудо и сказка существуют, но во многом они делаются руками людей. Тогда у ребенка возникает желание делиться радостными эмоциями с другими. Сначала это могут быть младшие братья и сёстры, а потом и собственные дети. Создавая чудо и ощущение сверкающего праздника, повторяя это каждый год в одно и то же время, мы тем самым формируем добрые семейные традиции. Такие традиции дают стойкое ощущение безопасности и любви. И так осуществляется преемственность поколений. А значит, жизнь всегда продолжается. Можно верить в Деда Мороза как в источник безусловного принятия и поддержки. Мы все нуждаемся в периодическом ощущении простой радости, детской беззаботности и веры в доброго волшебника, который принесет в своем мешке что-то хорошее именно для нас. Тут важна мера. Помня об ответственности и обязанностях взрослой жизни, иногда можно себе позволить помечтать о чуде и погрузиться в радостное ожидание Нового года и прихода Деда Мороза. Тогда в нашей жизни появятся новые оттенки эмоций, но не будет инфантильности и нежелания взрослеть.

Семейный психолог Анна Митрофанова: «Вера в Деда Мороза очень важна для нормального развития ребёнка»
© Нижегородская правда