Подросток пасует перед взрослой жизнью
Поскольку вопрос этот волнует не только москвичку Ольгу Заварыкину, мы решили осветить тему, пригласив психолога-консультанта Игоря Артемьева. «Никогда не доставала ребенка гиперопекой, не клеила ярлыки типа «глупый», «неуклюжий», «неумеха», и личные оскорбления в общении с сыном для меня - табу. Если я критикую, то поступок, а не личность, говорю не «ты плохой», а «ты поступил плохо». Муж может иногда себе позволить «ярлыковую» критику в отношении сына-подростка, но я, если это слышу, всегда стараюсь объяснить, что недовольны не им как личностью, а конкретным его поступком. При этом мы оба не пытаемся навязать сыну свои вкусы, не выбираем за него круг общения, не тащим на кружки и секции, которые нам нравятся, не ругаем за плохие оценки, а только стараемся хвалить за хорошие. Чувствую, что в последнее время у ребенка появились непонятно откуда взявшиеся неуверенность в себе и боязнь взрослой жизни. Откуда взялись такие страхи? Ольга Заварыкина, г. Москва». Психолог-консультант Игорь Артемьев: «Самый важный момент, который нужно учитывать: ваш ребенок вошел в подростковый возраст и у него идет перестройка всего организма - меняются тело, психика, способы восприятия, картина мира... Ему может быть страшно просто потому, что у него ощущение, что он совершенно не знает себя. Ему может не нравиться его внешний вид или он может считать себя недостаточно привлекательным или умным. Теперь для него важнее общение со сверстниками, их признание и уважение, но он боится: а вдруг не примут, посмеются? Часто дети, которые не слышали ничего, кроме добрых слов от родителей, в среде сверстников впервые сталкиваются с критикой, и если опыта отстаивания своего мнения или опыта работы над ошибками нет, это может выбить из колеи. Проблема может быть также и в стиле воспитания. Кроме гиперопеки, с которой сейчас модно бороться, существует еще и гипоопека, о которой, к сожалению, забывают. Это такой стиль воспитания, когда ребенок практически предоставлен самому себе, когда родители позволяют ему делать все, что он хочет (в пределах разумного), не проверяют домашние задания и т. д. Гипоопека так же опасна, как и гиперопека, ведь детям нужны определенные правила и границы, которые дают им ощущение ограниченности личного пространства и существования личного пространства других людей и понимание того, что мир работает не хаотично, а по конкретным правилам. При гипоопеке у ребенка может возникнуть ощущение отсутствия любви и внимания, а это серьезное основание для проблем в будущем. Важно, чтобы вы придерживались одной линии поведения в воспитании. Для детской психики проблематично воспринимать критику от одного значимого взрослого и тут же выслушивать от другого, что первый был не прав. Такая рассогласованность может привести ребенка в замешательство, к непониманию устройства мира и его правил. Страх перед ответственностью может быть страхом перед неизвестностью. Ответственность не появляется вдруг. Она вырабатывается с раннего детства. Ответственность - это не только свобода, выбор, но и последствия, которые за этим выбором следуют. Нужно удостовериться в том, что ребенок осознает последствия, может их предвидеть. Отсутствие понимания последствий приводит к тому, что человек не может отвечать за свои поступки. Человек, не наученный ответственности, может бояться любых серьезных поступков, ведь он не может предугадать последствий, а неизвестность всегда страшит. Подросток должен понимать, что у него за спиной есть кто-то, кто его поддержит. Не сделает за него, а именно поддержит, поможет, подскажет и, если надо, покритикует. Если у вас с сыном доверительные отношения, пусть он сам расскажет о тех проблемах, которые вызывают у него беспокойство, тогда многое вам станет понятно». Подготовила Елена Хакимова Фото: ADOBESTOCK