Как вырастить изобретателя? Хвалить, поддерживать, давать свободу
Кресло-качалка, фруктовое мороженое и водные лыжи – что объединяет эти понятия? Трудно поверить, но все эти вещи изобретены детьми. В разные периоды истории юные гении подарили человечеству огромное количество простых и полезных открытий. Полет фантазии Ежегодно 17 января во всем мире отмечают День детских изобретений. Как сегодня воспитывают будущих изобретателей педагоги, и каких правил нужно придерживаться родителям, чтобы воспитать собственного изобретателя, рассказала методист Центра детского творчества г. Сорочинска Наталья Новикова. Сегодня в Сорочинске работает уникальное образовательное объединение «Кванториум для детей Сорочинска». В нем занимается около ста детей: многие из них, несмотря на возраст, уже умеют создавать то, что порой не под силу даже взрослому человеку. Юлия Курганова, "АиФ Оренбург": Наталья Васильевна, расскажите, как появилось объединение, чему обучают его участников? Наталья Новикова: «Кванториумы» открываются по всей стране – в больших городах. Мы захотели создать такую же площадку для наших детей, и нам это удалось. Открыли несколько направлений: Автоквантум, Энерджиквантум, IT-квантум, Робоквантум, 3D-моделирование. Дети, которые вступают в наше объединение, проходят посвящение в юные инженеры. А позже те, кому удается себя проявить, получают звание «Юный изобретатель». - Ребята какого возраста проявляют больший интерес к изобретательскому направлению? - Работа объединения ориентирована на детей и подростков до 16 лет, начиная с дошкольников. Но большинство воспитанников – ученики начальной школы. Эти дети обладают развитой фантазией, которая еще не ограничена рамками реальности, поэтому у них появляется очень много незаурядных идей. Среди старших ребят тоже есть много желающих, но, как мне кажется, им элементарно не хватает времени из-за высокой нагрузки в школе. - Какие открытия им уже удалось сделать самостоятельно? Как они это восприняли? - У нас есть электронный конструктор, ребята впервые собирали радио. Когда они завершили сборку схемы, оно заговорило! Сколько восторга было у детей – не передать словами. Ведь неодушевленный объект «ожил» благодаря их стараниям. Несмотря на то, что радио было изобретено уже давно, любое открытие, которое делают для себя дети, очень ценно и важно. Рассмотреть интерес - Как распознать, что ребенок обладает инженерными способностями? - Многие родители понимают это, увидев повышенный интерес детей к конструкторам. Если дома нет дорогостоящих конструкторов, то попробовать свои силы дети могут на городских мероприятиях и выставках, где мы обязательно выставляем свои экспозиции. Если ребенок пришел в Центр, то дальше идет уже работа педагогов дополнительного образования. Наша задача - рассмотреть интересы ребенка, узнать, чем он интересуется, и понять, куда его направить. Чтобы это увлечение, прежде всего, могло привести к профессиональному самоопределению. - Как принять и правильно поддержать эксперименты ребенка? - К нему нужно относиться с пониманием, выделить место для его занятий, уважительно относиться ко всем его созданным моделям и совершенным открытиям. Обязательно демонстрировать друзьям, родственникам, знакомым результаты работы юного изобретателя, показывать его значимость, поддерживать ребенка. Так интерес к творческой деятельности будет сохраняться намного дольше. - Почему детям проще, чем взрослым изобрести что-либо? - Взрослый человек мыслит ограниченно. У ребенка нет ограничений, он более свободен в своем воображении и фантазии. Ему легче сделать «шаг вправо, шаг влево». Дети открыты всему новому, они не боятся делать ошибки, не думают - не буду делать, потому что все равно не получится! Я всегда об этом говорю - давайте больше возможностей своим детям, больше свободы. - Как вы считаете, благодаря правильному развитию способностей современных детей можно рассчитывать на то, что дефицит инженерных кадров будет снижен? - Думаю, да. Был период, когда детей перестали учить создавать что-либо своими руками. В итоге появился кадровый пробел в инженерных и технических профессиях. Но сегодня все возвращается на свои места: подрастающее поколение приучают к ручному труду, объясняют, что многие вещи в окружающем мире можно и нужно создавать своими руками. Даже если ребенок выберет гуманитарное направление, то эти знания в любом случае ему будут полезны. Вкрутить лампочку и установить розетку должен уметь любой, независимо от выбора будущей профессии.