Евгений Захаров: социальные новации Президента требуют подготовки регионов

Информационные итоги недели для ИА «Уральский меридиан» подвёл член регионального штаба ОНФ в Тюменской области Евгений Захаров: Главной новостью не только этой недели, но и всего начала нового 2020 года стало Послание Президента России Федеральному Собранию. За глобальными и максимально широкого обсуждаемыми политическими новшествами скрылся ряд социальных новаций, среди которых, в первую очередь, изменения подхода к решению социальных проблем. Из предложенных решений очевидны новые подходы к формулированию проблем, требующих незамедлительного решения и как следствие подходов к их решению. В частности, меры по поддержке экономических субъектов были вынесены в блок демографии. Решение хоть и очевидное, но не относится к разряду ожидаемых и прогнозируемых. Благосостояние и доходы семей с низким уровнем достатка является социальной проблемой и требует иных подходов, нежели общая поддержка бизнеса. Поддержка семей не ограничится стимулированием выхода их на «самообеспечение», но и прямой поддержкой. Новые пособия, продление финансовой поддержки матерей и детей до 7 лет и прочие меры поддержки – это новая реальность, с которой мы столкнемся в ближайшее время. Но для Тюменской области и подавляющей части ее жителей будут заметны и ощутимы в первую очередь меры по поддержке материнства и детства. Первое, что было анонсировано в Послании Президента — бесплатное горячее детское питание для детей до 4-го класса. И прозвучало это под девизом равных возможностей детям. До настоящего времени организация детского питания была полностью отдана на места. Зачастую, лавируя между экономией ограниченного бюджета и возможностями родителей большинства учеников, в школах применялось крайне спорное решение. Так, даже в сравнительно хорошо финансируемой школе Тюмени, на столы к детям попадали разные блюда. Содержимое тарелки «льготника» было скромнее и очевидно дешевле, что не позволяло говорить о каких-либо равных возможностях. Данная мера, без преувеличения, является революционной, ведь бесплатного питания для всех учащихся не было даже в предельно социально ориентированном Союзе советских социалистических республик. И этот же факт позволяет предположить, что мгновенной реализации данной меры поддержки не случится. Вторым знаковым нововведением стало обещание введения доплаты для классных руководителей в размере 5 тысяч рублей. И главным тут является не ее размер и не то, что прозвучало требование ее введения без отмены уже действующих доплат за классное руководство, а то, что она будет производится за счет федерального бюджета. Сейчас финансирование школ осуществляется регионами исходя из федеральных требований, ограниченных возможностями бюджета. Возврат в эту сферу федеральных денег, не путем субсидирования, а прямого финансирования, говорит о принятии того факта, что регионы не в полной мере справляются с поставленными задачами и решение части задач будет возложено на федеральный центр. Третьим, наиболее быстро реализуемым, станет изменение в порядке предоставления материнского капитала. Государство столкнулось с тем, что формируется значительная мотивация в том, чтобы в семьях рождались второй и третий ребенок. При этом, рождение первого ребенка, хоть меняет жизнь молодой семьи значительно сильнее, чем рождение второго и каждого последующего ребенка, но побуждающих механизмов для этого недостаточно. К примеру, по данным Правительства Тюменской области, более 90 тысяч молодых семей области остаются бездетными и откладывают рождение первого ребенка. Именно для решения этой проблемы в Тюменской области, как и во многих регионах, введен дополнительный стимулирующий платеж. В частности, в Тюмени, сначала этого года, молодые семьи имеют право на получение 150 000 рублей. Именно это может стать в перспективе новой проблемой. Губернатор Тюменской области Александр Моор уже объявил, что несмотря на планируемые изменения в порядке выплаты материнского капитала, введенные региональные меры поддержки сохранятся. Как следствие, в Тюменской области, родители смогут рассчитывать на получение: — 466 тысяч материнского капитала и 150 тысяч региональной поддержки при рождении или усыновлении первого ребенка; — Увеличение ранее предоставленного материнского капитала на 150 тысяч рублей при рождении или усыновлении второго ребенка; — Выплату на погашение ипотеки в размере 450 тысяч рублей при рождении третьего ребенка. В данном порядке выплат, материальная поддержка рождения второго ребенка становится значительно поддержки при рождении первого либо третьего. Учитывая формулировки, использованные президентом в послании, неточную определенность поставленной задачи и традиционную тягу федерального центра к экономии бюджета, при реализации мер мы можем столкнуться с тем, что увеличение материнского капитала при рождении или усыновлении второго ребенка будет возможно лишь в том случае, если родители им не распорядились до рождения второго ребенка. В таком случае появление в семье второго ребенка будет происходить без значительной поддержки государства, что вызовет вполне разумные вопросы у родителей, что безусловно потребует реакции в Правительстве Тюменской области. Единственными возможными решениями окажется перенос региональной выплаты на рождение второго ребенка либо введение дополнительных мер поддержки, что ляжет тяжелым бременем на областной бюджет. Фото превью: informator.news