Как Зигмунд Фрейд помогает мне воспитывать тройняшек и подростка: колонка мамы

Узнайте, как зависит будущее ребенка от того, насколько успешно он проходит свои стадии развития. Статью для «Летидора» подготовила Наталья Попова — психолог, многодетная мама тройняшек и подростка, автор женского проекта MigLife. Ребенок — это целая вселенная. Она не является вашим продолжением. Там другие правила, системы и ценности. Там незнакомые планеты кружатся по непонятной для вас траектории. И нарушать этот порядок, ломать и подстраивать под себя — значит делать ребенка удобным и убивать его индивидуальность. Вот почему одни дети вырастают успешными и счастливыми, а другие — стеснительными и неуверенными в своих способностях. Первые не зависят от чужого мнения и смело реализуют самые необычные идеи. А вторые плывут по течению, живут «как придется» и боятся даже сказать «нет». Уверены ли вы, что воспитываете ребенка правильно? Хотите увидеть свои ошибки? Найти ответы на вопросы поможет эта статья. Каждый ребенок проходит стадии развития. И от того, насколько успешно он их завершит, зависит его будущее. Не желая принимать эти нормы, родители делают своих детей удобными. Ругая трехлетнего малыша за истерику, они мешают ему учиться выражать эмоции и обозначать границы. Вспомните свое детство, как воспитывали вас, и посмотрите, какой результат из этого получился, насколько вы успешны? Принятие ребенка таким, какой он есть на каждой стадии развития, укрепляет его взрослую позицию. И он вырастает с ощущением внутренней ценности, уверенной и смелой личностью. Разглядите в своем ребенке отдельного человека, непохожего на вас. А те, кого родители не отпускают во взрослую жизнь, пытаясь обезопасить от проблем этого мира, остаются на детской позиции. Все блага мира для них закрыты, и им остается только ждать, пока взрослый удовлетворит их потребности. Такие дети вырастают без внутренней опоры. Они все время ориентируются на других, подстраиваются под партнеров, начальников, друзей. Поэтому позвольте ребенку самому выбирать и быть неудобным для вас. Анализируя стадии развития, вспомните свое детство, как воспитывали вас и посмотрите, какой результат из этого получился. Я познакомлю вас со стадиями развития, которые помогают мне воспитывать детей: тройняшек (3 года) и подростка (11 лет). В детстве закладываются характер и модели поведения ребенка, которые он будет использовать в будущем. Чувствуя влияние этого периода на меня во взрослом возрасте, я понимаю, насколько важно пройти все стадии развития. И стараюсь помочь своим детям их завершить. Воспитывая первую дочку, которой сейчас 11 лет, я многому научилась. Благодаря этому опыту я умею поддерживать и направлять тройняшек, реагировать на детские выходки в соответствии с их возрастом. Стадия от рождения до 1-1,5 лет Либидо — это сексуальная энергия. Она управляет влечением к жизни, заставляет стремиться к получению удовольствия. По мнению Фрейда, человек развивается согласно перемещению либидо по эрогенным зонам: рот, анус, гениталии. В оральный период вся энергия либидо сосредоточена в области рта. Через него малыш получает удовольствие и познает мир: сосет грудь, соску, свой палец, облизывает игрушки, кусает и жует. Даже кормление — жизненно необходимая потребность ребенка — удовлетворяется орально. Самая важная задача на оральной стадии — здоровый симбиоз, эмоциональный контакт и постепенное отделение. Личный опыт. Когда тройняшки появились на свет, я решила посвятить первые месяцы их жизни (около года) здоровому слиянию. Воспитывать одного ребенка намного легче, чем троих сразу: нужно каждому уделить время, подарить внимание и заботу. Я старалась чувствовать эмоции тройняшек, видеть потребности и удовлетворять их. У меня не хватало молока на всех детей. Приходилось кормить их из бутылочки. Во время этого процесса я брала ребенка на руки, стараясь быть с ним в здоровом симбиозе. Со временем я стала просить больше помощи от родных и отходить от детей, с каждым разом уделяя больше времени другим сферам своей жизни. Так постепенно начался процесс отделения. Результат успешно пройденной стадии. Формирование здоровой самооценки у ребенка, ощущение «я важен и нужен». Если малыш прошел эти этапы неправильно, то во взрослом возрасте он будет искать возможность удовлетворить свои оральные желания через еду, алкоголь, сигареты. Травмированный в оральном периоде взрослый бессознательно стремится получить безусловную любовь и заботу от партнера, что делает их отношения нездоровыми. Стадия от 1-1,5 до 3 лет Ребенок учится контролировать свои физиологические потребности, управлять испражнением и мочеиспусканием. Он проверяет собственные способности, узнает новое, и это приносит ему огромное удовольствие. С двух лет у детей начинается очень важный период истерик. И это абсолютно естественно для всех детей. Так они формируют свои границы и учатся выстраивать взаимоотношения. Сейчас мои тройняшки проходят этот период. Они еще не умеют управлять своими эмоциями. Я помогаю им пережить их и объясняю, что можно делать, а что нельзя. Личный опыт. У меня часто спрашивают, как правильно реагировать на детские истерики? Мой ответ: «Спокойно. Самое главное осознать, что это нормально». Чтобы проявить сдержанность, нужен ресурс. Я не довожу себя до состояния полного бессилия, позволяю себе отдыхать и постоянно радую себя: массаж, театр, кино, прогулки, общение с подругами… Я выработала для себя правила поведения родителя при истерике. Мои правила при детской истерике: • При детских капризах я поддерживаю себя мысленно: «Истерики в три года — это норма. И они пройдут. Ненормально, когда истерика в 30 лет». • Среди тройняшек два мальчика и одна девочка. Когда парни начинают ссориться, я развожу их по разным комнатам. Если у вас один ребенок, это правило тоже работает. В комнате, где никого нет, малышу не на кого «работать», и он быстрее успокоится. • Без криков и упреков. Я всегда спокойно разговариваю с детьми. • Детская истерика не управляет моими решениями. Если я сказала «да», это значит «да». Если нет — значит нет. • Помогаю детям справиться с их болью, правильно пережить эмоции. Развитие эмоционального интеллекта. Эмоции — это здоровый регулятор психики, система выживания, заложенная природой. Когда человек не распознает, что конкретно он чувствует, у него появляется тревога. Поэтому важно идентифицировать каждое чувство и состояние. Тройняшки не умеют этого делать, передо мной стоит задача научить. Я могу передать этот навык детям, потому что нахожусь в контакте со своими чувствами и эмоциями. У ребенка недостаточно ресурсов для проживания сильных эмоций. Они накрывают его с головой. Моя задача — распознать, что он чувствует, и помочь ему это переварить: предоставить эмоцию в доступной для него форме. Например, ребенок расстроился, плачет, что у него не получилось построить башню. Я подхожу к нему и говорю: «Я вижу, что у тебя не получилось построить башню и ты разозлился. Я бы тоже разозлилась, давай попробуем построить ее вместе?» Результат правильно пройденной стадии: малыш учится чувствовать свои эмоции и переживать их, формирует границы дозволенного. Если ребенок застревает в этом периоде, то во взрослом возрасте он будет склонен к истерикам и тревожности. Стадия от 3 до 7 лет Дети начинают интересоваться половыми органами, задавать вопросы о сексе. Девочка понимает, что отличается от мальчика, а мальчик — от девочки. Возникает первое влечение к противоположному полу. С тройняшками мне еще предстоит этот период, но я к нему уже готова. Изучала литературу и отрабатывала на практике со старшей дочерью. У ребенка появляется бессознательное эротическое влечение к родителю противоположного пола. Проживая Эдипов конфликт, мальчики стремятся к единоличному обладанию мамой, хотят на ней жениться. Положение отца вызывает у них зависть и агрессию. А девочки, столкнувшись с комплексом Электры, стремятся заполучить любовь и внимание отца, мечтают выйти за него замуж, когда станут взрослыми. Моя дочка по-детски говорила: «Папа, я хочу на тебе жениться». Мы с мужем должны были показать дочери, что мы пара. Когда в отношениях между мужчиной и женщиной гармония, этот период проходит незаметно. Но если в паре конфликты и недопонимания, то это может отразиться негативно на личной жизни ребенка в будущем. Если мама полностью сосредотачивается на сыне и заменяет им мужа, то мальчик вырастет «маменькиным сынком». А если папа ставит дочку выше мамы, то она тоже не завершит конфликт. Девочка будет искать не равного партнера для отношений, а заботливого отца. А мальчик — мать. Или он останется с ней, так и не сумев построить отношения, потому что место рядом с ним уже занято мамой. Результат правильно пройденной стадии: здоровые и гармоничные отношения во взрослом возрасте. Если не пройти этот период в детстве, то в будущем могут возникнуть проблемы с личной жизнью. Ребенок будет влюбляться в людей, у которых уже есть пара, бессознательно стремясь завершить затянувшийся конфликт. Стадии 7-12 и 12-18 лет В этом периоде находится моя старшая дочка, ей 11 лет. Сейчас она учится общаться и дружить, пробует себя в разных занятиях. Получает удовольствие от успехов в учебе, спорте или хобби. Я поддерживаю интересы дочки и поощряю любые начинания. В период полового созревания сексуальная энергия просыпается и направляется на создание близких отношений со сверстниками противоположного пола. Личный опыт. Моя дочка прощается с детством. У нее сейчас очень травматичный период: она не знает, какой будет в будущем, ее тело меняется. Она отвергает семейные ценности и обретает свои идеалы, непонятные и странные для меня с мужем. Мы это принимаем и не противимся естественным процессам взросления ребенка. Я улыбаюсь, когда моя дочка «буркает» на меня, не соглашается с моим мнением. Во мне эти перемены вызывают радость. Если я буду противиться, лезть с наставлениями к ней и не давать проявлять самостоятельность, то она и в 30 лет будет беспомощным ребенком, ожидающим подсказки. Результат правильно пройденной стадии: ребенок становится взрослой, самодостаточной личностью, опирается только на себя и не зависит от мнения окружающих. Если ребенок не попрощался с детством, ему сложно самостоятельно принимать решения. Он все время ждет подсказки, помощи, безусловной любви и заботы. Взрослый ребенок чувствует вину перед родителями, которая мешает ему по-настоящему повзрослеть. Мое жесткое табу — ремень и повышение голоса И это не обсуждается. Прежде чем обрести внутреннюю опору на себя, ребенок опирается на родителей. Они дают ему своей заботой и любовью ощущение, что он важен и нужен. Крайне негативно влияет на детей любое насилие со стороны родительской фигуры: крики, оскорбления, угрозы, шлепки, тумаки, щелбаны, изгнание в угол, удары ремнем или руками. В таком случае ребенок не находит в маме с папой опору и вырастает неуверенным, с ощущением ненужности и никчемности. Когда вы бьете ребенка или кричите на него, он не перестает любить вас. Он перестает любить себя. Родители — это пример для ребенка, об них он учится. Не допускайте насилия и по отношению к другим взрослым, и к себе. Как избавиться от чувства вины перед ребенком Когда я воспитывала первого ребенка, у меня не было тех знаний, которыми я владею сейчас. Хотелось, чтобы дочка была тихой, не кричала и не злилась. Сейчас я осознаю эти ошибки и не допускаю их в воспитании с тройняшками. Да, это грустно. Но прошлого не изменить, и я сказала себе: «Я не знала, как сделать лучше. Если бы мне было это известно, я бы поступила иначе». Если у вас есть чувство вины из-за неправильного воспитания детей, простите себя. Для мозга нет прошлого и будущего. Он руководствуется настоящим. Ваши прошлые ошибки, за которые вы себя терзаете, он воспринимает за настоящие. Чувство вины забирает очень много энергии. Детская психика адаптируется, если вы осознанно поменяете свое поведение в воспитании детей. Прощайте себя. Дайте себе полную свободу и более того право на ошибку в будущем: вы живой человек! Фото: VOSTOCK Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассниках» !

Как Зигмунд Фрейд помогает мне воспитывать тройняшек и подростка: колонка мамы
© Letidor.ru