Правительство одобрило запрет высаживать детей-безбилетников из автобусов
Как часто детей-безбилетников высаживают из автобусов и маршруток, неизвестно — статистики нет, а огласку такие инциденты получают в СМИ и соцсетях далеко не всегда. Председатель правления межрегионального фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислав Антонов сам был свидетелем подобной ситуации — в прошлом году в Новосибирске он помог ребенку добраться до дома. Ростислав Антонов председатель правления межрегионального фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» «На выезде из города ребенка высадили на холод, в мороз, без денег. Я находился там просто случайно, проезжал мимо, увидел плачущего ребенка. Ребенок ехал с тренировки, не хулиган, домашний абсолютно ребенок. Для него это была шокирующая ситуация. Его подвезли, а дальше он уже дошел до дома. Понимаете, я никуда особо не обращался. Я просто написал в социальных сетях, а дальше уже подключилась полиция и все подключились, начали разбираться. Я так понял, что никого не наказали особо. За зиму только по Новосибирску несколько случаев происходит». В январе этого года в Рыбинске семилетнего ребенка выгнали из маршрутки — ему не хватило рубля на билет. На нужной остановке мальчика ждала мама. Но ребенок не доехал, и хорошо, что у него был мобильный телефон. В феврале 12-летнюю школьницу водитель оставил на оживленной трассе возле пустыря. За проезд девочка заплатила и попросила высадить ее на определенной остановке, о чем водитель позабыл, а когда вспомнил, высадил в безлюдном месте. Новый закон поставит точку в вопросе — высаживать или нет ребенка, говорит заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. Владимир Афонский заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству «Будет предусмотрена в КоАП, видимо, ответственность должностных лиц. Надо обязательно будет доехать до конечной остановки, сообщить родителям, в соответствующие инстанции — и будет прописана нормативка в соответствии с тем законопроектом, который мы примем. Если ребенок проехал бесплатно и у него отсутствует ученический билет или какой-то документ, который позволяет ему проехать, то, соответственно, плату будут вносить родители, с которыми будут связываться». Механизм возмещения родителями оплаты проезда будет прописан региональными минтрансами. Однако в Уголовном кодексе уже есть статья 125 — «оставление в опасности». Она предусматривает до года лишения свободы и действует, если виновный должен был заботиться, в данном случае о ребенке. Почему эта статья не работает, когда детей высаживают из транспорта, объясняет глава коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Евгений Корчаго глава коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» «Дело в том, что понятие «был обязан заботиться» относится в первую очередь к родителям либо к лицам, к которым эта обязанность установлена законом: например, воспитатели детских садов, учителя. В принципе формально можно было привлекать. Просто вопрос доказывания, насколько лицо было не в состоянии заботиться о себе. Как правило, если мы говорим по малолетству, то здесь не все несовершеннолетние дети, а дети до 14 лет. То есть если ребенок старше 14 лет, то получается, что тоже статья эта не подходила». Как говорят юристы, правоохранители берутся за такие дела неохотно — доказать, что была опасность, трудно, да и родители пострадавших детей часто не стремятся привлекать виновных к уголовной ответственности и ограничиваются жалобой в транспортную компанию.