Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

"Дети стали гораздо меньше играть": что влияет на успешность учеников в школе и в жизни

Александр Веракса — доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования и заведующий кафедрой психологии образования психологического факультета — в течение нескольких лет вместе с коллегами исследовал когнитивное развитие детей в разных регионах России, посещающих детский сад и начальную школу, для того чтобы выяснить, какие факторы больше всего влияют на успешность в учебе. Исследование нашло свое продолжение в крупном федеральном проекте "Растем с Россией", в котором приняли участие 200 школ и детских садов, более десяти тысяч детей. Теперь и другие педагоги смогут использовать методики Александра Вераксы в работе.

"Дети стали гораздо меньше играть": что влияет на успешность учеников в школе и в жизни
Фото: ТАССТАСС

О самом важном факторе успешности ребенка

Видео дня

Когда мы начинали исследование, то хотели посмотреть, что же самое важное в становлении ребенка, какой фактор больше всего влияет на его развитие? Образовательная программа, ее содержание, обстановка в семье? Нужно было лонгитюдное исследование, то есть наблюдение за развитием ребенка на протяжении долгого времени: и в детском саду, и в школе. Мы пришли к выводу, что сейчас определяющий признак успешности ребенка — способность к саморегуляции. Она влияет и на социальное развитие, и на успехи в учебе и работе, и на умение строить отношения.

Саморегуляция — это умение контролировать свое поведение, реакции, сдерживать импульсы, переключаться с одного на другое, сознательно удерживать внимание. Это то, что еще в советское время выделялось как компонент готовности детей к школе, но не было в такой степени проработано концептуально. Если у ребенка хорошая саморегуляция, он усидчив, готов четко выполнять инструкции учителя, то у него высокие шансы стать успешным учеником, построить успешную карьеру.

О детях с проблемами самоконтроля и СДВГ

Не стоит думать, что невнимательные дети, дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — прим. ) точно будут неуспешны. Очень важно как можно раньше узнать об особенностях развития ребенка. Потому что если в дошкольном возрасте для коррекции поведения нужна одна единица времени, то в школе этого времени нужно гораздо больше, а там, к сожалению, его, как правило, нет.

Дети с СДВГ — это дети со сложностями в управлении собственным поведением. То есть как раз с проблемами самоконтроля и саморегуляции. И перед педагогами стоит задача дать ребенку средство управления собственным поведением. Эта задача не решается без взрослого.

Важно научить ребенка сначала ставить цель, потом идти к ней. Как показывает наш опыт, это можно сделать в проектной деятельности, которая доступна уже детям в 4 года.

Когда ребенок проявляет к чему-либо интерес, задача взрослого услышать его — не имеет значения, какой вопрос вызвал интерес, о чем он, главное, что он исходит от ребенка. И задача взрослого — поддержать его, развернуть деятельность, которая завершается получением определенного результата. Важно, чтобы ребенок понял: для того чтобы получить качественный ответ, важно пройти определенный путь, обратиться к источникам, включая родственников, знакомых и сверстников. И тогда со временем меняется структура его деятельности, от действий импульсивных он переходит к действиям, которые приводят к решению познавательной задачи. Ребенок начинает идти к своим целям, регулировать свое поведение, чтобы ее достичь.

Мы надеемся, что наши рекомендации и методики будут полезны и психологам, и педагогам. Педагоги получают конкретные образовательные технологии, которые помогают подобрать наиболее эффективные средства обучения для каждого ребенка в зависимости от особенностей его психического развития.

О слабом эмоциональном развитии детей

Эмоциональное развитие — это то, насколько ребенок понимает свои и чужие эмоции, насколько умеет эти эмоции выражать, понимает, как их изменить.

Проблема в том, что в системе образования мы традиционно привыкли смотреть в первую очередь на интеллектуальное, когнитивное развитие ребенка. Так, к сожалению, сложилось, что эмоциональное развитие всегда было на втором плане, считалось, что оно проходит во многом спонтанно в условиях образовательного учреждения. Сейчас с появлением новых форм обучения, агрессивной цифровизации возможностей для гармоничной социализации детей стало объективно меньше.

Мы должны ребенка обучить тому, что такое эмоции, показать ему связь этих эмоций с ситуациями, в которых они возникают, дать те способы реагирования, которые являются приемлемыми в обществе.

Например, ребенок злится и ломает лопатку в порыве гнева. Нам нужно сделать так, чтобы он понимал свое состояние, чтобы в момент, когда эмоции захлестывают его, он мог с этим состоянием справляться, менять его.

Об индивидуальном подходе, самостоятельности, домашнем обучении и больших классах

Сейчас в детском саду и школе обучаются группы детей примерно по 30 человек, и хотя одномоментно присутствуют не все, надо признать, что количество, превышающее 15, для педагога уже сложно для организации индивидуального взаимодействия.

Масштабных исследований, которые бы могли рассказать о последствиях домашнего обучения или обучения в мини-классах, в мини-группах, в нашей стране пока не проводилось. Индивидуальное общение с педагогом — это здорово, но коллектив как условие социализации ребенку необходим. Только в группе сверстников он всегда получает обратную связь от детей. Этим и ценен детский сад. Дети должны учиться самостоятельно решать свои проблемы.

Проведенные нами исследования показали неожиданный результат. В детских садах, где педагоги меньше реагируют на конфликты детей, где дети имеют меньше возможностей быть в одиночестве, то есть где присутствуют обстоятельства, которые традиционно относились к негативным характеристикам образовательной среды детского сада, понимание эмоционального развития у дошкольников было выше. О чем это говорит? Можно интерпретировать это так, что потребность во взаимодействии со сверстниками стала столь высока, что она реализует себя максимально даже в сложных ситуациях детского взаимодействия, которого в современном обществе не бывает "мало".

Сейчас многие родители из-за собственной тревожности на детских площадках очень активно включаются во взаимодействие детей, даже прерывают его, не дают детям выйти из ситуации самостоятельно. Чаще всего дети одного возраста могут разобраться в своих проблемах самостоятельно, взрослый нужен, чтобы обсудить проблему после, задуматься над произошедшим, но не выступать в роли кукловода.

О "развивашках", родительских амбициях и отсутствии игры в жизни ребенка

Родители хотят от дошкольного учебного заведения в первую очередь интеллектуального развития детей, поскольку в этом, на наш взгляд не всегда обоснованно, видят залог успеха. "Развивашки" практически с рождения, чтение с двух лет, иностранные языки. Дети приходят в первый класс уже с приличным багажом знаний, но успешными в учебе становятся далеко не все, потому что в погоне за ранним интеллектуальным развитием, стремлением научить ребенка как можно раньше считать, решать задачи, читать, родители не задают себе вопрос: а как мой ребенок проживает детство?

Времени на детство остается гораздо меньше, чем нужно. Детство не проживается полноценно, в его классическом варианте, потому что самый эффективный, продуктивный способ освоения мира для ребенка — это игра. Дети очень мало играют, а это приводит к слабой саморегуляции, к низкой мотивации учиться, без которой в старших классах достижение серьезных результатов невозможно.

И если игры нет, ей на смену приходят гаджеты, где много всего, кроме ценностных ориентиров. По сути ребенок не успевает к школе созреть эмоционально, хотя и готов технически. Этому способствуют и родители, которые ориентируют ребенка на достижения, победы, вместо того чтобы ориентировать на деятельность и процесс.

О гаджетах в жизни ребенка

Чтобы говорить о вреде, пользе и влиянии на учебу гаджетов, важно понимать, где и когда мы даем их детям.

Гаджеты на занятиях, конечно, дают объективно больше возможностей. И если они использованы в контексте, позволяющем взаимодействовать с ребенком в форме интересной презентации и более удобного поиска материала, то да, они полезны.

Если на уроке истории учитель часть материала преподносит с помощью интерактивной доски, дает задания, которые надо выполнить в планшете, если это обогащает урок, делает его интереснее, динамичнее, то это, конечно, плюс.

Если ребенок смотрит мультик с мамой и папой в планшете или ноутбуке — это хорошо. В процессе просмотра он может задать вопросы родителям, что-то обсудить. Но мы видим обратную ситуацию, что ребенок как раз проводит с гаджетом много времени один. Более 70% детей дошкольного возраста заявляют об этом.

Минусы гаджетов — это пассивность ребенка. Никак не задействуется его активность. Взрослого нет рядом, ребенок почти никогда не нажимает на паузу, чтобы подойти к родителю и что-то спросить, понять для себя какой-то контекст увиденного, услышать обратную связь.

Разработчики приложений не заинтересованы в их глубоком содержании, это содержание довольно низкого уровня, нужно это признать, потому что основная задача разработчиков — сделать так, чтобы ребенок провел как можно больше времени внутри программы. Они строят обучение по методу проб и ошибок: сделал, нажал — получил обратную связь. Это не направленное, осмысленное обучение, а обучение наиболее примитивное.

Еще один минус — есть стороны жизни, которые цифровая среда заменить не может. Гаджеты не учат и не объясняют, что такое человеческие ценности, мораль, этика. Цифровая среда построена по хаотичному, неструктурированному принципу.

Конечно, невозможно заменить общение взрослого и ребенка никакими технологиями. Мы видим последствия неконтролируемого использования гаджетов детьми и уменьшение межличностного общения — они печальны.

О готовности детей к школе

Дело в том, что детство — это не только период в жизни ребенка. Детство, согласно психологу Льву Семеновичу Выгоскому, характеризуется особым отношением к миру. В детстве ребенок не только играет, он исследует, проверяет, творит, открывает новое. Для него нет невозможного. Если детство не прожито полноценно, эта потеря невосполнима. Не случайно выдающийся детский психолог говорил о необходимости амплификации, то есть насыщении детства максимально соответствующими возрасту дошкольника видами активности. Эту смелость к познанию и изобретению, которая рождается в детстве, дошкольник проносит через всю свою жизнь. Она является основой развития личности и ее готовностью продуктивно взаимодействовать с миром.

Если психолог говорит, что 6-летний ребенок эмоционально не созрел к школе, а интеллектуально, напротив, готов, лучше оставить его на год дома. Если родитель чувствует, что ребенку нужно еще время, чтобы гармонично прожить детство, то такую возможность ему лучше дать.

, Константин Крашенинников