Когда старшие дети могут присматривать за младшими?

Родители всегда с большим интересом наблюдают за взаимодействием своих деток, как старший ребенок реагирует на появление нового члена семьи, будет ли готов с ним играть, делиться своими игрушками, помогать справляться с новыми хлопотами и трудностями. Если адаптация к новым условиям у семьи проходит успешно, и старшему ребенку не приходится бороться с ревностью и сомнением что его больше не любят, из него часто получается надежный и ответственный помощник, готовый ухаживать за братиком или сестричкой. Какие нюансы следует учитывать, делегируя часть родительских полномочий старшим детям? В каком возрасте ваш старший ребенок готов адекватно оценить окружающую обстановку и свои действия? Как формируются и развиваются навыки общения у детей? В первую очередь, следует учитывать, что ребенок в возрасте, условно, от 0 до 3 лет полностью зависим от взрослого, начиная от ухода и заканчивая игрой и коммуникацией. В этот период сверстники не очень-то его интересуют. Главный источник общения — это родитель или другой взрослый, который способен предложить игру, быть в ней ведущим, показать, организовать и научить. В таком раннем возрасте речи о том, чтобы присмотреть за еще более младшим братом или сестрой и быть не может. Младший член семьи выступает лишь в качестве объекта, который интересен на некоторое время. Важная задача родителей на данном этапе — постепенно приучать старшего ребенка к тому, что в доме появился еще один родной и близкий человек. Можно говорить следующие слова: «Он еще маленький, но скоро с ним будет интересно и весело играть. Малыш пока мало что умеет, но обязательно научится, если мы ему в этом поможем. Ты можешь попробовать аккуратно покормить его или переодеть, показать какие игрушки у тебя есть» и т.д. Возрастной период от 3 до 7 лет носит название дошкольного детства и характеризуется качественно новыми преобразованиями в коммуникативной сфере. Теперь ребенок все больше интересуется другими детьми, приобретает важные навыки в общении (благодаря взрослым), имеет представление о том, во что можно поиграть со своими сверстниками, а от детишек постарше перенимает необходимый опыт. Свою роль играет и речевое развитие, как правило, в это время малыш уже много чего может сказать и объяснить. И, в целом, ребенок учится воспринимать себя в этом мире, как отдельную личность (а не единое целое со взрослым), лучше осознавать свои интересы и желания. Для того, чтобы учить присматривать и ухаживать за младшими детьми, но не оставлять одних (!), возраст 5-7 лет является подходящим. Начиная с 3 лет, ребенок начинает усваивать правила и нормы поведения, стремится во всем подражать взрослому, развиваются навыки сюжетно-ролевой игры («дочки-матери»). Доверить посильные задачи, связанные с присмотром за младшим членом семьи можно, но важно помнить, что для ребенка это игровая форма взаимодействия, нельзя возлагать на него высокую ответственность (сопряженную с риском для жизни и здоровья) и ругать за неудачи. В противном случае у старшего чада закрепится негативное воспоминание, которое в дальнейшем будет мешать правильно построить отношения с младшим братом или сестрой, без ревности и ощущения несправедливости по отношению к себе. К примеру, можно поручить старшему ребенку отвлечь малыша игрой или звонкими игрушками, в то время как мама отлучится на пару минут на кухню. Или можно попросить помочь одеть малыша на прогулку, покормить с ложечки или из бутылочки, покачать в кроватке, если проснулся и т.д. Только посильные и соответствующие возрасту задачи. Дальнейшее взросление старшего ребенка связано с началом учебной деятельности, которая требует от него умственной, моральной и физической готовности. Необходимость посещать школу, выполнять домашние задания отнимает немало сил. Часто случается так, что дети устают, нуждаются в отдыхе и поддержке со стороны родителей. Поэтому требовать от ребенка в этот период, чтобы он присмотрел за младшим нецелесообразно. Важно, чтобы это носило не принудительный характер, а имело форму просьбы. Например: «Сможешь почитать сестре сказку, пока я приготовлю вам обед?», «Ты поможешь мне уложить брата спать?», «Не мог бы ты проследить, чтобы малыш не кидался едой и не перепачкался?» и т.д. Обязательно хвалите старшего ребенка за успешное выполнение ваших поручений, тогда он будет горд собой и в следующий раз с большей охотой согласится на просьбу о помощи. Самое главное — не забирать у более взрослого чада его собственное время, «личное пространство». Психологи часто сталкиваются с тем, что в зрелом уже возрасте человек избегает или откладывает рождение собственных детей, потому что для него это «лишние хлопоты», «отсутствие свободного времени» — эти установки он усваивает из собственного детского опыта. Подростковый или отроческий возраст с 10-11 до 14-15 лет — время, когда к ребенку постепенно приходит осознание того, что его детство постепенно завершается, начинается переход к взрослости. Как правило, подростки в этот период начинают больше рефлексировать, осознавать себя как индивидуальность, стремиться к самостоятельности. Сравнивая себя с младшими детьми, они понимают, что сами уже не такие «малыши». Взаимодействие с меньшими по возрасту раскрывается уже по-новому. К примеру, у девочек чаще появляется желание опекать младших, заботиться о них, а мальчики готовы вступиться и защитить, если обидели маленького брата или сестру. Примерно с 12-летнего возраста старшего ребенка многие родители постепенно доверяют им присмотр за младшим, оставляют таких детей одних. При этом, конечно, необходимо правильно соотносить возраст и особенности младшего ребенка. Если это совсем младенец, то лучше все-таки оставить его с более опытным взрослым человеком. А если речь идет о 5-6 летнем отпрыске, то в большинстве случаев подростки справляются с задачей. Причем, часто в таком общении преобладают уступки, понимание и чувство ответственности. Старший получает возможность самоутвердиться в роли взрослого, поделиться с младшим своим опытом, стать для него авторитетным, знающим лицом, во многих ситуациях даже советчиком. О чем нужно помнить? Оставляя несовершеннолетних детей одних дома, важно помнить о том, что ответственность за их жизнь и здоровье лежит, прежде всего, на родителях. Поэтому старайтесь, чтобы такие обстоятельства случались как можно реже. Важно проводить с детьми профилактические беседы, чтобы максимально подготовить их к самостоятельному пребыванию дома. В современных условиях организовать это стало проще. Позаботьтесь о безопасности: на ручках оконных форточек можно установить ручки с замками во избежание несчастных случаев, предупредить детей о том, что ни в коем случае не следует никому открывать входную дверь. Обязательно расскажите о технике безопасности при работе с электро- и газовыми плитами, а также с другими приборами, работающими от электросети.

Когда старшие дети могут присматривать за младшими?
© Medical Note