Рубрика "Спасибо за город" Когда у человека зарождаются ориентиры его «взрослого» жизненного пути? Когда возникают вопросы выбора будущей профессии? Ответы на эти и многие другие вопросы знает мастер производственного обучения МБУДО «Межшкольный учебный комбинат», «почетный работник общего образования» с более чем тридцатилетним педагогическим стажем, Татьяна Литвинова. О поисках себя Татьяна Александровна – коренная югорчанка. Родилась в Саранпауле, но все детство провела в Ханты-Мансийске. В общественную жизнь окунулась еще в школе, где была заядлой активисткой. Хватало сил, времени и желания, чтобы работать в Комитете комсомола, участвовать в знаменной группе, заниматься любой, как тогда говорили, культ­массовой работой. После школы поступила в Ишимский государственный пед­институт, где началось формирование характера будущего Педагога – именно так, с большой буквы. – Получив диплом, я устроилась в одну из школ на юге Тюменской области, но со временем тоска одолела, – улыбается Литвинова. – Загудит где-то автомашина, а мне все кажется – моторка по реке плывет. У меня же отец – знатный охотник и рыбак, и я все детство провела в тайге и на реке. Вот я и вернулась в родной город. Соскучилась. Поначалу работала по специальности – учителем начальных классов, но вскоре решила сменить профиль: – Почувствовала необходимость перемен и выбрала другое направление. В 2001 году перешла работать педагогом в учебно-производственный комбинат, который некогда окончила со специальностью «швея». Это стало для меня новой ступенью профессионального роста. Гимнастика для ума Педагог Литвинова сама всю жизнь не перестает учиться, старается держать руку на пульсе и соответствовать высокому званию Учителя. Например, когда стала вести направление «делопроизводство со знанием кадровой работы» и почувствовала необходимость в повышении квалификации, то сразу же поступила в Тюменский государственный университет и вскоре получила диплом юриста. – Прежде всего, дети должны понимать, что я – профессионал, – считает Татьяна Александровна. – В результате у них возникает чувство уважения к преподавателю и, как следствие, интерес к предмету обучения. Кстати, и директор нашего учреждения Надежда Петровна Черняева подталкивает коллектив к профессиональному росту. Она – всадник, который всегда скачет впереди… Со временем она взялась и за другое направление деятельности – подготовку детей к школе. Сегодня ханты-мансийские ребятишки с огромным желанием занимаются на курсе «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики, лепке из пластичных материалов, получая базовые конструкторские навыки, столь необходимые для будущих инженеров и конструкторов. Голова идет кругом, когда моя собеседница просто перечисляет те предметы, которые она изучила сама и теперь обучает, – «пальчиковая гимнастика», ментальная математика и многое-многое другое. Но в «сферу интересов» Литвиновой входят не только малыши: – Для старшеклассников я веду курс секретарей судов, основы государства и права. Это является в том числе и прекрасной дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ. В результате при должном усердии молодые люди становятся настоящими «ходячими справочниками». Заодно и меня подталкивают развиваться… Маленькие взрослые О своих подопечных Татьяна Александровна говорит только в превосходной степени, а на вопрос о том, чем отличаются ученики сегодняшние от прежних, ненадолго задумывается: – Прежде всего, самостоятельностью. Раньше дети в своей массе были просто детьми, а сейчас многие из них – это маленькие взрослые. С ними сложно, но интересно. А как же быть с озорниками и шалопаями, которые неизбежно обнаруживаются в каждом детском коллективе? У моей собеседницы есть собственные методы работы с «особенными детьми»: – Главное – не противопоставить ребенка коллективу. Был у меня мальчик, который в начале учебного года недели две всячески мешал занятиям, сидел под партой, кукарекал и мяукал. Остальные дети начали возмущаться, но я остудила их пыл: «Ребятишки, не обращайте на него внимания, он же еще такой маленький!». И действительно, вскоре мальчик втянулся в процесс обучения, а однажды обхватил мою ногу со словами: «Учительница, я тебя так люблю!..» По мнению педагога, рецепт успеха прост: «Главное – поймать ниточку детского интереса и зарекомендовать себя в глазах детей». – А еще каждому ребенку надо дать кусочек своего тепла. Правда, сейчас я осознала, что в свое время собственным, родным детям этого тепла недодала. Все время торопилась, прибегала вечером домой, а все разговоры по-прежнему о других «машах-петях-колях». Сейчас пытаюсь восполнить ту нехватку внимания домашним. Своих не бросаем! – Конечно, сейчас у всех возникли свои сложности. Учеников-то у меня много, больше ста. Стараюсь не просто давать им задания, а отправлять обучающие ролики, оказывать любую посильную помощь. Кроме выполнения обязательной программы, Татьяна Александровна дает подопечным и дополнительные знания: – Их родители и без того загружены, поэтому необходимо, чтобы дети выполняли задания самостоятельно. Дети должны обучаться с моей помощью! Кстати, обучение у Литвиновой давно считается среди родителей Ханты-Мансийска большой удачей. В пабликах соцсетей нередко можно прочитать о том, что опытные папы и мамы советуют землякам именно к ней определять своих чад. В конце обучения Татьяна Александровна не просто вручает выпускникам сертификаты, а обязательно подводит итоги, дает родителям рекомендации, на какое направление обратить особое внимание в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Все это может оказать неоценимое значение для выбора его последующего жизненного пути. И дети чувствуют такое отношение. А потому даже спустя годы высказывают слова благодарности своему педагогу. – А ведь еще я – председатель профсоюзного комитета. Сейчас, в период карантина, обзваниваем «своих» пенсионеров, выясняем, какая помощь им необходима. Мы своих не бросаем! – говорит собеседница об очередной своей «общественной нагрузке». О жизненной позиции «Тридцать лет и три года» учит детей Татьяна Александровна. В таком ритме жизни у нее практически нет выходных. В редкие свободные дни она снова готовится к очередным занятиям. Еще меньше их было в те недавние времена, когда Литвинова возглавляла представительство Тюменского государственного университета и работала со студентами: – Однажды с ужасом сообразила, что несколько лет подряд не имела полноценного отпуска. Когда он наступал по основному месту работы, то у абитуриентов начиналась горячая пора… Таково уж ее жизненное кредо: делом надо заниматься всерьез или не заниматься совсем. Впрочем, иногда Татьяне Александровне удается найти ввремя для своих увлечений. Она очень любит шить и вязать, создавать уют дома и на даче, а еще замечательно готовит. – У меня есть мама, которой скоро исполнится восемьдесят лет, прекрасный муж, две взрослые дочери, трое внуков. А еще есть любимое дело, поэтому я – счастливый человек! Автор: Андрей Рябов

Счастливый педагог
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска