Художественный руководитель студии эстрадного вокала «Хрустальная капель» рассказала о работе коллектива
Педагоги балашихинской студии эстрадного вокала «Хрустальная капель» продолжают заниматься с воспитанниками в режиме онлайн. Дети работают над вокальными элементами, разбирают новые песни, делают артикуляционную гимнастику и повторяют скороговорки. О настоящем, прошлом и будущем студии «Большой Балашихе» рассказала художественный руководитель Наталья Ребченко. — Наталья Владимировна, как организованы занятия в условиях карантина? — В марте мы перешли на удалённую форму работы. У коллектива это первый такой опыт. Педагоги показывают и рассказывают, что необходимо сделать, дети выполняют и скидывают нам видео. Мы говорим, что нужно исправить, доработать. Конечно, онлайн всё это делать сложнее, но мы справляемся. На самоизоляции дети очень скучают друг по другу и по нам. Одно дело общение по скайпу, и совсем другое дело — общение вживую. Количество занятий мы сократили — понимаем, что у детей большая нагрузка в школе, сложно быть весь день около компьютера. Ребята из старших и средних групп много трудятся самостоятельно, понимают, что связки надо постоянно «качать» — если ты несколько дней не поёшь, они ослабевают. Одна девочка в ансамбле настроена на Гнесинку, каждый день она трудится, чётко присылает все выполненные домашние задания. Младшие ещё не вполне это осознают, поэтому могут пропустить занятие или что-то не выполнить. — Как вы пришли к созданию студии эстрадного вокала? — Наш ансамбль появился семь лет назад, когда я работала в комплексном молодёжном центре «Спутник» руководителем клуба молодой семьи «Хрустальный дом». Туда ходили и ходят творческие дети и их родители. Мы много пели, выступали. И мне пришла идея давать не просто мини-концерты, а стать настоящим эстрадным коллективом. — Откуда взялось название «Хрустальная капель»? — У нас в группе были одни девочки, они все пели нежными голосами, ходили в белом, и Галина Корягина, которая была тогда заместителем начальника управления культуры администрации Балашихи, назвала нас «хрустальными». Так и появилась «Хрустальная капель». Название подходит для ансамбля, ведь наши дети светлые и красивые, как хрусталь. — С детьми какого возраста вы работаете? — В ансамбле занимаются около пятидесяти детей от пяти до восемнадцати лет. Все они распределены в группы — младшую, среднюю и старшую. Сожаление вызывает дефицит мальчиков в коллективе. У нас один мальчик в младшей группе, другой выпустился. Занятия ведут четыре педагога. Вокал — Наталья Кучма и Ирина Музалева, хореографию — Екатерина Яковенко. Я преподаю сценическую речь и сценическое мастерство. Дети у нас, когда поют, всегда двигаются, поэтому на сцене получается целая композиция. В ансамбле тёплая домашняя обстановка. Мы дружные, сплочённые и родные друг другу. Дети называют меня второй мамой — это трогательно и приятно! — Как происходит набор в ансамбль? — Через конкурсный отбор. Прослушивания проводим ежегодно в начале сентября. Из двадцати человек отбираем примерно пять-шесть. Как правило, дети в среднюю и старшую группу приходят уже подготовленные, так как практически все параллельно учатся или учились в музыкальных школах. В младшую группу — от пяти до семи лет — мы берём всех, потому что очень сложно понять способности ребёнка с первого раза. — Как обычно проходят учебные будни в нормальном режиме? — Ребята занимаются с понедельника по пятницу, четыре часа в неделю: два часа вокалом, по часу — сценическим мастерством и хореографией. Занятия начинаются во второй половине дня. Кроме групповых занятий есть также индивидуальные. Сольным вокалом занимаются те, кто изъявил такое желание. Мы стараемся всё успевать, всё делаем параллельно — кто-то готовится к конкурсу, кто-то к выступлению на концерте, а кто-то разучивает сложную, многоголосую песню на английском языке. — Где можно услышать ваш коллектив? — Мы постоянные участники городских мероприятий. Выступаем на Международный женский день, День Победы, День защиты детей, День молодёжи, на выпускных балах и других праздниках. Кроме работы на больших площадках, нас приглашают разные учреждения, например, перинатальный центр или дом ветеранов. В ноябре у меня был юбилей и мы дали большой концерт в «Подмосковных вечерах». Зрители нас любят, всегда радостно встречают. — Часто представляете Балашиху на конкурсах? — Да, на конкурсах разного уровня. Один раз в год мы ездим в дальнюю поездку — в Самару, Сочи, Санкт-Петербург, Казань. Последний раз выезжали в Великий Устюг. Большинство конкурсов проходит в Москве, реже — в Красногорске. Есть сложные конкурсы, например, конкурс композитора Анны Петряшевой «Свободная птица» или композитора Александра Ермолова «Мы вместе». На них съезжаются талантливые дети, в том числе участники программы «Голос». Есть конкурсы, в которых победить достаточно легко и отправлять туда детей сразу не стоит. Приведу пример — конкурс «Берег побед», который проходит в Сочи, по уровню проще. Ребёнок едет туда, и ему присваивают звание лауреата первой, второй степени. Затем этот же ребёнок приезжает на «Свободную птицу» — и ему дают просто диплом участника, ну а дальше слёзы и нервный срыв… — Какие награды вы бы отметили особо? — Наших наград не сосчитать. Самая высшая — это лауреат первой степени, второй, третьей. Дальше идут дипломанты, затем просто участники. Дипломантами мы становимся крайне редко, практически всегда лауреаты. У нас много кубков, часть из них хранится даже у меня дома. Награды за индивидуальный вокал дети забирают домой. Одна из значимых наград — кубок за победу во всероссийском вокальном конкурсе «Голос Карибии», также у ансамбля есть Гран-при международного конкурса «Звездопад талантов». В прошлом году на конкурсе Игоря Крутого «Добрая волна» нашу воспитанницу Настю Фёдорову удостоили звания лауреата и наградили поездкой в Казань. Там она участвовала в мастер-классе звёзд эстрады. — Есть ли у артистов ансамбля собственные приметы перед выходом на сцену? — Да, есть. Ребята встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, говорят напутственные слова и выходят. С ними всегда рядом мы, педагоги. Всегда перекрестим перед выходом на публику, поддержим и успокоим. — Каков музыкальный репертуар, над которым работает ансамбль? — Репертуар ансамбля очень разнообразен — патриотические песни, народные, эстрадные. Большинство песен принадлежит композитору Анне Петряшевой. Мы с ней сотрудничаем, а потому у нас часть песен выкупленных, часть выигранных и подаренных. Анна проводит творческие встречи, если ей понравилось, как дети исполняют её песню, то в качестве награды она может подарить им композицию. — В чём особенность вашего ансамбля? — С детьми из ансамбля мы занимаемся не только вокалом, уроками, но и выезжаем в творческий лагерь на природу, собираемся на весенних, осенних каникулах. Живём неделю в комфортных условиях, плаваем в бассейне, занимаемся танцами и театром. С нами вместе отдыхают военные отряды с мальчишками. Мы их приглашаем к себе на концерты, а они нас к себе на мастер-классы. Наши девчонки знакомятся с оружием, учатся стрелять. Вечерами у нас проходит тематическая «Свеча» — я рассказываю притчи, мы анализируем разные жизненные ситуации. Это очень нравится детям и очень их сближает. В ансамбле нет старших и младших, мы все вместе. — Какое место «Хрустальная капель» занимает в вашей жизни? — Основное, после моего ребёнка. Это мой второй дом, мы всегда на связи. Дети мне могут позвонить не по музыкальным вопросам, а просто что-то рассказать, чем-то поделиться. Я всегда выслушаю, если надо, дам совет. С детства говорила, что хочу быть педагогом, музыкантом — постоянно играла в куклы, учила их. Когда была в четвёртом классе, занималась с девочкой из неблагополучной семьи. Каждый день приводила её к себе домой, учила читать, писать. Все удивлялись, откуда у меня столько терпения и сил. В конце четвёртого класса у меня был свой ансамбль. В него я пригласила девочек со двора, моя мама сшила костюмы. Я отпрашивала детей у родителей, строила их парами, мы приходили в детский сад и выступали. — Вы родились в творческой семье? — Мой папа играл в ансамбле на трубе, владел гитарой, у него был красивый голос. Я училась в музыкальной школе, играла на фортепиано, пела в хоре. Мой сын окончил музыкальную школу. Поскольку всегда хотела быть учителем, моё первое образование — учитель начальных классов. Я окончила институт культуры и искусств при педагогическом университете в Москве. После техникума работала педагогом в гимназии, в детском саду, в молодёжном центре «Спутник», ну а потом посвятила жизнь ансамблю. С детьми мне работать нравится. Единственные сложности, которые могут возникнуть, — недопонимание с родителями. Мы ко всем детям относимся одинаково, всех детей любим, и неважно, какое место ребёнок занимает, что выигрывает. У нас в ансамбле человек ценен не своими кубками, а прежде всего сердцем и душой. — Поделитесь творческими планами? — Мы готовимся к 75-й годовщине Великой Победы. Будем запускать флешмоб военных песен онлайн. Для меня главное, чтобы дети стали настоящими людьми. Музыка развивает человека и обогащает. Как правило, дети-вокалисты не могут причинить зла другому человеку, и это очень важно. Для меня главное — через музыку воспитать личность. Когда приходит ребёнок одним, а уходит другим, изменившись в лучшую сторону, то для меня это победа. Впереди у ансамбля много новых свершений. Мы будем и дальше продолжать работать с любовью и душой.