Какие вопросы советует задавать ребенку логопед

Ребенок начал говорить, но многие звуки не выговаривает. Как понять, что пора обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно заниматься с ребенком дома? За подробной консультацией мы обратились к специалисту с 25‑летним опытом, практикующему учителю-дефектологу, преподавателю педагогического вуза Елене Шипиловой. Как истинный ученый для начала Елена Викторовна предложила определиться с терминами. – Большинство людей не воспринимают профессию логопеда серьезно и при упоминании о ней вспоминают образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» Ролана Быкова из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Многие считают, что логопед занимается с «нормальными» детьми, дефектологи – с детьми с проблемами в развитии. Но это заблуждение! Всегда, еще в советской логопедии, учителя занимались не только с детьми с нарушениями звукопроизношения и заиканием, но и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детьми, имеющими нарушения зрения, ментальными нарушениями. А сейчас логопеды занимаются и с детьми после кохлеарной имплантации. В компетенцию логопеда входит всесторонняя оценка речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться. Если ваш ребенок – школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать и о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими – это предмет заботы логопеда совместно с близкими людьми. Если обнаружено какое‑то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда – понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах. Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Коррекционные занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Если родители заметили проблемы в речи ребенка, возможно ли скорректировать их самостоятельно, без помощи логопеда? Какие приемы существуют для этого? – Я бы рекомендовала все же обратиться к логопеду, а после обследования ребенка определить направления совместной работы. Вообще без помощи родителей эффективность работы снижается. Если родители выполняют все рекомендации, находятся в «одной упряжке»: ежедневно выполняют упражнения, то время на исправление дефекта значительно сокращается. Всем родителям я бы посоветовала следить за своей речью. Это не только правильное звукопроизношение (без всяких «сю-сю»), но и правильный темп, развернутые предложения. Зачастую родители в разговоре с ребенком употребляют вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». «ты поел? ты руки вымыл?». А потом ребенок не знает, как отвечать, правильно строить предложения. Молодым родителям можно порекомендовать сразу начинать разговаривать с ребенком! Ребенок должен слышать речь (не мультики), слышать речевые клише! Ну и традиционно всеми специалистами рекомендуются упражнения артикуляционной гимнастики. В каком возрасте необходимо показывать ребенка логопеду? – Традиционно считается, что если ребенок до пяти лет не говорит, то ничего страшного не происходит. И, к сожалению, даже некоторые логопеды рекомендуют ждать. Но не для каждого ребенка такой подход верный! Если ребенок в три-четыре года не выговаривает звук «р», это норма и вызывать этот звук не имеет смысла (в норме – к пяти годам). Но если речь идет о более серьезных проблемах (ребенок не говорит, речь невнятная, страдают многие группы звуков), оттягивать поход к логопеду не нужно. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем больше вероятность исправить речь в короткие сроки. Например, фонематический слух легче исправить до пяти-шести лет, так как зона, отвечающая за восприятие человеческих звуков, формируется именно до этого возраста. Поэтому ждать до пяти лет не надо, лучше проконсультироваться в раннем возрасте! Елена Викторовна, я много слышала о логопедических группах. Многие родители скептически к ним относятся, считая, что там ребенок начнет говорить еще хуже. Так ли это? – Иногда в логопедические группы не попасть, потому что организованный коррекционно-педагогический процесс дает потрясающие результаты. Дети идут в школу подготовленными, могут читать, в большинстве случаев дефект исправлен. К сожалению, в логопедические группы направляют детей с тяжелыми нарушениями речи, а с нарушениями звукопроизношения дети занимаются в логопунктах, если они есть. В противном случае в школах много детей с проблемами в речевом развитии, которые приводят к нарушениям письменной речи и соответственно к трудностям в обучении. Все ли речевые проблемы у ребенка способен исправить логопед? – Если речевое нарушение самостоятельное, сохранен слух, зрение, психическое развитие, то логопед поможет. В других случаях требуется помощь дефектолога, сурдопедагога, невролога. Альбина Айдинова. Фото: pixabay.com

Какие вопросы советует задавать ребенку логопед
© Вечерний Волгоград