«Любое чтение на тему военного времени – это большой душевный труд, сложное переживание»: что, как и когда читать с детьми о войне
Книги о войне — важная часть воспитательного кода в нашей стране. Но как начинать их выбирать, читать и объяснять ребенку? На эти вопросы отвечают эксперты книжного клуба «Читариум». Оригинал интервью был опубликован на НЭН. Когда лучше всего начинать читать детям о войне как о явлении? Какая война, как тема, должна появиться в детской библиотеке первой – Великая Отечественная? А как было бы хорошо представить идеальный мир, где нет детских книжек о войне, да и вообще нет войны. Но ведь именно поэтому мы, взрослые, считаем, что так важно рассказывать и нести эту память дальше, беречь фамильные истории погибших и выживших в том страшном времени. О хрупком и бесценном мире. Чтобы не повторилось. Годам к шести у человека, живущего в нормальной российской семье, очевидно, уже сложилась некоторая «материальная» база впечатлений на тему 9 мая: фотографии и воспоминания старших поколений о родственниках – для современных детей это уже прапрадедушки и прапрабабушки, вероятно, их наградные знаки — семейные реликвии, московский парад Победы по телевизору или семейное участие в шествии Бессмертного полка в родном городе, местные достопримечательности, ленточка георгиевская, бережно повязанная на курточке, салют в вечернем небе. Если у родителей есть любимое ретро-кино о войне, то, разумеется, дошкольник его уже не раз видел и с разумными комментариями. Книги на самом деле читать и комментировать немного проще, чем пытаться самостоятельно рассказывать простыми словами (те, кто пробовал, знают). Из стихов – «Нет войны» Сергея Михалкова, «Мужчина» Валентина Берестова, можно выучить «На Земле безжалостно маленькой» Роберта Рождественского или «Дед Владимир, дед Николай» Веры Полозковой. Как правильно сформировать «военную» библиотеку? С чего начать – с энциклопедий или художественных произведений? Начать с себя. Вспомнить книги о войне из своего детства, благо найти их несложно – множество переизданий. Ориентироваться на возраст юного читателя, в первую очередь выбирая произведения о сверстниках, сборники рассказов. Детям о детях войны: «Кукла» Геннадия Черкашина, «Кирюшка» Веры Карасевой, «Сосны шумят» Ирины Токмаковой, «Мой добрый папа» Виктора Голявкина, «Белая шубка» Елены Верейской. Выбирая современные энциклопедии, затрагивающие тему войны, на что обратить внимание? Чего там быть не должно? Современные детские энциклопедии по большей части – красивые качественные переводные издания, но в освещении этого исторического этапа ожидать какой-либо беспристрастности от них по-прежнему не приходится (взять хотя бы один разворот из в целом интереснейшей, громадной книги «Хронология» Петера Гюса, это же «обрезанный рукав Сталина» в чистом виде). Если домашней библиотеке во что бы то ни стало требуется документалистика, пусть это будут все-таки отечественные издания, они написаны правильной родной речью и с сохранением человеческого достоинства, которое через 70 лет приобретает все большую важность для исторической памяти. Пожалуй, самая подходящая для дошкольников документальная – «Дорога Жизни» Нисона Ходза («Детгиз»). Для изучения баталий – серия из шести книг писателя-фронтовика Сергея Алексеева «Великие битвы Великой Отечественной», а для общего впечатления можно посмотреть художественный альбом с репродукциями картин разных живописцев и рассказами Анатолия Митяева «Письмо с фронта». Какие самим прочесть книги, чтобы подготовиться к разговору и чтению на эту тему? Да эти же самые, «детские» и прочесть. На взрослых они производят зачастую даже больший эффект, многогранный. Встряска такая, например, от «Седьмой симфонии», которая навзрыд за пару часов читается. Просветление, что ли. У Дины Рубиной есть повесть «Терновник», там эпизод важный, как мама мальчику рассказывает судьбу старушки-соседки, и внимание ребенка к тяжелой, в общем-то, истории, и сопереживание, наверное, именно так должны восприниматься и книги о войне. Интервью Алисы Бруновны Фрейндлих о блокадном детстве – пронзительный текст, нужный очень. Вот его даже детям можно прочесть. Есть ли какие-то современные писатели, доходчиво пишущие исторические книги для детей? О, это очень спорный момент, и ориентироваться лучше на собственные ценности и взгляды. Кто-то без ума от «Краденого города» Юлии Яковлевой, но многие видят в этой новинке оскорбление светлой памяти блокадников, и как тут рассудить? Возможно, «Облачный полк» Эдуарда Веркина, если настаивать именно на авторах-современниках. «Я иду искать» Бориса Алмазова. Из иностранных авторов – потрясающий двухтомник «Ванго» Тимоте де Фомбеля, приключенческая история, которая вызывает неподдельный интерес к событиям 30-40 годов в Европе, мотивирует к изучению истории. Хочется каждому подростку ее вручить. Нужно ли ребенку специально «подсовывать» книги о войне? В читающих семьях как-то само собой эти книги есть на полках – и для семейного чтения-обсуждения, и для самостоятельных читателей. Также естественной мотивацией к прочтению военной книги становится то, что именно эту историю читали в детстве мама или папа. И ваша радость по поводу вновь обретенной книги должна сработать. Вообще любое чтение на тему военного времени, детей 40-х годов, жизни той, преодоления – это большой душевный труд, сложное переживание. Никакие другие истории не задействуют столько эмоций: тут и корни семейного древа, и тончайшая нравственность, и мужество настоящее. Это воспитание человека в самом возвышенном смысле, да. Когда «Читариум» только начал делать буксеты, мы выпустили «Блокадный» набор книг и на этом опыте увидели, насколько это актуально детям и родителям, не только в Петербурге и Ленинградской области. Самая большая коллекция переизданий важной прозы для младших школьников, где сегодняшние родители точно встретятся с книгами-друзьями из своего детства, выпускает издательство «Речь», серия «Вот как это было». Здесь «Болотные робинзоны» Софии Радзиевской, «Девочка из города» Любови Воронковой, «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой и «Седьмая симфония» Тамары Цинберг. Сложная литература формирует многогранность понимания истории. О семьях и сиротах, о трудном времени и возвращении к долгожданной мирной жизни. Новая тематика для детской и подростковой литературы в нашей стране, поэтому книги с колоссальным интересом читают сначала сами взрослые, а потом делятся впечатлениями с детьми. Тут издательство «Самокат» в первую очередь делает колоссальную работу и в плане аккуратных талантливых переводов, и по стилю оформления изданий: четыре книги Анники Тор, обязательная к прочтению «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела, кроме того, серия «Родная речь» и «Как это было». Какие из классических произведений о войне современному ребенку следует прочесть до окончания школы? На взгляд человека, представляющего, какие книги читают дети действительно с неподдельным интересом, книги школьной программы выглядят так, будто они серьезно опережают возраст современного школьника-читателя. Взять «Судьбу человека» Михаила Шолохова, но она хотя бы небольшая по объему. Но пусть это будет преодолимой задачей педагогов. Думающим родителям важнее не галочка «прочитано» и не сданное вовремя сочинение, а реальное восприятие художественного текста и понимание мировой истории, так ведь? Так что внеклассное, домашнее чтение всегда будет играть первоочередную роль. Обсуждать с ребенком прочитанное? Спрашивать, что именно в книге произвело на него наибольшее впечатление? Строго говоря, это рекомендованная практика для каждой прочитанной книги, и начинать в идеале надо с самого раннего детства. Любая книга – это повод для беседы, благодаря этому приему можно лучше понять своего ребенка, его интересы, тревоги, страхи, особенности восприятия. И когда чадо дорастет до серьезных книг, родителям будет особенно интересно разговаривать наравне, дружески. Как помочь ребенку справиться с эмоциями после прочтения книг о войне? Вспомнить родственников, посмотреть старинные фотоальбомы. Сейчас колоссальные базы восстанавливаются по документам военного времени, можно найти госпиталь, где лечили раненого прадеда, о наградах его документы прочесть. В этом разговоре по душам важно сфокусировать внимание на том, что люди, пережившие весь ужас военных лет, нашли в себе недюжинные силы, чтобы трудиться, воспитывать детей, писать книги, играть в кино, строить дома. Обсудить важность того, что об этих людях стараются помнить в каждой семье. Пусть это трепетное чувство и будет основным в самый праздничный весенний день нашей большой страны. Ещё почитать Книги о войне, которые нужно читать и обсуждать вместе с детьми Пожары, войны, катастрофы: как говорить с детьми о тревожных событиях