Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

«Любое чтение на тему военного времени – это большой душевный труд, сложное переживание»: что, как и когда читать с детьми о войне

Книги о войне — важная часть воспитательного кода в нашей стране. Но как начинать их выбирать, читать и объяснять ребенку? На эти вопросы отвечают эксперты книжного клуба «Читариум». Оригинал интервью был опубликован на НЭН.

«Любое чтение на тему военного времени – это большой душевный труд, сложное переживание»: что, как и когда читать с детьми о войне
Фото: CHIPS journalCHIPS journal

Когда лучше всего начинать читать детям о войне как о явлении? Какая война, как тема, должна появиться в детской библиотеке первой – Великая Отечественная?

Видео дня

А как было бы хорошо представить идеальный мир, где нет детских книжек о войне, да и вообще нет войны. Но ведь именно поэтому мы, взрослые, считаем, что так важно рассказывать и нести эту память дальше, беречь фамильные истории погибших и выживших в том страшном времени. О хрупком и бесценном мире. Чтобы не повторилось.

Годам к шести у человека, живущего в нормальной российской семье, очевидно, уже сложилась некоторая «материальная» база впечатлений на тему 9 мая: фотографии и воспоминания старших поколений о родственниках – для современных детей это уже прапрадедушки и прапрабабушки, вероятно, их наградные знаки — семейные реликвии, московский парад Победы по телевизору или семейное участие в шествии Бессмертного полка в родном городе, местные достопримечательности, ленточка георгиевская, бережно повязанная на курточке, салют в вечернем небе. Если у родителей есть любимое ретро-кино о войне, то, разумеется, дошкольник его уже не раз видел и с разумными комментариями.

Книги на самом деле читать и комментировать немного проще, чем пытаться самостоятельно рассказывать простыми словами (те, кто пробовал, знают). Из стихов – «Нет войны» , «Мужчина» , можно выучить «На Земле безжалостно маленькой» или «Дед Владимир, дед Николай» .

Как правильно сформировать «военную» библиотеку? С чего начать – с энциклопедий или художественных произведений?

Начать с себя. Вспомнить книги о войне из своего детства, благо найти их несложно – множество переизданий. Ориентироваться на возраст юного читателя, в первую очередь выбирая произведения о сверстниках, сборники рассказов. Детям о детях войны: «Кукла» Геннадия Черкашина, «Кирюшка» Веры Карасевой, «Сосны шумят» , «Мой добрый папа» Виктора Голявкина, «Белая шубка» Елены Верейской.

Выбирая современные энциклопедии, затрагивающие тему войны, на что обратить внимание? Чего там быть не должно?

Современные детские энциклопедии по большей части – красивые качественные переводные издания, но в освещении этого исторического этапа ожидать какой-либо беспристрастности от них по-прежнему не приходится (взять хотя бы один разворот из в целом интереснейшей, громадной книги «Хронология» Петера Гюса, это же «обрезанный рукав Сталина» в чистом виде). Если домашней библиотеке во что бы то ни стало требуется документалистика, пусть это будут все-таки отечественные издания, они написаны правильной родной речью и с сохранением человеческого достоинства, которое через 70 лет приобретает все большую важность для исторической памяти.

Пожалуй, самая подходящая для дошкольников документальная – «Дорога Жизни» Нисона Ходза («Детгиз»).

Для изучения баталий – серия из шести книг писателя-фронтовика «Великие битвы Великой Отечественной», а для общего впечатления можно посмотреть художественный альбом с репродукциями картин разных живописцев и рассказами «Письмо с фронта».

Какие самим прочесть книги, чтобы подготовиться к разговору и чтению на эту тему?

Да эти же самые, «детские» и прочесть. На взрослых они производят зачастую даже больший эффект, многогранный. Встряска такая, например, от «Седьмой симфонии», которая навзрыд за пару часов читается. Просветление, что ли. У Дины Рубиной есть повесть «Терновник», там эпизод важный, как мама мальчику рассказывает судьбу старушки-соседки, и внимание ребенка к тяжелой, в общем-то, истории, и сопереживание, наверное, именно так должны восприниматься и книги о войне. Интервью о блокадном детстве – пронзительный текст, нужный очень. Вот его даже детям можно прочесть.

Есть ли какие-то современные писатели, доходчиво пишущие исторические книги для детей?

О, это очень спорный момент, и ориентироваться лучше на собственные ценности и взгляды. Кто-то без ума от «Краденого города» , но многие видят в этой новинке оскорбление светлой памяти блокадников, и как тут рассудить? Возможно, «Облачный полк» , если настаивать именно на авторах-современниках. «Я иду искать» Бориса Алмазова. Из иностранных авторов – потрясающий двухтомник «Ванго» Тимоте де Фомбеля, приключенческая история, которая вызывает неподдельный интерес к событиям 30-40 годов в Европе, мотивирует к изучению истории. Хочется каждому подростку ее вручить.

Нужно ли ребенку специально «подсовывать» книги о войне?

В читающих семьях как-то само собой эти книги есть на полках – и для семейного чтения-обсуждения, и для самостоятельных читателей. Также естественной мотивацией к прочтению военной книги становится то, что именно эту историю читали в детстве мама или папа. И ваша радость по поводу вновь обретенной книги должна сработать. Вообще любое чтение на тему военного времени, детей 40-х годов, жизни той, преодоления – это большой душевный труд, сложное переживание. Никакие другие истории не задействуют столько эмоций: тут и корни семейного древа, и тончайшая нравственность, и мужество настоящее. Это воспитание человека в самом возвышенном смысле, да.

Когда «Читариум» только начал делать буксеты, мы выпустили «Блокадный» набор книг и на этом опыте увидели, насколько это актуально детям и родителям, не только в Петербурге и Ленинградской области.

Самая большая коллекция переизданий важной прозы для младших школьников, где сегодняшние родители точно встретятся с книгами-друзьями из своего детства, выпускает издательство «Речь», серия «Вот как это было». Здесь «Болотные робинзоны» Софии Радзиевской, «Девочка из города» Любови Воронковой, «Хлеб той зимы» и «Седьмая симфония» Тамары Цинберг.

Сложная литература формирует многогранность понимания истории. О семьях и сиротах, о трудном времени и возвращении к долгожданной мирной жизни. Новая тематика для детской и подростковой литературы в нашей стране, поэтому книги с колоссальным интересом читают сначала сами взрослые, а потом делятся впечатлениями с детьми. Тут издательство «Самокат» в первую очередь делает колоссальную работу и в плане аккуратных талантливых переводов, и по стилю оформления изданий: четыре книги , обязательная к прочтению «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела, кроме того, серия «Родная речь» и «Как это было».

Какие из классических произведений о войне современному ребенку следует прочесть до окончания школы?

На взгляд человека, представляющего, какие книги читают дети действительно с неподдельным интересом, книги школьной программы выглядят так, будто они серьезно опережают возраст современного школьника-читателя. Взять «Судьбу человека» , но она хотя бы небольшая по объему.

Но пусть это будет преодолимой задачей педагогов. Думающим родителям важнее не галочка «прочитано» и не сданное вовремя сочинение, а реальное восприятие художественного текста и понимание мировой истории, так ведь? Так что внеклассное, домашнее чтение всегда будет играть первоочередную роль.

Обсуждать с ребенком прочитанное? Спрашивать, что именно в книге произвело на него наибольшее впечатление?

Строго говоря, это рекомендованная практика для каждой прочитанной книги, и начинать в идеале надо с самого раннего детства. Любая книга – это повод для беседы, благодаря этому приему можно лучше понять своего ребенка, его интересы, тревоги, страхи, особенности восприятия. И когда чадо дорастет до серьезных книг, родителям будет особенно интересно разговаривать наравне, дружески.

Как помочь ребенку справиться с эмоциями после прочтения книг о войне?

Вспомнить родственников, посмотреть старинные фотоальбомы. Сейчас колоссальные базы восстанавливаются по документам военного времени, можно найти госпиталь, где лечили раненого прадеда, о наградах его документы прочесть. В этом разговоре по душам важно сфокусировать внимание на том, что люди, пережившие весь ужас военных лет, нашли в себе недюжинные силы, чтобы трудиться, воспитывать детей, писать книги, играть в кино, строить дома. Обсудить важность того, что об этих людях стараются помнить в каждой семье. Пусть это трепетное чувство и будет основным в самый праздничный весенний день нашей большой страны.

Ещё почитать

Книги о войне, которые нужно читать и обсуждать вместе с детьми

Пожары, войны, катастрофы: как говорить с детьми о тревожных событиях