Дожить до ста, но с психическими проблемами. Что ждет в будущем нынешних десятилеток?

К поколению альфа относятся те, кому сейчас меньше десяти лет, к нему же будут относиться те дети, которые родятся в ближайшие годы. Именно им предстоит разрушить гендер, спасти планету, дожить до ста лет и за это время освоить несколько профессий, пишет «НОЖ» (Facebook). Пока мы не можем с уверенностью сказать, каким будет это поколение. Но маркетологи, психологи и футуристы уже говорят о намечающихся трендах: альфы переживут цифровую революцию в образовании, будут жить в мире роботов, станут осваивать по пять профессий за жизнь, смогут жить до ста лет и возьмутся за экологию уже всерьез (потому что другого выхода не будет). Конечно, основные признаки поколения сформируются тогда, когда его представители достигнут зрелости и переживут ряд мировых событий — социальных, политических, природных. Но кое-что об альфах известно уже сейчас, говорит ведущая канала «Дети и плети» Маргарита Литовская. Гендерные границы размываются уже сейчас Эта тенденция будет актуальна и для альф. Сыновья Меган Фокс, которые ходят в платьях, потому что им так нравится, кажется, пришли к нам из недалекого будущего — как и дочь Анджелины Джоли Шайло, которая уже в 4 года поняла, что живет не в своем теле. Можно было бы списать эти случаи на общую эпатажность знаменитостей и сложные психологические условия, в которых живут их дети. Однако у всех остальных тоже меняется отношение к гендеру и к стереотипам, связанным с ним. Например, в сентябре 2019 года в инстаграме случился очередной скандал: соцсеть стала блокировать публикации с длинноволосыми мальчиками без рубашки, распознавая их как оголенных девочек. На волне более легкого отношения к гендеру меняется не только облик детей, но и их хобби. Каждый пятый мальчик хотя бы раз в неделю потребляет фешн-контент, а 42% девочек увлекаются темой супергероев — такие данные обнародовало агентство Insight Kids, опросив детей 2–16 лет. Кажется, что девиз родителей-миллениалов — «Пусть ребенок будет тем, кем хочет быть!» Будет ли следующее поколение глупее — вопрос, который интересует многих С одной стороны, люди все больше оперируют только визуально-образной информацией — а это первый уровень распознавания. Второй — это умение различать буквы, составлять слова и соотносить их с абстрактными понятиями. В общем-то, чтобы не глупеть, следующим поколениям придется поддерживать любовь к чтению. Но, возможно, видеоигры заставят человеческий мозг развиваться по-новому. Нейрофизиологи пришли к выводу, что аркады и шутеры ускоряют процесс обработки информации, тренируют внимание к деталям и воображение. Тренд на геймификацию может стать реальностью для всей системы обучения. Согласитесь, строение человека интереснее изучать, собирая его органы по частям в каком-нибудь шутере, — звучит увлекательнее, чем урок Раисы Павловны в 8:30. Возможно, геймификация, дополненная реальность и доступ к новым технологиям могут пробудить новый интерес к образованию у следующих поколений и спасти человечество от деградации. Но это не точно. Поколение без постоянной профессии Если три предыдущих поколения в детстве мечтали полететь в космос, то альфы хотят более приземленных вещей: помогать планете (67%), использовать технологии для изменения мира (51%) и работать на свежем воздухе (46%). Но надо понимать, что в 6–10 лет (таков возраст респондентов) не всегда есть точное понимание профессии — да это и не важно. Главное, как мы поняли, спасти планету. Современным детям сложно думать о конкретных профессиях не только в силу возраста, но и из-за тех изменений, которые происходят в мире. Структура рынка труда динамично меняется, многие специальности исчезают, а какие появятся на их месте, пока предсказать сложно. Выбирать профессию на всю жизнь уже нет нужды, да и постигать ее на базе фундаментального высшего образования — тоже. По прогнозам Марка Мак-Криндла, самым взрослым из альф придется за свою жизнь сменить 17 работодателей в 5 сферах деятельности. Поэтому они должны будут иметь множество софт-навыков и периодически оперативно получать новые хард-скиллы. Поколение, которое любит товары с «миссией» То, как альфы планируют подходить к покупкам, повторяет тренд, заданный представителями поколения Z: они не гедонисты и стремятся к разумному и осознанному потреблению. Пока на решения альф в большей степени влияют их друзья и инфлюенсеры (в основном блогеры). Почти 66% детей хотят покупать продукты у тех брендов, которые делают мир лучше, а 18% уже стремятся выбирать товары без пластиковой упаковки. Поколение Digital native: как скажутся на альфах новые технологии Альфы не только умеют пользоваться гаджетами и интернетом, но и имеют свое мнение о цифровой этике. Например, 45% детей считают, что родители не должны публиковать их фотографии без разрешения, а 62% — что ютуб-блогеры не всегда делают вещи, с которыми они согласны. Раньше критическое мышление начинало развиваться у детей только к 10–12 годам. Но у альф нет времени так долго ждать: в их мире информации так много, что они не могут выделить на ее оценку и даже пресловутые 8 секунд, которые есть у поколения Z, поэтому с первых лет жизни учатся оценивать контент со суперскоростью. Но уже в ближайшем будущем граница между онлайн-присутствием и реальной жизнью будет стремительно стираться, что может дать два диаметрально противоположных последствия. С одной стороны, альфы, скорее всего, будут все более космополитичными и по их геолокации нельзя будет судить об их круге общения, политических взглядах и культурных предпочтениях. С другой стороны, они будут еще сильнее подвержены эффектам эхо-камер, о которых я писал в статье «Тоннель реальности», и поляризованы как никогда: цифровые пузыри будут сбивать их в группы по интересам и ограждать от всех враждебных — или просто иных — точек зрения». Здоровье: долгожители с психическими проблемами Некоторые исследователи считают, что треть рожденных в 2012 году детей смогут дожить до 100 лет благодаря развитию медицины. Но есть более тонкий момент — психологическое и психическое здоровье. В 2002 году Всемирная организация здравоохранения заявляла, что к 2020-му случаев психических расстройств будет на 50% больше и это станет одной из пяти основных причин детской заболеваемости. Это называли кризисом XXI века. В 2017 году компания NHS Digital опубликовала итоги своего опроса: оказалось, что всё чаще у детей 5–15 лет появляются эмоциональные расстройства: У 11,2% современных детей диагностированы психологические проблемы (в отчете 2004 года цифра была чуть меньше — 10,1%). Больше всего выявили случаев тревоги, депрессии, мании и биполярных аффективных расстройств — с 3,9% в 2004 году до 5,8% в 2017-м. Исследователи считают основными причинами не только социальные сети, расцвет которых начался после 2004 года, и возросшую школьную нагрузку, но и медикализацию психологических состояний. Вот 6-летний гиперактивный ребенок в 2000 году: он целыми днями носится по квартире, быстро переключается с занятия на занятие. Родители не понимают, откуда у него столько энергии и куда ее направить, но в целом рады, что малыш здоров и любопытен. А вот гиперактивный шестилетка в 2020-м: врач ставит ему СДВГ, родители покупают ему ноотропные препараты, водят к психологу и переживают, что их ребенок, став старше, не сможет воспринимать информацию так, как его «нормальные» сверстники.