«В кого ты такой уродился?!» Детский психолог — о распространенных ошибках воспитания

Почему современные дети испытывают хронический стресс? Как услышать и правильно понять своего ребенка? Что такое «конструктивное наказание»? Об этом в интервью порталу Yellmed рассказала специалист в сфере психологии детско-родительских отношений Татьяна Морозова. Татьяна Морозова Психолог Частная практика Стаж: 10 лет Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный когнитивно-поведенческий терапевт. Магистр психологических наук. Соавтор сборника консультаций для родителей младших школьников. Образование: ГГУ им. Ф. Скорины, факультет психологии и педагогики (г. Гомель, Республика Беларусь). Институт практической психологии «Иматон», программа по детской практической психологи (г. Санкт Петербург). Московский Гештальт институт, специализации «Работа с нарциссической травмой в гештальт-подходе», «Работа с парой в гештальт-подходе». Член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (г. Санкт-Петербург). Сегодня многие родители жалуются, что ребенок сидит днями с планшетом, ничем не интересуется. Почему так происходит? — Отсутствие интереса — хитрый симптом. Если не говорить о патологиях развития, то за отсутствием интереса маскируются или перенасыщенность, когда объелся, или отказ от интересов в жертву отношениям с родителями. Бывает, ребенку так много предлагают, что у него просто нет места хотеть что-то самому. Потребность не успевает созреть. В этом смысле у слегка ленивых родителей — активные дети, а у опекающих родителей — условно ленивые дети. Или интересы есть, но они незначительные, неправильные с точки зрения родителя. И родитель настаивает на своем. В лучшем случае ребенок будет бунтовать, в худшем — уступит, отказавшись от части себя. ► Отсутствие интереса может быть одним из симптомов депрессии. Здесь важно понимать историю жизни ребенка — был ли интерес раньше, на фоне каких событий пропал и так далее. Если ваш ребенок был активным и любопытным, а в какой-то момент изменил привычное поведение — это повод обратиться к психологу и, возможно, к психиатру. Как родителю услышать своего ребенка? — Это просто и сложно одновременно — слушать, наблюдать, не додумывать за ребенка. Удивительно, как часто мы слышим свое. Приведу пример. ◆ На занятие пришел родитель с ребенком подростком. И подросток говорит, что ему нравится играть в приставку. Родитель в этот момент проявляет беспокойство. Видя это, спрашиваю у родителя: «Что вы услышали?» Мама отвечает, что ее сын ни к чему не стремится и никуда не поступит. То есть ребенок говорит о своем увлечении, а мама при этом тревожится, обобщает и предсказывает неблагополучное будущее. Так появляется недопонимание. ◆ Полезно учиться отделять реальные слова другого человека от своих интерпретаций и тренировать навык выдерживать неприятные чувства. ► Лучший способ услышать и узнать другого — начать его слушать. Банально, но работает. Можно воспитывать детей так, чтобы полностью ограждать их от гаджетов? — Информационная реальность здорово конкурирует с физической. Особенно сейчас, когда из-за вируса многие сферы жизни перешли в онлайн-формат. Полностью оградить ребенка от гаджетов — это уже на грани фантастики. Есть курсы выживания в дикой природе — как обустроить свой быт без запасов еды, спичек, палатки, навигатора и так далее. Так вот лишение гаджетов и интернета — это уже курсы выживания в социальном мире. Вопрос еще в том, как гаджет используется — для общения, учебы или развлечения. Я, скорее, за ограничения по времени пользования. О токсичном стыде Мамы любят воспитывать детей в общественном местах: «пальцем не тычь», «сиди спокойно», «куда ты юбку задрала, на тебя все смотрят», «как тебе ни стыдно» и так далее. Как действуют на детей такие замечания родителей? — Для части родителей одергивание ребенка в общественном месте — это способ справиться с собственным стыдом. Стыд сложно переносить. Это такая «горячая картошка», которую хочется перебросить другому. И когда сложно переварить свои чувства, происходит передача стыда другому. В то же время стыд может быть полезным и вредным: ► Полезный — когда помогает усваивать социальные нормы. Не ходить голым по улице, не бить других людей, не пачкать пассажиров ногами. Здесь важно останавливать ребенка и подсказывать ему не только, как нельзя, но и то, как можно, альтернативное поведение в этой ситуации. ► Бывает вредный, токсичный стыд. Когда в действительности не происходит ничего плохого, но есть ожидание угрозы со стороны «общества»: «Подумают, что плохая мать». Ожидание того, что осудят и не примут. А желание быть принятым — очень сильный мотив. И тогда, если есть ожидание угрозы, безопаснее пресекать спонтанность и контролировать себя и других. Еще одно распространенное восклицание родителей: «В кого ж ты такой уродился?!» Как Вы объясняете взрослым, что ребенок уродился именно в них? — Конкретно это восклицание хочется вернуть родителю. Смотрите, за этой фразой может быть и досада, и разочарование, и чувство бессилия со стороны взрослого. И тогда важно это заметить и проговорить. Второй момент: родитель может фокусироваться только на одном качестве ребенка, на одном полюсе. Тогда важно помочь заметить, что ребенок — разный, и что он меняется, что контекст меняется. Например, шуметь дома, когда кто-то спит, плохо, а в кабинете психолога — допустимо. ◆ Я в таких случаях склонна искать ресурсы — сильные стороны, потенциал, варианты решения задачи. Ну и, конечно, в профессиональной деятельности помогает юмор. Можно сказать, что в нашем обществе к детям относятся снисходительно, пренебрежительно, не считаются с их желаниями и мечтами? — К сожалению, я бы говорила о пренебрежительном отношении к детям как местном диалекте. И «звучит» он на разных уровнях общения. Не думаю, что пренебрежение можно проявлять выборочно — например, только к детям. ► Все, что мы делаем с другими, мы делаем и с собой. Пренебрегать или проявлять интерес — это навык. Это как мышца «уважение», которую я либо тренирую, нагружаю в повседневно жизни, либо нет. И если реальным мышцам нужен белок, то здесь питательным веществом будет самоуважение. О детском хроническом стрессе Фразы типа «Пойдешь на работу — узнаешь, почему я злая» — они что-нибудь объясняют ребенку или только усугубляют ситуацию? — Можно помечтать, что эта фраза заинтригует и воодушевит ребенка побежать навстречу взрослой жизни. Но в реальности, скорее всего, такие слова испугают ребенка и вызовут отвращение к взрослению и миру взрослых. Запугивание помогает разве что на короткое время, учит изворотливости, увеличивает дистанцию в отношениях. То есть если родитель живет в стрессе и всегда на грани нервного срыва, он не сможет воспитать психически устойчивого ребенка? — Дети так или иначе адаптируются к семейной ситуации. Вопрос, какой ценой. ◆ Если взрослый живет на грани нервного срыва и слабо заботится о себе, это превращает жизнь ребенка в выживание в буквальном смысле. ◆ Его мозг на химическом уровне занят тем, что отслеживает опасность и перманентно держит тело в напряжении. Хроническое напряжение, в свою очередь, приводит к истощению. Страдают иммунитет, познавательная и эмоционально-волевая сферы, способность спонтанно играть и творить. Львиная доля невнимательных детей — это дети, испытывающие хронический стресс. На это наслаиваются проблемы в общении со сверстниками. ► Хочешь помочь своему ребенку — приведи в порядок себя. Выходит, родители жестко общаются с детьми: запрещают, требуют, раздражаются по малейшим поводам. А потом все эти дети подрастают, собираются в одном офисе и начинается ад? — К счастью, чем старше ребенок, тем больше у него возможностей добрать то, что в дефиците, за пределами семьи. Это в принципе непрерывный процесс — добирать «любовь» в течении жизни. Как ежики в тумане, бродим, ищем. Мы стремимся компенсировать то, чего не хватало в детстве, например принятия или безопасности. Конечно, можете сказать, что в вашем детстве всего было достаточно. Если вы так чувствуете, вы правы. В то же время в любых близких отношениях рано или поздно появляется чувство разочарования. И не потому, что кто-то плохой. А потому что человеку свойственно мечтать об идеальном другом. ◆ Будто есть кто-то в этом мире, кто безусловно полюбит, всегда поймет, никогда не оставит, оправдает все ожидания. Очаровательный образ. И любой реальный человек проигрывает этому образу. ◆ Чем сильнее в глубине души человек верит, что идеальный другой существует, тем больше его реальные отношения будут невыносимы. И наоборот. То есть начальники, которые создают напряжение в коллективе, и подчиненные, которые не могут без этого напряжения жить, — все это результат нездоровых детско-родительских отношений? — Мне нравится идея о том, что крепкие взаимные отношения могут быть в двух случаях. Первый — когда люди, как пазлы, совпадают неврозами. Например, зависимый и созависимый. Первый нуждается в контроле, подчинении, не хочет брать на себя ответственность. Второй стремится к опеке как к проявлению власти, к контролю, интересуется чужой жизнью больше, чем своей. Эти двое всю жизнь могут прожить вместе или хорошо сработаться как начальник и подчиненный. Второй случай — когда оба проработали свой невроз. Будь партнеры в браке или коллеги в виде босса и сотрудника. Реально разорвать этот круг порочных семейных сценариев, передающихся из поколения в поколение? — Да. В стабильных теплых отношениях. При этом «отношения» — это глагол. Хорошо, если повезло попасть в такое окружение, встретить такого партнера. ► То, что формируется в отношениях, можно поменять только в отношениях. Никакая книга, диплом о высшем образовании или онлайн-тренинг не справятся с этой задачей. Человеку нужен человек. Психотерапия тоже дает возможность менять семейный сценарий. Мне нравится шутка, в каком возрасте ребенка стоит обращаться к психологу: «За несколько лет до его рождения». Как грамотно наказывать Как показать чаду, что он поступил нехорошо? — Наказания сами по себе не эффективны, если цель — изжить плохое поведение. Важно показывать альтернативное поведение и поощрять его проявление. Дошкольникам и младшим школьникам нравится быть хорошими для родителей и учителей. Взрослый для них еще авторитет. ► Почти всегда дети старше трех-четырех лет сами понимают, что совершили плохой поступок. У них появляются чувство страха, огорчение, стыд, вина. Внутренний дискомфорт — уже хороший регулятор поведения. Это как внутренний парктроник. Второй важный момент — не только дать понять ребенку, что он поступил плохо, но и показать, как «компенсировать ущерб». ◆Например, предложить помощь, сделать что-то приятное для другого, искренне пожалеть и так далее. ◆ Если это новая ситуация для ребенка, проговорить, что допустимо, а что — нет. Самим придерживаться договоренностей и правил. Допустим, ребенка любят, относятся с уважением. Но есть детский сад, воспитательницы, другие взрослые со своими моделями поведения. Как объяснять ребенку, что все люди разные? — Встречаться с разными моделями поведения взрослых — хорошо. Это как раз и помогает понять, что люди — разные. И что есть разная степень близости — самые близкие, друзья и приятели, соседи, незнакомые и посторонние. И что со всем из них — своя модель поведения. Еще важно стремиться не столько избегать конфликтов, ведь это невозможно, сколько обучать разным стилям решения — и договариваться, и уступать, и конкурировать. Что значит «детский психолог для взрослых»? Так вы обозначаете свою специализацию в соцсетях. — Десять лет назад я начала работать как детский психолог. Ко мне обращались по вопросам дефицита внимания и гиперактивности, детских страхов, трудностей в общении, адаптации в садике и школе и так далее. Редко ребенок стремится обратиться сам, хотя так тоже бывает. Первое знакомство и контакт почти всегда происходит с родителем. ► И это уже работа переводчика между ребенком и взрослым. Когда родитель осознает процесс, происходящий с ребенком, и отталкивается в своем поведении от этого понимания, у всей семьи жизнь становится легче. ◆ Например, «сделал назло» — это ярлык и поиск виноватого, тупик в отношениях. А по факту у ребенка отсутствует навык выражать злость приемлемым способом. ◆ По мере своего профессионального становления я заметила, что все чаще обращаются взрослые. Уже не только по вопросам, связанными с детьми. Так и появилось выражение «детский психолог для взрослых». Процессы с детьми и взрослыми происходят схожие, только формы работы разные. С детьми — игровая, со взрослыми — в большей степени разговорная терапия. Татьяна, с какими вопросами обычно обращаются к детскому психологу? — Чаще всего обращаются с вопросами поведения — не слушается, дерется, не хочет делать уроки. Это то, что на поверхности, верхушка айсберга. Второй по частоте повод обратиться — соматические проявления. Это клиенты, которые уже были у врачей, и им порекомендовали работу с психологом. Обращаются, когда есть запоры, энурез, энкопрез, частые боли в желудке, тики, заикание, ВСД. Еще один тип вопросов — эмоциональное состояние ребенка и сфера общения.

«В кого ты такой уродился?!» Детский психолог — о распространенных ошибках воспитания
© Eva.ru