Войти в почту

Как начать с ребенком разговор об экологии на понятном ему языке

И развивать экологическое мышление с помощью художественной литературы. Экология — самая обсуждаемая тема в последнее время. Если раньше об этом говорили только активисты из Greenpeace, WWF и других организаций, то сейчас это делают даже те, кто до 2019 года не знал, что такое раздельный сбор отходов. Пик обсуждений пришелся на появление в информационных сводках Греты Тунберг – шведской школьницы, которая обвинила власти и общество в том, что ее детство украдено из-за экологической ситуации в мире. Кто-то ее поддержал, кто-то пошел делать мемы с фразой «How dare you!» («Как ты смеешь…»), а кто-то посчитал, что проблемы Земли его не волнуют. Однако с каждым годом растет количество людей, которые начинают разделять мусор и стремятся к осознанному потреблению. Родители в свою очередь задумываются о том, как с самого раннего детства объяснить ребенку важность сохранения окружающей среды. И первая мысль, которая приходит в головы: надо купить какую-нибудь книгу. Многие отдают предпочтению нонфикшену, который рассказывает о разных ужасах, происходящих с планетой, или как можно изменить экологический фон в стране, откуда берется мусор и что с ним происходит через пять, десять, сто лет. Однако не все дети любят читать научно-популярную литературу, и что же делать в этом случае? На помощь приходит художественная литература о животных, которая через образы, сопереживания главным героям покажет хрупкость мира, в котором мы живем. Но надо понимать, что развивать экологическое мышление одними книгами не получится, тут должен быть использован комплекс мер. Для того, чтобы ребенок понимал реальное воздействие человека на окружающую среду и в будущем отказался от потребительских установок, направленных на быстрое получение материальных выгод, нужна целая система, которая должна начинаться с родительского примера. Если родители хотят, чтобы ребенок в дальнейшем задумывался об экологической ситуации в стране и в мире, они должны и сами вести себя соответственно. Если рассказать ребенку, что нехорошо выкидывать мусор в лесу, а потом пойти на шашлыки и не убрать за собой, выбросив мусор в специальный контейнер, то скорее всего сколько бы книг об экологии не было куплено ребенку, он будет выкидывать мусор там, где не положено. Можно рассуждать о раздельном сборе мусора, но если этой привычки нет в семье, то и у детей такой практики не выработается. При этом семья должна объяснить детям, что человек не может проснуться и начать в один день делать все на благо экологии, потому что это просто невозможно в современном мире. Всем нужен транспорт, пластиковые бутылки, батарейки. Второй главный момент в развитии экологического мышления после примера родителей — дать понимание отложенного эффекта на экологию всех действий, которые мы совершаем сейчас. То есть даже одна сданная батарейка — вклад в будущее планет, а быстрых результатов в этом не бывает. Также одним из важных факторов развития такого мышления является забота не только о переработке мусора, разумном потреблении энергии, но и о животных. Однако научить состраданию к братьям нашим меньшим, если не вызывать у ребенка эмоциональное сопричастие, — сложно. Здесь важно привлекать ребенка к теме через фильмы и книги, которые учат сопереживать и ценить чужие жизни. Книги Редьярда Киплинга, Виталия Бианки, Феликса Зальтена, Эрнеста Сетона-Томпсона и многих других писателей о животных, хоть написаны были не сегодня, не оставят равнодушными современных детей. Принято считать, что Эрнест Сетон-Томпсон, канадский и американский писатель, — основоположник экологического мышления в мире. Своим жизненным примером писатель показывал, как важно быть в гармонии с природой. Он подолгу жил в лесах и прериях, побывал на Крайнем Севере, старался всегда найти самые укромные места планеты для изучения и наблюдения за природой. Поэтому именно его книги могут стать первыми проводниками на пути к узнаванию природы и любви к ней, внимательному отношению ко всему живому. На книгах Э. Сетона-Томпсона выросло не одно поколение детей. Его рассказы нравятся читателям, независимо от возраста, ведь они — будто напечатанная передача о животном мире: о разнообразной фауне, о смешных проделках и приключениях животных. Ребенку не интересны глобальные катаклизмы, ему все равно, как машины влияют на жизнь далеких белых мишек, как заводы влияют на озоновый слой, хотя его несомненно привлекает окружающий мир. Самуил Маршак, первый главный редактор «Детгиза» (ныне — издательство «Детская литература»), считал Томпсона лучшим в мире из тех писателей, кто писал о животных. Ему очень нравился эпизод в одном из рассказов, о том, как волк читает свою утреннюю газету, по запахам узнаёт, что случилось в лесу. Ведь событий в лесу не меньше, чем в большом городе: прилёты, отлёты, постройка жилищ, свадьбы, грабежи, битвы… Сетон-Томпсон не идеализировал животный мир, он понимал, что там действует закон выживания, и в своих книгах он показывал самых ярких представителей фауны, которые сталкивались с испытаниями и не всегда им удавалось выйти из них победителем. Он рассказал историю медведя Уэбе («Жизнь серого медведя»), мудрого ворона («Серебряное пятнышко»), почтового голубя («Арно»), волка («Лобо»), кролика («Джек – боевой конек»), и лошади «Мустанг-иноходец». Эти рассказы могут стать первым кирпичиком для закладки фундамента в экологическом мышлении детей. Через увлекательные истории ребенок узнает о самых разных уголках планеты, начнет ценить их, осознает, как важно их беречь. Ведь то, что любишь, невозможно уничтожать. Фото: пресс-служба «Детская литература», Depositphotos, Freepik Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал !

Как начать с ребенком разговор об экологии на понятном ему языке
© Letidor.ru