Семьи из Косино-Ухтомского могут получить консультации от психологов районного Семейного центра
Психологи Семейного центра «Косино-Ухтомский» помогают семьям с детьми дистанционно. В этот раз психолог Елена Муравьева расскажет, как говорить с детьми о любви. «Я люблю мороженое» — сказал 6-летний Вадик. «А я нашу собаку» — ответила 7-летняя Маргарита. «А я люблю вас обоих» — вдруг произнесла их мама. Неужели любовь к мороженому, собаке и детям — это одно и тоже?! Конечно, нет. Это совсем разные виды любви, но когда ребёнок спрашивает: «Что такое любовь?» родители попадают в замешательство. Это второй по сложности детский вопрос после попыток выяснить, что такое секс. Многолетняя психологическая практика показывает, что взрослые люди, даже самые грамотные, успешные и благополучные, реагируют на подобный интерес ребенка совсем неожиданным образом. Самый популярный способ объясниться на столь сложную, если не сказать деликатную, тему — это взять и эту самую тему сменить. Для этого вполне подойдет ответ: «А ты навел порядок в комнате?», «Сделал ли уроки?», «Надо погулять с собакой!». Такой способ, надо признать, действует безотказно, но дает лишь отсроченный эффект. Ребенок все-равно придет и спросит. И тогда отвечать придется, тем более, если уроки сделаны, в комнате чисто, а собаки у вас нет. Но как отвечать?! И тут есть вторая универсальная «палочка-выручалочка». Можно сказать: «Ну это как у нас с папой\тобой\бабушкой и т. д.». И снова загвоздка: «А как ЭТО у Вас с папой?» и даже: «А как ЭТО у нас с тобой?». Может быть как в романе Ремарка «Три товарища»: совместные путешествия на кабриолете, томные взгляды, бесконечные объятия, цветы, милые безделушки в знак вечной любви? Но, ведь, у папы нет кабриолета, мам не шепчет ему на ушко милые глупости, и подарки он дарит маме три раза в год — на новый год, 8 марта и на день рождения, если не забудет какого он числа. И вместо всего «любовного» набора из книжки у вас в семейном арсенале: упреки, недовольство бабушкиными визитами, хлопанье дверями и пр. Иногда любовь проявляется взаимными оскорблениями, слезами, уходами из дома, угрозами, а то и побоями. И если хотя б нескольких пунктов «любви» в вашем доме не бывает — вы солжете. Соответственно, ребенок после такого ответа на вопрос: «Что такое любовь?» вполне может (и имеет на это все основания) сделать вывод, что любовь это как раз то, что он наблюдает между своими родителями. Но ведь бывают и неполные семьи, где мамы или папы нет вовсе. Тогда, может быть, «понятная любовь» бывает как раз между родителем и ребенком?! Мама регулярно говорит: «Я люблю тебя больше всех на свете!» и после этих проникновенных слов заставляет есть манную кашу, мыть ноги, учить уроки, запрещает сидеть сутками за компьютером, не отпускает гулять, не покупает телефон последней модели, а когда застукала с сигаретой — вообще «всыпала» ремнем! То есть, Любовь — это просто слова на ветер? Сказал, что любишь и делаешь что угодно? — так глубоко ребенок вряд ли станет рассматривать полученный ответ. Однако, вполне может принять это понятие именно в таком образе и уже не особо задумываясь начнет применять на практике полученный «любовный» опыт, но, что самое неприятное будет воспринимать любовь именно таким образом к себе и тут уже не важен уровень интимности чувства. Профессиональные психологи советуют начать не с примеров и тем более не с отговорок, а с разбора понятий. Непонимание не просто чувств, а даже слов, которыми эти чувства описывают на сегодняшний день — огромная проблема не только детей, но и всего современного общества. Можно с ребенком поиграть в одну любопытную игру. Скажите сыну или дочери, что вы иностранец, который по-русски знает самый элементарный набор слов и хотел бы выучить много новых, но словаря у «иностранца» нет, а так бы хотелось увеличить словарный запас. Попросите отпрыска самым примитивным способом (понятным иностранцу) объяснить значение каких-нибудь слов. Например, что значит слово «мама». И тут сразу могу угадать ответы ваших детей. Первое, что скажет ребенок, если вопрос задает мама: «Мама — это ты!». Но, ведь, для иностранца из игры Вы не мама. Тогда ребенок задумается и ответит (по секрету, так сделают и многие взрослые): «Мама — это когда женщина….». Стоп! Мама — это НЕ КОГДА, мама — это «КТО». И вот тут станет понятно, что мы разучились формулировать не только сложные понятия, но и самые элементарные. Поэтому отвечать на вопрос: «Что такое любовь?» стоит, что называется, не в один присест. Сначала придется сформулировать те простые, пусть даже примитивные вещи, которые потом помогут сформулировать куда более сложные. В итоге, при определенных усилиях родителя, ребенок сам даст определение самому слову «любовь», а после этого и великому, многогранному чувству — тому чувству, которое живет у него внутри по отношению ко многим людям, хотя он и не подозревал об этом. И в будущем сможет выстраивать отношения с людьми на разных уровнях любви или влюбленности. И это будет иметь еще один важный психологический эффект, особенно для детей, воспитанных в традициях русской (читать в российской) ментальности. Вам не придется судорожно и скрупулезно отделять «зерна от плевел» и разбираться, чем любовь отличается от привязанности; привязанность от дружбы; дружба от товарищества и т. д. Тем более, что ни один словарь никогда не скажет, что любовь для кого-то — это наивысшее чувство ответственности. Напомним, что узнать о психологических консультациях можно по телефону: 8(499) 721-72-46.