Что делать, если ребенка обижают из-за национальности
Разбираемся в теме, болезненной для многих детей, родителей и учителей. О проблемах нужно говорить открыто. Пожалуй, это главный совет, который мы можем дать друг другу, обсуждая темы расизма и ксенофобии. Нам, взрослым, надо открыто признавать существование этих проблем и научиться рассказывать о них детям. Российское государство испокон веков представляло собой страну многонациональную — с разными культурами, религиями и традициями. Говорить об этом нужно чаще, чем два раз в год — 12 июня и 4 ноября. А сказать, что на пути становления этого государства не было проблем и мы все жили счастливо и дружно, — значит солгать детям. Но прошлое, к счастью, нас не определяет, а только дает примеры, которые помогут нам выстроить наше настоящее. Тема толерантности и этнического разнообразия России уже давно входит в школьную программу. Другой вопрос — как она входит. Воспитание гражданственности (а вопрос многоэтничности находится именно в этом поле) не может превращаться в набор абстрактных ценностей, которые детям спускаются сверху. Толерантность не предполагает навязывания, она предполагает воспитание уважения. Уважение строится на понимании. Понимание — на конкретных исторических и культурных примерах. Но это все далекая теория. А реальность такова, что вы — родители — и ваш ребенок снова услышали в своей адрес нечто обидное и посвященное вашей национальности. Даже если ваш ребенок русский. Простите за параллель, но белый расизм — такая же острая тема, как и черный. Итак, у нас есть мы, система образования и наш расстроенный ребенок. Что будем делать? Совет «звонить в школу и устраивать тарарам» оставим на потом. Но да, в этой статье такой совет тоже будет. Сейчас вам важно объяснить ребенку, что его вины в произошедшем нет. То, как ведут себя другие люди, не может быть полностью нам подконтрольно. Да, своим поведением мы можем провоцировать как положительную, так и отрицательную реакцию, но исход никогда не гарантирован. В этом сложность социальный взаимоотношений. Помочь понять, что ребенок не виноват, очень важно. Если этого не сделать или отмахнуться фразой «не слушай дураков», эти абстрактные «дураки» могут победить в эмоциональной схватке за спокойствие. Их родители, возможно, тоже не планируют обсуждать столь важные вопросы, как национальность и расизм, думая, что этому научат в школе или «такое моему даже в голову не придет». Говорите! Есть стереотип, что последнее, что интересует подростков, — это беседа с родителями. А вот и нет. Даже если ваш Гриша 13 лет или Зура 15 лет не заводит разговоры на подобные проблемные темы, сами найдите способы их обсудить. Используйте текущие вопросы из новостей (выбирайте аккуратно), дебаты, книги, персонажей из фильмов или сюжеты сериалов как стартовую точку. Спросите своего подростка, что он/она думает о проблемах. Расскажите ребенку, что его национальность — это повод для гордости. За страну, за регион, за историю, язык, традиции, выдающихся деятелей. Национальность — это часть нашей идентичности. Сложные эмоциональные реакции, спровоцированные травлей за внешность, имя или традиции, могут повлиять на восприятие ребенком себя самого в целом. «Я не такой, я плохой», «Я неправильный, ненавижу себя» — такие слова могут быть следствием поврежденной личной идентификации. «Национальные ценности, общественные идеалы и нравственные принципы — это фундаментальные и общеразделяемые представления россиян, выстраданные и выверенные за века отечественной истории, без которых нельзя представить себе российский народ»,— пишет историк, этнолог Валерий Тишков в книге «Мы – российский народ» Посмотрите вместе с ребенком национальные сказки, попросите бабушек и дедушек рассказать что-то о традициях, вместе приготовьте национальное блюдо, сходите на виртуальную или реальную выставку регионального художника. Интегрируйте ребенка в национальную культуру, показывая, как велико ее разнообразие. И обязательно избегайте ксенофобии по отношению к другим культурным кодам и традициям. Выстраивайте рассказ на выделении уникального, не противопоставляя субъективных «хороших» и «плохих», иначе эта статья уже понадобится родителям других детей. Расскажите ребенку, что его право — открыто утверждать, что он гордится своей национальностью. Попытка развести «внутреннюю гордость» с внешними проявлениями идентичности может приводить к кризисам и психологическим проблемам. Стесняться говорить о том, какой вы национальности, нельзя. Пусть школьник гордится, что он принадлежит к определенной культуре и при этом хорошо говорит, пишет и учится на языке другого народа. Если у ребенка проблемы с русским или иным языком, который превалирует на территории, где вы проживаете, помогите ему лучше изучить его. Это не предательство родной культуры, это включение в российский (а не русский) культурный код. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов…» — написано в Конституции Российской Федерации. Научите ребенка сразу же противостоять любым нападкам. Слово «нет», жесткое определение границ. Школьник должен знать, что на оскорбление в свой адрес он должен жестко и четко сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь, что я …» В детстве нас учили не обращать внимания, подкрепляя этот совет тезисом «и тогда отстанут». Нет, не отстанут, и — да, надо защищать личные границы. Устраните потенциально вызывающее поведение Мы все понимаем, что наши дети самые лучшие и никогда не могут быть виноваты в конфликтной ситуации. Обязательно уверьте в этом ребенка, успокойте его (вы не педагог, вы родитель!). Вникните в конфликт и проанализируйте, в какой момент все пошло не так. Вызывающее поведение может быть причиной расовых конфликтов в школьной среде. Другое дело — что именно считать вызывающим поведением. Для кого-то это хиджаб, для кого-то — особенное меню в столовой, для других — оскорбительные высказывания посреди урока. Давайте подойдем к этому с формальной точки зрения. Расовое преследование — это: • физическая атака, угроза получить травму, злоупотребление имуществом; • наименования, призывающие к агрессии или высмеивающие людей определенной идентичности; • провокационное поведение (преследование или игнорирование); • оскорбления, оскорбления, угрозы — в устной или текстовой форме, в социальных сетях; • отказ в участии в каком-либо общем мероприятии из-за национальности; • появление с расистскими надписями или картинками; • книги, листовки, значки или граффити оскорбительного содержания; • поощрение других к расизму. Замечено подобное поведение? Смотрите следующий пункт. Но пока ваша задача — рассказать ребенку об уважительном отношении к другим национальностям без предрассудков и просьб. Без «ну потерпи», «они не понимают» и «они все глупые». Исключите превращение защиты в нападение ребенка на своих обидчиков. Уважение и рациональное поведение — это базис, а не надстройка. Будьте примером Начните с себя. Живите в согласии с другими людьми. Обсуждать важность различий необходимо, но моделирование этого сообщения еще более важно. Оцените свой круг общения или убеждения, которые у вас есть в отношении определенных групп людей. Учтите, что не быть расистом, но быть, например, сексистом, — это уже проигрыш. Вы избрали путь уважения, следуйте ему во всех проявлениях идентичности. Родители — первые учителя своих детей. А еще учителя на всю жизнь. Приняв на себя эту роль, вы должны осознать, что вы — модель справедливости. Если вы сначала говорите, что девочки и мальчики равны», а потом отказываетесь учить сына готовить, потому что «это занятие для девочек», какое истинное сообщение вы отправляете? Лицемерие. Займите позицию, сделайте что-нибудь, будучи свидетелем несправедливости. Бросайте вызов фанатизму, расизму, стереотипам. Нейтралитет перед лицом оскорблений и фанатизма оправдывает эти общественные пороки. Развивайте общую уверенность ребенка в себе Иногда оскорбления на почве национальности накладываются на общую позицию жертвы, низкую самооценку и подавленное чувство собственного достоинства. Самый простой путь исправить ситуацию — позволить своему ребенку уважать себя за определенные навыки и таланты, развивать сильные стороны, гордиться успехами. Работайте со школой и сообществом Обращайтесь к классному руководителю сразу же, как случился инцидент. Не надо ждать ситуации, когда оскорбления будут систематическими, не нивелируйте проблему. Если ребенок вам о ней сказал (а дети, если вы заметили, чаще молчат, чем жалуются, когда их обижают), значит, она есть и она серьезна. Попросите воспитателя, куратора, классного руководителя организовать в группе/классе мероприятие по знакомству с культурой и традициями. Можете даже принять участие в его организации. Покажите ребенку, что вы являетесь частью школы — частью школьного сообщества, тогда у него пропадет страх перед далеким и оторванным от семьи зданием. Если учитель или воспитатель продолжает поощрять (или игнорирует) ситуацию и решение проблемы ограничивается вашими личными действиями, не стесняйтесь идти выше — к директору. Нет результата — идите еще выше. Поощряйте активность. Будьте заинтересованным менеджером в этом вопросе, продвигайте в своем, взрослом, сообществе идеи, которые небезразличны подростку. Сын расстроен дискриминационным обращением со стороны региональной фирмы? Сделайте предложение написать вместе письмо с жалобой или запустите акцию бойкота в социальных сетях. Говорите! Когда молодые люди знают, что у них есть реальный голос в сообществе, они будут бороться за свои права и научат этому других. Если вы учитель, не сидите сложа руки. Если вы учитель, расскажите учащимся, что вы думаете о расе и равенстве. Успешные учителя не боятся преподавать ценности сообщества; они не равнодушны. Для учащихся важно смоделировать видение морально правильного поступка. С расизмом мало двусмысленности — преднамеренная или непреднамеренная дискриминация человека или группы по признаку расы или культуры противоречит закону. Попробуйте моделирование и ролевые игры, в которых учащиеся могут приблизиться к взглядам других. Но примите во внимание тот факт, что некоторые из учеников смогут выйти из роли в конце урока. А вот любой представитель меньшинства не уходит от проблем со школьным звонком, а живет с ними 24 часа в сутки. Привлекайте учащихся к немедленной ответственности за ксенофобские высказывания и поведение. Делайте это тактично, чтобы позволить ученику самостоятельно устранить ущерб: «Сережа, я знаю, что ты не разделяешь подобные взгляды. Проверь еще раз свое утверждение: есть ли что-нибудь, что можно было бы расценить как неуважение к другой национальности?» Используйте пособия, раскрывающие историю многонациональной России в ретроспективе построения этой общности. В корпорации «Российский учебник» вышла книга академика Валерия Тишкова «Мы – российский народ». И вот как комментирует сам автор сложный процесс процесс преподавания многонациональной истории и культуры в школе: _«Эффективность зависит от подхода. Рассказать обо всех (нациях – прим. ред.) в отдельности – не то же самое, что рассказать об общей истории. И второе видится мне фактором куда более важным. В книге уделено основное внимание не столько многонациональности, особенно в плане существующих этнокультурных и других различий между россиянами разной этнической принадлежности, сколько об общности. Об общем представлении об Отчизне и гражданстве, начиная с «гражданина Минина и князя Пожарского», защищавших общее в их представлении Отечество от иноземцев. Об общих усилиях по освоению и развитию огромного Евразийского пространства нашей страны людьми разных культурных традиций, языков и вероисповеданий, об общих драмах и победах, включая и Великую Победу 1945 года». _ Обязательно отмечайте общие достижения. Приводите примеры из истории и литературы. Российскую культуру, как и историю, создавали люди по всей стране и разной национальности. Л.Н. Толстой писал о русском народе, о великом подвиге, который он совершил вместе с представителями других народов во время Отечественной войны 1812 года. Этот же подвиг воспел и М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Но оба они писали также о кавказских героях и традициях. Повесть Толстого «Хаджи Мурат» — сочинение, где главный герой — это горец, скорее всего чеченец. Н.В. Гоголь писал на русском и на украинском языках, и его можно считать как русским, так и украинским писателем. Когда он создавал свою повесть «Тарас Бульба» о борьбе россиян против поляков, русские и украинцы были одним народом. Поэтому Тарас Бульба и говорил: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», или «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!». Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор Тема национальной неприязни крайне сложная. Решить ее даже на государственном уровне затруднительно. Но у вас есть преимущество — вы контролируете среду, в которой происходит конфликт. Подумайте вместе с учителями и другими родителями о том, что вы можете сделать совместно, чтобы жизнь всех детей стала комфортнее. Мы все избегаем таких разговоров в школах и дома, так как это может привести нас к проблемам, с которыми мы не готовы работать. Часто говорите о расизме — вас обвиняют в создании проблемы из ничего, не обращаете внимание — рискуете потерять уважение друзей и коллег. Мы настолько боимся показаться «не такими» в глазах других людей, что сознательно ограничиваем конструктивные возможности говорить о расе, религии, культуре, гендерных проблемах. Но только обсуждая эти темы, мы сможем разрешить конфликты. Добросовестно и заботливо выстраивая разговор, мы ослабим страх говорить, и с этим придет понимание необходимости и вектора перемен. Эти разговоры редко бывают легкими, иногда у нас нет ответов. Но у нас есть время, терпение и желание помочь нашим детям вырасти во взрослых, которые ценят и уважают культурное и национальное разнообразие. Фото: Depositphotos Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал !