Что нужно знать маме ребенка-инвалида?

Волгоградские дефектологи стали победителями конкурса президентских грантов с проектом «Ясли-сад для особой мамы». Он рассчитан на женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. О подробностях «Вечернему Волгограду» рассказала Елена Лапп, идейный вдохновитель проекта, кандидат педагогических наук. Елена Александровна, почему возникла необходимость в обучении мамочек особенных детей? – Дело в том, что успех работы специалиста дефектологического профиля во многом зависит от родителей, ведь они союзники. Некомпетентность мам детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в вопросах воспитания и раннего развития снижает эффективность предпринимаемых усилий, приводит к трудностям инклюзии в обычную среду, возникновению вторичных отклонений. Поэтому и возникла идея просветительского проекта. Можете привести пример, когда сотрудничество педагогов с родителями позволило добиться результата? – Да. Полгода назад за помощью обратилась мама ребенка с жалобой на то, что он не произносит некоторые звуки. В ходе диагностики было установлено, что у малыша миофункциональные нарушения, то есть нарушенный тонус жевательных и мимических мышц. Кроме того, у ребенка нарушены дыхание, осанка, походка. Из разговора с мамой выяснилось, что ребенок часто болеет, кроме того, есть особенности в питании, в частности он не любит твердую пищу. Казалось бы, как все это связано с нарушениями речи? На самом деле, все это очень важно. В данном случае требовалась комплексная работа. Мама прислушалась к рекомендациям специалистов – изменила режим питания, записала ребенка в оздоровительную группу, сама прошла обучение по использованию способов коррекции речи в домашних условиях. Сейчас идет работа по автоматизации нарушенных звуков. Мама получает советы онлайн, раз в месяц приезжает на очные консультации. Это положительный пример. А часто бывает, что родители ждут «волшебную таблетку» и ничего не делают. Почему именно «ясли», а, например, не «школа»? – Коллеги тоже улыбнулись, когда я предложила название. Сказали – несерьезно. Но это название говорит о том, что начинать работать с родителями надо как можно раньше, так же, как и с самими детками. Кроме того, мы будем давать самую простую информацию, азы, чтобы мамы не просто ее прослушали, а начали применять в жизни. Кто знает, может, в будущем будет и детский сад, и школа для особой мамы… Расскажите подробнее о проекте, в чем его суть? – В рамках проекта будут проходить семинары и практикумы для родителей, посвященные специфике семейного воспитания особенных детей, будет очень интересный психологический тренинг «Спасательный круг для мамы», где они научатся планировать свой день, грамотно распределять время так, чтобы и за ребенком успевать ухаживать, и домашние дела делать, ну и о себе не забывать, чтобы не было эмоционального выгорания. Планируем выпустить сборник по раннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, где будут представлены различные игры, упражнения для занятий дома. Каждый месяц будут проводиться встречи мам в формате видеосвязи, тренинги ведущих специалистов: нейропсихологов, дефектологов разного направления, олигофренопедагогов. Они научат мам простейшим приемам, которые те смогут использовать в домашних условиях, чтобы помочь своему ребенку. Дефектолога и родителя объединяет любовь к детям, но есть одно важное отличие. Педагог требователен, а это очень важно в работе с особенными детьми. Без требовательности сформировать новую систему условных связей, освоить какой-то навык, восстановить нарушенную функцию невозможно. И этому тоже нужно учить. На кого в первую очередь рассчитан проект? – Основной контингент участников – мамы детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи, хотя мы думаем, что в проект вольются мамы и других категорий детей с нарушениями в развитии. Информация будет полезна всем. Альбина Айдинова © Фото Сергея Каширского

Что нужно знать маме ребенка-инвалида?
© Вечерний Волгоград